Ольга Тиняева
Консультация для воспитателей «Родительское собрание как одна из основных форм взаимодействия семьи и детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
«Родительское собрание – одна из основных форм
взаимодействия семьи и детского сада».
Воспитатель Тиняева О. П.
Г. Москва, Школа №1591, корпус 8; ВАО, Новокосино
Публикация «Консультация для воспитателей „Родительское собрание как одна из основных форм взаимодействия семьи и детского сада“» размещена в разделах
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Родительское собрание – одна из основных форм взаимодействия семьи и детского сада. К сожалению, очень часто родительские собрания сводятся лишь к решению организационных вопросов, а зря, педагогическое просвещение родителей необходимо. Интересное, умело организованное и содержательное родительское собрание играет немаловажную роль во взаимоотношениях воспитателей и родителей.
Если к родительским собраниям подходить творчески и неформально, то очень скоро родители станут единомышленниками, и помогут сделать жизнь детей в детском саду ярче и разнообразней.
Многолетняя связь с родителями, учет воспитателями современных требований и изменение культурного уровня людей, степень педагогического просвещения родителей заставляют использовать новые формы и методы общения с родителями.
Как воспитание детей, так и требования к родителям стали многообразнее, тоньше, интереснее и требуют от воспитателей большой эрудиции, гибкости, вдумчивости в постановке вопросов перед всем коллективом родителей и каждой семьёй отдельно.
Технология подготовки и проведения родительских собраний.
Общие методические рекомендации
1. Собрание организуется и проводится не реже одного раза в квартал.
2. Собрание должно начинаться в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться.
3. Максимальная продолжительность – 1-1,5 часа.
4. В начале учебного года, на первой встрече с родителями, следует определить день недели, время и согласовать примерную тематику встреч на учебный год. Это выясняется с помощью анкетирования родителей. Утверждается план совместной работы на учебный год.
5. Собрание состоит из двух частей: общей (беседа, разбор конкретной ситуации, дискуссия, конкурс и т. д.) и индивидуальный (по запросам родителей).
6. Тематика и содержание собраний зависит от возраста детей и особенностей группы.
7. Проведение родительских собраний требует от воспитателей тщательной подготовки, составления сценария собрания, только в этом случае оно пройдет в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей.
8. Основным методом проведения собрания должен стать диалог. Только он даст возможность выслушать и обсудить другие мнения.
9. В процессе собрания следует использовать различные средства коммуникации (вербальные и невербальные). Следует помнить, что впечатление о воспитателе складывается из множества разнообразных его черт. В значительной степени оно зависит от умения человека общаться невербально (интонация и тембр голоса, осанка, жесты и т. д.).
Подготовка к родительскому собранию
1. Выбор темы собрания.
2. Определение целей родительского собрания
3. Изучение воспитателями и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.
4. Определение вида, формы, этапов родительского собрания.
5. Разработка сценария.
6. Распределение обязанностей по подготовке родительского собрания. Привлечение к подготовке родительского собрания родительского комитета группы и ли отдельных активных родителей.
7. Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей (беседы, заполнение анкет, опросников). Заполнение специально разработанных анкет поможет воспитателю составить более конкретное представление о том вопросе, который предлагается обсудить.
8. Приглашение родителей и других участников собрания (заведующего, старшего воспитателя, врача, узких специалистов: логопеда, психолога и т. д.).
9. Подготовка конкурсов и выставок по теме собрания.
10. Написание плакатов по теме собрания.
11. Аудио-, видеозапись ответов детей по теме собрания.
12. Проведение до собрания заседания родительского комитета.
13. Изготовление оригинальных памяток.
14. Разработка проекта решения собрания.
15. Оборудование и оформление места проведения родительского собрания (оформление выставки, выпуск стенгазеты, подбор фоновой музыки и т. д.).
Успех родительского собрания во многом зависит от среды, в которой проходит встреча (свет, отопление, интерьер, мебель и т. д.). Различное расположение мебели способствует разнообразным формам проведения, например, для групповой работы, общения в парах стулья лучше расставить полукругом. Общение в круге вызывает чувство команды и единства.
Поиск совместных путей решения всевозможных проблем воспитания, обучения и развития детей - основная задача родительского собрания.
Собрания можно условно разделить на несколько видов:
Организационные, на которых составляют и утверждают планы работ, избирается родительский комитет, разрабатываются мероприятия с участием родителей;
Установочные, на которых родителей знакомят с изменениями в нормативно - правовой базе, образовательном процессе учреждения;
Консультативные, на которых обсуждаются те или иные групповые мероприятия, требующие поддержки, одобрения родителей;
Собрания, созываемые по поводу какой-либо чрезвычайной ситуации;
Совместные с воспитанниками и родителями;
Связанные с оказанием помощи отдельным семьям и детям;
Тематические, на них обсуждаются наиболее актуальные и сложные проблемы;
Собрания-диспуты, нацеленные на выявление и согласование различных точек зрения родителей и педагогов;
Собрания-практикумы, направлены на освоение родителями конкретных приемов и методов семейного воспитания;
Информационно-просветительские, являются формой педагогического просвещения родителей; посвященные рассмотрению проблем, связанных с воспитанием, обучением и развитием детей;
Итоговые (отчетные, их цель показать воспитательно-образовательный процесс как средство развития личности ребенка, обратить внимание на положительные и отрицательные явления жизни группы.
Организационные формы родительских собраний могут быть самыми разными:
Классическое (традиционное) собрание (донесение информации до родителей, ответы на вопросы родителей);
КВН;
Вечер-встреча;
Круглый стол;
Опыт;
Тренинг;
Практикум;
Дискуссия;
Размышления;
Диалог;
Консилиум;
Педагогическая мастерская;
Конкурс;
Праздник и др.
Можно придумать для родительских собраний необычные, загадочные названия, в которых будет прослеживаться тематика встречи («В гостях у сказки», «Вечер вопросов и ответов» и др.).
Методов взаимодействия с родителями также множество, вот некоторые из них, которые можно и нужно использовать при проведении родительского собрания :
Лекция;
Групповая дискуссия, повышающая психолого-педагогическую грамотность родителей, выявляющая индивидуальные приемы воспитания;
Игра (психологическая, ролевая, с помощью которой моделировать и воспроизводить проблемные ситуации, выявленные в ходе дискуссии;
Исследование;
Социально-педагогический тренинг;
Совместные действия - выполнение заданий педагогом и родителями с дальнейшим анализом;
Конструктивный спор, который помогает сравнивать различные тоски зрения на воспитание детей, учит выслушивать мнения других участников, выбирать эффективные и рациональные способы решения проблем на основе сотрудничества;
Формы педагогического просвещения родителей тоже достаточно многообразны, которые используются при работе с родителями.
Индивидуальные:
Изучение опыта семейного воспитания (посещение семей);
Индивидуальные беседы, консультации.
Коллективные:
Групповые и общие родительские собрания;
Коллективные консультации;
Лекции.
Наглядные:
Выставки, фотомонтажи;
Дни открытых дверей;
Педагогические информационные стенды;
Библиотека для родителей;
Папки-передвижки с материалами по различным вопросам семейного воспитания.
Доверительные отношения устанавливаются постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем. Воспитание и развитие ребенка не возможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.
При такой работе педагог обязан занимать более активную позицию, искать новые формы взаимодействия с семьями. В этом деле недопустим формальный подход. Работа должна быть интересна и важна как для ДОУ, так и для семьи. Необходимо правильно и качественно организовать взаимодействие детского сада с семьей, воспитателей с родителями.
Список использованной литературы
1. Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьёй ребенка // Дошкольное воспитание №6, 1998.
2. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. М. : Педагогика, 2001.
3. Доронова Т. Н. О взаимодействии дошкольного учреждения с родителями : Пособие для дошкольных образовательных учреждений. М., 2002.
4. Чиркова С. В. Родительские собрания в детском саду. М. : Вако, 2013.
Интернет-источники
1. https://tmndetsady.ru/
2. https://www.o-detstve.ru/