Нажмутдинова Назира
Консультация для воспитателей «Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Творческое воображение является важнейшей стороной жизни ребенка. Усвоить образовательную программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. В дошкольном возрасте творческое воображение развивается особенно интенсивно, и если в этот период воображение не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством игры“» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Проблема развития творческого воображения актуальна и тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом. Творческое воображение - одно из психических новообразований в дошкольном возрасте, поэтому развитие творческого воображения одна из главных задач дошкольного воспитания.
Воображение — это психический процесс, заключающийся в создании новых образов, идей, мыслей на основе имеющихся представлений, знаний.
Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, преобразует представления памяти, тем самым обеспечивая создание заведомо нового. В этом смысле всё, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие мира природы, — все это является продуктом творческого воображения.
Развитие творчества в значительной степени определяется уровнем детского воображения, которое формируется уже в дошкольный период. Это важнейшее новообразование дошкольного детства, с которым связывают зарождение личности. Чтобы создать достаточно прочные основы для творческой деятельности ребёнка необходимо расширять его опыт, так как творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта. Чем больше ребёнок видел, слышал и пережил, чем больше он узнал и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее, при других равных условиях, будет деятельность его воображения. Именно с накопления опыта начинается всякое воображение.
Воображение классифицируется по видам:
Активное воображение, практически деятельное воображение, служит признаком творческого типа личности, которая постоянно находится в поиске. Познания ее не статичны, а постоянно обогащаются и приводят к новым результатам. Эти достижения, в свою очередь, вдохновляют человека к новым поискам.
Пассивное воображение, созерцательное воображение с его непроизвольными формами (грезы, сновидения). Пассивное воображение не ставит целью использование его результатов и возникает вне зависимости от желания человека. В свою очередь, пассивное воображение можно разделить на преднамеренное и непреднамеренное.
Репродуктивное воображение воссоздает образ по описанию. Присутствует элемент фантазии, но он очень незначительный. Примером его может быть представление картин сюжета прочитанного произведения.
В продуктивном воображении образ действительно создается человеком по отдельным чертам, а непросто примитивно копируется или воссоздается. Данный вид воображения называется творческим. Результатами творческого воображения могут быть как материальные, так и виртуальные образы. Они имеют социальную ценность, поскольку они преображают существующую реальность.
Воображение лежит в основе формирования личности, творчества, успешности учебы детей. Эффективным методом развития творческого воображения является игровая деятельность.
игра – это ведущий вид деятельности в дошкольном детстве, управляющий развитием : в нем формируются не только личностные качества ребенка, но и его отношение к деятельности, людям. Играя, дети не замечают, что заняты серьезным делом – развитием воображения.
Игра соответствует природе ребенка, и поэтому, какую бы систему воспитания и образования дошкольника мы не взяли для рассмотрения, в ней всегда в большей или меньшей степени будет применяться игра. По мнению Л. С. Выготского, именно игра является источником развития дошкольника, создает «зону ближайшего развития» - возможность перехода ребенка от того, что он уже умеет делать самостоятельно, к тому, что он умеет делать в сотрудничестве. Эта возможность характеризует динамику развития и успешности ребенка.
Большое значение в умственном и всестороннем развитии детей старшего дошкольного возраста имеют развивающие игры. Они интересны для детей и эмоционально захватывают их. А процесс решения поиска ответа, основанный на интересе развивающих игр, невозможен без активной работы мысли. В ходе игр с занимательным материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Именно игры способствуют развитию творческого воображения, сообразительности, логики, конструкторских способностей и приемов мышления. Главное при этом творчество : ребенок сам, выполняя различные задания, делает множество открытий.
Развивающие игры имеют значение для сформированности познавательной активности, и для формирования дружного детского коллектива, самоконтроля. Именно развивающие игры являются не только радостным и увлекательным занятием, но и необходимым, подготовительным этапом развития ребенка, переходным моментом для его полноценного включения в предстоящую учебу.
Таким образом, игра дает старшему дошкольнику возможность реализовать свой творческий потенциал. Играя, дети не стремятся к точному и легкомысленному копированию реальности, но привносят в свои игры много своих изобретений, фантазий, комбинаций. Свобода воображения, неограниченные возможности сочетания, подчиненные интересам, желаниям и воле ребенка, являются источником этой глубокой и неисчерпаемой радости.
В настоящее время игра востребована и актуальна.
Дидактические игры - являются формой обучения, наиболее характерной для дошкольников. Наличие дидактической задачи подчёркивает обучающий характер игры, направленность её содержания на развитие познавательной деятельности детей. В отличие от прямой постановки задачи на занятиях в дидактической игре она возникает и как игровая задача самого ребёнка. Игры оправдывают себя в решении задач индивидуальной работы с детьми, а также проводятся со всеми детьми или с подгруппой в свободное от занятий время, уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного. Например, «Что перепутал художник?», «На что похоже?», «Как это можно использовать?», «Давайте пофантазируем». Игры развивают воображение, мышление, зрительное внимание и восприятие, активизируется умственная деятельность, концентрируется внимание, умение анализировать и объяснять свой выбор.
Игры с элементами технологии ТРИЗ. ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем». Включение игр с элементами ТРИЗ способствует формированию у детей творческих способностей, воспитанию творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях действительности. Использование технологии ТРИЗ позитивно влияет на актуализацию познавательной потребности, стремление научиться чему-нибудь новому и стать лучше, например, в таких играх как «Давай поменяемся», «Фантазия», «Хорошо-плохо», «Объяснялки», «Частью чего является?», «Кто (что) это такое может быть?», «Наоборот», «Сказка – это хорошо или плохо?» «Собери квадрат (круг) по цвету и размеру», «Сравни что общего и чем отличаются?»; логические задания на операцию «отрицание», используя частицу «не», например, нарисуй не круг, нарисуй не квадрат, нарисуй треугольник не красного цвета. Полина и Марина играли во дворе с мячом и со скакалкой. Полина играла не с мячом, Марина – не со скакалкой. С чем играла каждая девочка? Лев, слон и бегемот жили в разных домиках. Лев жил не в красном и не в синем домике. Слон жил не в красном и не в оранжевом домике. В каких домиках жили звери?
Игры – конструирование на плоскости разнообразных предметных силуэтов. Многообразие и различная степень сложности геометрических конструкторов позволяет учитывать возрастные особенности детей, их склонности, возможности, уровень подготовки. Все игры представляют собой различные геометрические фигуры, каждая игра имеет свой комплект элементов из которых можно сложить определенные плоскостные силуэты, а также дают возможность создавать абстрактные изображения разнообразной конфигурации, узоры, геометрические фигуры (например, квадрат в играх «Танграм» - составление силуэтов животных, человека, предметы домашнего обихода, буквы, цифры и «Монгольская игра» дает возможность составить изображения экзотических животных: носорога, жирафа и других; круг в играх «Волшебный квадрат» - составление разнообразных стилизованных силуэтов кораблей, животных, игрушек, предметов домашнего обихода и так далее и «Вьетнамская игра» - конструирование силуэтов различных животных и птиц; овал в игре «Колумбово яйцо» можно конструировать – силуэты птиц; «Листик» — это фигура, напоминающая схематическое изображение сердца или форму листа растения – дает возможность составить всевозможные силуэты, передавая многообразие окружающего предметного мира, различных видов транспорта. Полученные силуэтные изображения своей выразительностью, схематичностью и условностью напоминают детские рисунки). Геометрические конструкторы являются эффективным средством умственного и творческого развития детей. Они развивают творческое воображение, конструктивное мышление, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, пространственное воображение и сенсорные способности.
Игры - нетрадиционная техника кляксография – это толчок, к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативности, выражения индивидуальности. А также техника кляксография имеет огромное значение в формировании личности человека: развивает интеллектуальные способности, учит думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и фантазировать, способствует развитию эстетического и эмоционального восприятия искусства. Играет важную роль в общем психическом развитии, доставляет большую радость детям, раскрепощает и повышает их самооценку. Например, таких играх как «Волшебные кляксы», «Три краски», «Волшебная ниточка», «На что похожи наши ладошки?», «Веселые превращения».