Ольга Губарева
Развитие творческого воображения у детей на музыкальных занятиях в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Губарева Ольга Евгеньевна,
МБДОУ «Детский сад №10»,
Г. Костромы
«Развитие творческого воображения у детей на музыкальных занятиях в детском саду»
Публикация «Развитие творческого воображения у детей на музыкальных занятиях в детском саду» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
Эпохе дошкольного детства присуще наиболее радикальное и необратимое изменение субъективного внутреннего мира человека. Первые шаги. Первые слова. Первые человеческие действия с человеческими предметами – это еще как бы в порядке вещей. В этом ребенку прямо содействует взрослый. Он что- то объясняет малышу. В чем- то упражняет его. Здесь причины появления новых знаний, умений, навыков и даже способностей поддаются более или менее рациональному объяснению. Но рано или поздно взрослый обнаруживает в ребенке нечто такое, чему его явно никто не учил и не мог научить. Необычный рисунок, придуманная история, затейливое слово.
Откуда все это? Может быть надо предоставить этому явлению развиваться самостоятельно, просто не мешать?
В творениях человеческих рук и умов в сжатом виде всегда присутствует энергия породившего их процесса созидания. Однако ребенку, вне рамок образовательного сотрудничества со взрослым, далеко не всегда легко войти в человеческий мир, исторически складывающуюся культуру людей. Обучение и воспитание служит всеобщей формой психологического развития ребенка.
(Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов)
Тем не менее не любое обучение и воспитание конструктивно направляет процесс детского развития, приводит к прогрессивным. Качественным изменениям в психике. Подлинное предназначение обучения и воспитания не натаскивать. Не набивать руку. Т. е. не суживать возможности ребенка под видом их мнимого расширения через «усвоение нового». Не надо упускать из виду: способность видеть, изображать прекрасное и умение держать карандаш. Правильно двигаться. Петь не совсем одно и то же. Необходимо заботиться о развитии у ребенка целостного эстетического взгляда на мир, а не переносить задачу на овладение приемами муз деятельности. Важно развивать творческое воображение, благодаря которому человек творит, разумно планирует свою деятельность, управляет ею.
Почти вся материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.
Нет надобности доказывать, что дети фантазеры и особую роль в их развитии играет воображение. Оно выводит ребенка за узкие рамки личного опыта, дает возможность знакомиться с предметами и явлениями, которых он сам никогда не воспринимал. Особенности возникающих образов зависят от опыта ребенка, материала, накопившегося в его памяти, уровня понимания им того, что он слышит от взрослых, видит вокруг.
Физиологической основой воображения является сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга, в процессе которой происходит образование новых систем временных связей на основе ранее сформированных. Являясь сложным структурным образованием воображение находится в тесной взаимосвязи со всеми психическими процессами: восприятием, памятью, мышлением, речью, эмоциями.
Л. С. Выготский указывал, что воображение строится из элементов, взятых из действительности, поэтому находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия опыта. В связи с этим одним из путей развития воображения является расширение детского опыта и понятийного мышления. Воображение непосредственно связано с творческим мышлением и творческой деятельностью. Развитие воображения предполагает не только опознанием и осознание образа, но и его самостоятельное построение и воплощение.
Воображение различают по степени контроля человека за его образами: произвольное (активное) и непроизвольное (пассивное, а также по способам создания образов и результатам деятельности активного воображения : воссоздающее и творческое. Воображение, продуктом которого являются новые образы, называется творческим. В творческом комбинировании образов ведущее место занимает эмоционально окрашенное мышление.
Базой воображения всегда является восприятие. Предоставляющее материал. Из которого будет строиться новое, затем идет процесс переработки этот материала- комбинирование - перекомбинирование. Составными частями этого процесса являются анализ и синтез воспринятого. Вся дальнейшая деятельность воображения осуществляется с помощью известных механизмов: агглютинации, акцентирования, гиперболизации, реконструкции, схематизации и типизации.
Многие психологи указывают на воображение как на основу человеческого творчества, связывают развитие воображения с общим психическим развитием человека.
Дошкольное детство-пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыкальное развитие оказывает незаменимое воздействие на общее развитие : формируется эмоциональная сфера, совершенствуются восприятие, мышление, память, воображение.
Прежде чем музыка стала чистым искусством, она много столетий была связана с речью и движением. Процесс обучения детей музыке методически мало эффективен, если не опираться в своей деятельности на речь, движение и музыку. Эти три средства составляют главное содержание музыкальной педагогики. Художественная деятельность помогает решать многие психолого-педагогические задачи, касающиеся формирования личности.
Для стимуляции творческой активности используются различные методы и приемы: игровые, словесные, практические, метод проблемных ситуаций.
Сущность творческого воображения заключается в самостоятельном создании образа, признака, не имеющего аналогов. Если у ребенка мало кирпичиков-образов (представлений). То складывать новое ему будет не из чего, поэтому важно развивать, формировать представления детей о музыке. Музыку можно слушать и не слышать, не чувствовать. Необходимо учить ребенка фиксировать свое внимание на музыке, помочь создать ориентировочную основу действий а для этого ребенок должен быть знаком с такими явлениями как темп, ритм, громкость, настроение и т. д.
Большое место в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста отводится музыкальному воспитанию в совокупности его средств: слушания музыки, пения, музыкально ритмических движений. Одной из основных задач в работе по основным разделам музыкального воспитания в детском саду является развитие творческого воображения (песенное, танцевальное творчество, т. д.)
Одним из примеров такой работы является элементарное музицирование.
Карл Орф- творец уникальной концепции музыкального образования для детей считал. Что «удобрения обогащают земли и позволяют зернам прорасти, и музыка вызывает у ребенка силы и способности, которые иначе бы не расцвели» Орфовская система музыкального воспитания является ярким примером развития творческих способностей ребенка. Элементарная музыка предназначается не для воспроизведения. А для творческого самовыражения детей. Основным предназначением является первичное приобщение всех детей к музыке, независимо от их способностей. Раскрепощение индивидуально-творческих сил. Раскрытие природной музыкальности.
Список литературы:
1. Выготский Л. С. «Воображение и творчество»;
2. Венгер Л. А. ,Дьяченко О. М. ,Говорова Р. И. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста»-М. ,1989.
3. Боровик О. В. «Развитие воображения» М., 2000.
4. Тютюнникова Т. «Что такое «Шульверк К. Орфа?» Журнал «Дошкольное воспитание» 4. 1998.