Татьяна Скрягина
Консультация для воспитателей «Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности
Все мы, родители и педагоги, хотели бы видеть своих детей счастливыми, эмоционально-благополучными, успешными в делах, учебе, разносторонне развитыми, словом, хотели бы видеть личность. А личность – это, прежде всего, знающий, уверенный в себе и своих способностях, психически здоровый человек. И здесь немалую роль играет влияние изобразительной деятельности на человека. Не все станут хуожниками-профессионалами. А если каждому ребенку сказать, что он талант, гений, помочь, то рисовать будут многие. Впечатления детства во многом определяют будущее каждого человека.
Темочки:
- Воображение. Развитие воображения у детей
- ИЗО, поделки. Конспекты занятий
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Помочь ребенку любить и понимать искусство, пробудить в нем талант, вселить веру в свои силы можем мы, взрослые. Именно в детские годы происходит формирование характера, определяются черты будущей личности. И нам бы очень хотелось, чтобы личность была яркая, творческая. Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. На занятиях дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимают рисование, лепка, аппликация, конструирование. Дошкольники имеют возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок, пластилина, бумаги. Этот процесс вызывает у них чувство радости, удивление.
Особенностью изобразительной деятельности, отличающей ее от других видов художественного творчества детей, является то, что результат ее (рисунок, аппликация, коллаж) не исчезает в момент прекращения ребенком действий. Созданное детьми остается, его можно рассматривать, оценивать, а главное – совершенствовать. На протяжении нескольких дней у детей появляется возможность дорисовывать, дополнять работу природным и бросовым материалом и т. д.
Для работы с детьми я наметила следующие задачи:
Развивать познавательные процессы, образное мышление, любознательность, наблюдательность, творчество, фантазии, воображение.
Формировать эстетический вкус в изобразительной деятельности.
Совершенствовать технические умения и навыки.
Учить детей разной технике изображения предметов и явлений, дав волю воображению.
На занятиях использую следующие принципы:
От простого к сложному.
Оптимальное соотношение известного к неизвестному.
Определенный дефицит информации.
Вызвать интерес.
На занятиях по изобразительной деятельности создаю атмосферу доброжелательности, регулирую дозировку психической и физической нагрузки, использую физминутки, речь и движения, зрительную гимнастику, пальчиковые игры, гимнастику и массаж пальцев рук и ушных раковин. Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда, использую игровые мотивации. А в конце занятия предлагаю детям обыграть свою поделку. Использование диалогической речи в игре позволяет облегчить общение друг с другом и развивает коммуникативные и творческие способности. Очень люблю коллективные работы. Это сложная, но очень интересная в плане организации форма, когда работа выполняется всеми детьми одновременно. Она дает много возможности для общения. Использую природный и бросовой материал (желуди, шишки, нитки, бусины, ракушки и т. д.)
Планируя работу с детьми, темы старалась подобрать с учетом сезона и календарных праздников – то, что детям близко и дорого: «Осенний ковер», «Моя мама самая лучшая», «Кем я хочу быть», «Украшаем елку», «Новогодние подарки», «Зимушка-зима», «Подарок папе», «Праздничная открытка маме», «Весна пришла», «Летим с друзьями в космос», «9 Мая – День Победы», «Строим волшебный город» и другие.
Совместная деятельность детей и взрослых положительно сказывается на развитии общения, так как возникает необходимость самостоятельно распределять между собой работу, обсуждать композицию, проявлять взаимопомощь для достижения хорошего результата. В совместной с ребенком деятельности взрослый должен быть самым творческим участником, каждый раз по-новому выполняя знакомые детям задания. При формировании у ребенка воображения взрослому очень может помочь перевоплощение в игровой персонаж, который побуждает малыша воображать ту или иную ситуацию.
В процессе коллективных занятий создаются благоприятные условия для общения детей друг с другом и со взрослыми, радостные чувства объединяют детей, а родители учатся восхищаться детским творчеством. Многие родители вместе со своим ребенком участвуют в выставках рисунков и поделок. Детскими работами украшаем группу, раздевалку. Они служат праздничным украшением детского сада к праздникам, подарками близким, родным людям. На выставку вывешиваем все работы, действуя по принципу: «Некрасивых работ не бывает».
Для себя я определила позицию в общении с детьми: педагог-партнер. Отношения строю на основе сотрудничества, уважая личность каждого ребенка, учитывая индивидуальные особенности. Я рассматриваю изобразительную деятельность не только как важное средство нравственного и эстетического воспитания ребенка, но и как условие его эмоционального благополучия. Занятия изобразительным искусством способствуют освобождению, выходу эмоциональной энергии, через них ребенок может выразить свою индивидуальность.