евгения тимканова
«Развитие творческих способностей детей посредством музыкально-дидактических игр». Консультация для педагогов
Одна из задач дошкольного учреждения - создать условия для освоения детьми культуры во всем её многообразии. Игра рождается не только вследствие желания ребёнка жить жизнью взрослых, но и из-за потребности испытать переживания, связанные с теми или иными жизненными событиями. Поэтому так важно развивать у детей активную позицию и творческую инициативу во время игры. Дошкольное детство - время образных форм сознания. В игре дошкольник овладевает основными образными средствами: символами, знаками, моделями. Игра является ведущей деятельностью и основной, наиболее подходящей формой обучения в этом возрасте. Игра - это умение весело и непринуждённо трудиться, учиться видеть и понимать мир вокруг, общаться со взрослыми и детьми, говорить и делать, мыслить и творить. С грудного возраста малыш учится играть, познавая мир людей. Задача педагога - сделать приобщение к этому миру активным.
Публикация «„Развитие творческих способностей детей посредством музыкально-дидактических игр“, Консультация для педагогов» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Консультации для родителей
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Музыкальные игры. Консультации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Музыкально-дидактическая игра - действенное средство для формирования различных видов слухового восприятия (звуко-высотного, ритмического и т. д.) У дошкольника она делает музыкальное занятие более интересным и вариативным, так как разнообразные условия, приёмы помогают детям воспринимать музыкальное произведение, понять элементарные законы музыкальной грамоты и средств музыкальной выразительности. При этом целевое назначение игры состоит в применении полученных знаний в жизненной практике. Именно в игре наиболее эффективно развивается личность дошкольника, все значимые психические процессы: воображение, творчество, мышление, социальные навыки.
Педагог создает условия, в которых развивается игра :
• обеспечивает вариативность ситуаций, в которых ребёнок применяет знания;
• активизирует детей, но не навязывает своего мнения;
• создавая мотивацию, делает игру привлекательной и интересной для ребёнка;
• применяя музыкальные игры, учитывает, что чрезмерное увлечение играми на занятии, обилие пособий, раздаточного материала заслоняет саму музыку и делает занятие «околомузыкальным» (выражение Д. Б. Кабалевского).
Музыкально-дидактическая игра может использоваться и как диагностическое средство: педагог в ходе игры выявляет у детей пробелы в различных областях знания. Игры, предлагаемые некоторыми авторами, грешат «около-музыкальностью». Цель их, как правило, «внешне-дидактическая. Музыкальные образы хрупки, не фиксированы: отзвучали и угасли, оставаясь только в нашей памяти. С помощью игры восприятие музыкального произведения становится более целостным. Развёртывание музыкального произведения во времени приглашает восприятие активно следовать за развитием музыкального образа, эмоциональное и интеллектуальное взаимопроникают в музыкальном переживании.
В современных условиях всё активнее заявляет о себе сравнительно новая область педагогической практики - дополнительное образование. Учреждения дополнительного образования детей призваны удовлетворить индивидуальные социокультурные и образовательные потребности ребят. Их цель - создать условия для саморазвития и самореализации творческого потенциала детей. Основные задачи дополнительного образования - выявить интересы, наклонности, способности к различным видам деятельности; создать необходимые условия для формирования и развития специальных знаний, умений, отношений, чувств, а также для реализации приобретённых навыков. Система дополнительного образования в основном складывается на базе таких учреждений, как Центры детского и юношеского творчества (бывшие внешкольные учреждения, объединения по интересам в общеобразовательных школах, дошкольные образовательные учреждения, муниципальные клубы и т. п. В отличие от традиционного образования дополнительное в меньшей мере имеет разработанныe и утверждённые на соответствующем уровне законодательно - нормативные регламентации. Нет ничего в окружающей нас среде, социальной действительности, общественных отношениях, что не могло бы быть темой для занятий в системе дополнительного образования. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворить самые разнообразные интересы личности. В связи с этим в педагогической литературе, материалах А. Б. Фоминой, выступлениях Г. Д. Кузнецова, В. Б. Новичкова и других на городской научно-практической конференции «Воспитание юного москвича в системе дополнительного образования», как благоприятное рассматривается пространство расширения возможностей развития личности, введение ребёнка в культуру посредством творчества. При этом творчество понимается как свободная, ничем не регламентированная, кроме собственных интересов и волевых усилий личности, деятельность. Дополнительное образование создаёт не только условия для развития личности, но и «зону перспективного развития» для каждого образовательного учреждения. Ценность такого образования в том, что оно служит площадкой для работы с одарёнными детьми, с ребятами, нуждающимися в индивидуальном подходе.
Цели дополнительного образования в дошкольных образовательных и других детских учреждениях:
• реализация компенсаторной функции;
• создание условий для более интенсивного развития личности ребёнка, которые не всегда обеспечиваются в рамках детского сада и в семье. Кроме того, в кружках, студиях и секциях дополнительного образования более успешно и активно внедряются социально-педагогические модели деятельности и образа жизни, поскольку стиль и методы работы системы дополнительного образования максимально учитывают особенности социума. Дополнительное образование - это процесс непрерывный. Здесь развиваются творческие способности ребёнка. Логика образовательного процесса такова, что позволяет предлагать образовательные услуги всем детям. На первых стадиях идёт апробация творческих способностей дошкольников, затем, по мере углубления знаний, - их развитие и в итоге - полностью самостоятельное творчество в старшем возрасте. Система дополнительного образования - достаточно подвижная функциональная структура, поэтому кружки, студии постоянно развиваются, и одновременно совершенствуются методики обучения.
Дополнительное образование для дошкольников может осуществляться на следующих уровнях:
• в дошкольных образовательных учреждениях на государственной, частной и коммерческой основах;
• в домах и дворцах творчества, студиях и клубах на средства из госбюджета и на коммерческой основе;
• в экспериментальных комплексах «детсад - школа - академия», ведущих свою деятельность на средства государства и коммерческих структур.
Платное дополнительное образование должно предусматриваться уставом образовательного учреждения и осуществляться за счёт внебюджетных средств (средств спонсоров, сторонних организаций и родителей, эти средства не могут быть использованы взамен или в рамках основной деятельности, финансируемой из бюджета. Услуги, которые оказываются в рамках основных образовательных программ и государственных стандартов согласно статусу образовательного учреждения и направлены на совершенствование образовательного процесса, при наличии имеющихся условий и средств (например, снижение наполняемости групп, деление на подгруппы против установленных норм, дополнительные занятия с неуспевающими детьми и некоторые другие, предусмотренные типовыми положениями об образовательных учреждениях, не рассматриваются как платные дополнительные образовательные услуги, и привлечение на эти цепи средств не допускается (Инструктивное письмо МО РФ NQ 52 от 21.03.95 г.).
Предварительное изучение состояния дополнительного образования в рамках ДОУ позволяет отметить такие характерные особенности:
• кадровое обеспечение специалистами дополнительного образования происходит за счет сотрудников дошкольных учреждений и учителей-предметников, приглашённых из внешкольных организаций;
• наиболее распространены следующие виды дополнительного образования: художественно-эстетическое (студии по изобразительной деятельности, музыкальной, театральной и т. д.) И экологическое воспитание, моделирование из бумаги, природного материала, изучение иностранных языков;
• в системе дополнительного образования существует значительное разнообразие образовательных программ. Есть программы цикловые, повторяющиеся из года в год для данной возрастной группы. Имеются программы, которые охватывают 2-3 года обучения, краткосрочные и т. д. Они разрабатываются, как правило, на основе общепринятых программ воспитания и обучения дошкольников. Довольно часто авторские программы - это, по сути, расширенные тематические планы, т. е. государственная программа, дополненная авторским содержанием. • не учитываются возможности дополнительного образования для работы с семьёй. Именно этот тип образования, который осуществляется вне возрастных цензов, может быть использован для работы с семейными объединениями, и в этом может проявиться огромная социальная и культурно-образующая ценность, приводящая к стиранию возрастных граней в образовательно- культурном досуге.
Отставание теории в области дополнительного образования дошкольников привело к тому, что в настоящий момент отсутствуют общепринятые представления о целях, ценностях и принципах организации системы дополнительного образования детей этого возраста. Встаёт вопрос также о содержании образовательного процесса, учебной деятельности и о соотношении воспитания и обучения. Для решения всех этих вопросов необходимо разработать базовую концепцию дополнительного образования, которая позволила бы осуществлять его в разных типах образовательных учреждений с одинаковыми требованиями, предъявляемыми к этому направлению педагогической практики.
Список литературы:
1. Комарова Т. С «Школа эстетического воспитания». – М. : Издательский Дом «Зимородок», 2006. (Педагогика детства)
2. Лыкова И. А., Буренина А. И. Талантливые дети: индивидуальный подход в художественном развитии. М. : Издательский дом «Цветной мир», 2012.