Алена Фирсова Сычевник
Консультация для воспитателей «Роль воспитателей и музыкального руководителя во время НОД и праздников»
▼ Скачать +Заказ
Успехи в музыкальном развитии детей, эмоциональное восприятие ими музыки тесно связаны с работой воспитателя. Именно воспитатель, обладающий широким кругозором, определенной музыкальной культурой, понимающий задачи музыкального воспитания детей, является проводником музыки в повседневную жизнь детского сада. Хорошие деловые взаимоотношения музыкального руководителя и воспитателя благотворно влияют на детей, создают здоровую, дружественную атмосферу, одинаково необходимую как для взрослых, так и для детей.
Публикация «Консультация для воспитателей „Роль воспитателей и музыкального руководителя во время НОД и праздников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Консультации для родителей
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Праздники. Консультации для родителей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Проведение музыкальных занятий не является монополией музыкального руководителя, а составляет часть педагогической работы, которую ведет воспитатель.
Когда ребёнок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс с ещё большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и что бы не происходило на занятии, ребёнок будет постоянно ориентироваться на воспитателя.
Как же проявляется заинтересованность воспитателя на музыкальном занятии? Прежде всего, воспитателю необходимо понять, что на музыкальном занятии он такой же участник, как и дети, а не надзиратель. Представьте, что вы ребёнок, вам всё интересно и вы вместе с детьми весело поёте песни, задорно танцуете, вдумчиво слушаете музыку… И делаете это не как повинность, а с душой, но не забываете, что идёт педагогический процесс, который необходимо контролировать.
А теперь от эстетики перейдём к организационным вопросам.
ИТАК:
- на музыкальном занятии у детей должна быть на ногах удобная обувь, девочки обязательно в юбочках или платьях;
- начиная со средней группы детей необходимо строить, чередуя мальчика и девочку;
- воспитатель с собой приносит тетрадь и ручку, чтобы записывать слова песен, игр, движения танцев, рекомендации и т. д. ;
- в свободной деятельности необходимо закреплять материал, полученный на занятии.
Участие воспитателя в музыкальном занятии зависит от возрастной группы, музыкальной подготовленности детей и конкретных задач данного занятия. Особенно важно участвовать воспитателю в работе с младшими группами, где ему принадлежит главная роль в игре, пляске, песне. Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю – оказывать помощь каждому ребенку, следить, чтобы дети не отвлекались, были внимательными, наблюдать, кто и как проявляет себя на занятии.
В старшей и подготовительной группах, детям предоставляется больше самостоятельности, но все же помощь воспитателя необходима. Он показывает движения упражнений вместе с музыкальным руководителем, исполняет пляску вместе с ребенком, у которого нет пары, осуществляет контроль за поведением детей, за качеством выполнения всего программного материала. Воспитатель должен уметь петь песни, показывать любое упражнение, игру или танец, знать музыку для слушания из детского репертуара. Во время музыкальных занятий воспитатель следит за осанкой детей, произношением слов в песне, качеством усвоения материала.
Роль воспитателя меняется в зависимости от содержания музыкального занятия: воспитатель следит, все ли дети активно поют, правильно ли они передают мелодию песни, выговаривают слова. Поскольку музыкальный руководитель находится около инструмента, он не всегда способен заметить, кто из детей спел то или иное слово неправильно. Если занятие посвящено слушанию музыки, воспитатель может рассказать о содержании музыкальной пьесы, которую будет исполнять музыкальный руководитель, во время исполнения следить за тем, как дети воспринимают музыку. Когда дети мало высказываются по поводу услышанного, воспитатель помогает им наводящими вопросами.
При проведении музыкально-ритмических движений с детьми младших групп, воспитатель играет с ними, показывает плясовые и имитационные фигуры. В старших группах он внимательно следит, правильно ли дети выполняют движения и кому из них надо помочь. Присутствуя на занятиях, активно участвуя в них, воспитатель не только помогает детям, но и сам усваивает материал. Необходимо, чтобы на занятиях поочередно присутствовали оба воспитателя. Зная репертуар, они могут включать те или иные песни, игры в повседневную жизнь детей.
Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит музыкальному руководителю, т. к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений, однако это ни в коей мере не снижает активности воспитателя.
Непонимание воспитательных задач музыки воспитателем, может свести на «нет» все усилия музыкального руководителя. Там, где воспитатель любит музыку, любит петь, там и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям.
Чего хотелось бы избежать на занятиях:
- воспитатель сидит с безучастным видом;
- воспитатель перебивает исполнение;
- воспитатель дает словесные указания наравне с музыкальным руководителем (хотя двух центров внимания быть не может);
- нарушает ход занятия (входит и выходит из зала).
Активность воспитателя зависит от следующих факторов:
- от возраста детей: чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми;
- от раздела музыкального воспитания: самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании;
- от программного материала: в зависимости новый или старый материал.
Роль воспитателя, чередование его активного и пассивного участия, различны в зависимости от частей занятия и их задач.
Слушание музыки:
- личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность;
- следит за дисциплиной;
- оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.
Распевание, пение:
- не участвует во время быстрых опросных упражнений;
- в распевании не участвует, чтобы не сбивать детей;
- поет с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию;
- поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности;
- при совершенствовании разучивания песни подпевает в трудных местах;
- не поет с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном
пении (исключение — пение с детьми раннего и младшего возраста).
Музыкально-ритмические движения и игры:
- участвует в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям;
- дает точные, четкие, эстетичные эталоны движений (исключение —
упражнения на развитие творческой активности детей);
- принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые танцы, пляски дети исполняют самостоятельно;
- корректирует выполнение движений отдельными детьми во время танца
или пляски;
- разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения;
- берет одну из ролей в сюжетной игре;
- наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.
Роль воспитателей и музыкального руководителя
на праздниках
А сейчас пришло время поговорить о праздничных утренниках, которые регулярно проводятся в каждой возрастной группе. Это праздник Осени, Новый год, 8 Марта и выпускной бал в подготовительной к школе группе.
Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая проделанная работа всего коллектива, так как в этом мероприятии задействованы многие сотрудники детского сада: воспитатели, специалисты, кастелянша, повара, медицинские работники, администрация и т. д. Поэтому праздник – это общее дело! Но у каждого – своя роль, свои обязанности. И бывает очень трудно разделить обязанности музыкального руководителя и воспитателя, потому что успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы педагогов.
ИТАК:
- на праздник дети одеваются нарядно и по своему желанию, если костюмы не определены в сценарии праздника;
- гости на праздник приходят без верхней одежды, нарядные, в сменной обуви и, желательно, без маленьких детей;
- перед утренником в группе необходимо соблюдать праздничную атмосферу: украсить групповую комнату, повесить красочные плакаты, включить соответствующую музыку и т. д. ;
- при подготовке к празднику задействовать по возможности всех детей: постараться каждому найти какую-либо роль, стихотворение, и т. д. ;
- во время разучивания с детьми стихов, ролей контролировать правильное произношение, ударение в словах, соблюдение пунктуации;
- на самом празднике обязательно присутствовать обоим воспитателям и младшему воспитателю;
- воспитателям и младшему воспитателю обязательно необходимо быть нарядными, иметь подходящую обувь;
- перед праздником ведущий должен разложить все атрибуты, необходимые по сценарию, проверить их количество; поставить нужное число стульчиков;
- воспитатель, так же, как и ведущий, должен хорошо знать программу и весь ход праздника и отвечать за порученный ему участок работы (подготавливает атрибуты, детали костюмов, вовремя переодевает детей, при необходимости поправляет костюмы);
- во время праздника следить за дисциплиной, поправлять детей корректно, при перестроениях детей руками не трогать, стараться не критиковать детей, успокаивать их поглаживанием по плечу;
- ведущей необходимо произносить текст эмоционально, громко, внятно, не боясь гостей, поддерживая доброжелательную обстановку на празднике;
- во время исполнения детьми танцев, хороводов выполнять движения вместе с ними;
- по окончании праздника воспитателям нужно собрать всех детей и организованно выйти из зала (за исключением новогодних праздников, когда дети фотографируются с Дедом Морозом).
- воспитатели принимают активное участие в украшении зала к праздникам и убирают после своего утренника все атрибуты (желательно на место).
И напоследок хотелось бы сказать, что праздник – это, прежде всего, показательное выступление наших детей и нас в том числе, поэтому относитесь, пожалуйста, к нему с большой ответственностью. И тогда все у нас получится!
Использована литература:
«Музыкальное воспитание дошкольников»
О. Радынова, А. Каютенко