Папки-передвижки

Развитие творческого воображения у детей на музыкальных занятиях в детском саду

Ольга Губарева
Развитие творческого воображения у детей на музыкальных занятиях в детском саду
▼ Скачать +Заказ

Губарева Ольга Евгеньевна,

Музыкальный руководитель,

МБДОУ «Детский сад №10»,

Г. Костромы

«Развитие творческого воображения у детей на музыкальных занятиях в детском саду»

Публикация «Развитие творческого воображения у детей на музыкальных занятиях в детском саду» размещена в разделах

Эпохе дошкольного детства присуще наиболее радикальное и необратимое изменение субъективного внутреннего мира человека. Первые шаги. Первые слова. Первые человеческие действия с человеческими предметами – это еще как бы в порядке вещей. В этом ребенку прямо содействует взрослый. Он что- то объясняет малышу. В чем- то упражняет его. Здесь причины появления новых знаний, умений, навыков и даже способностей поддаются более или менее рациональному объяснению. Но рано или поздно взрослый обнаруживает в ребенке нечто такое, чему его явно никто не учил и не мог научить. Необычный рисунок, придуманная история, затейливое слово.

Откуда все это? Может быть надо предоставить этому явлению развиваться самостоятельно, просто не мешать?

В творениях человеческих рук и умов в сжатом виде всегда присутствует энергия породившего их процесса созидания. Однако ребенку, вне рамок образовательного сотрудничества со взрослым, далеко не всегда легко войти в человеческий мир, исторически складывающуюся культуру людей. Обучение и воспитание служит всеобщей формой психологического развития ребенка.

(Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов)

Тем не менее не любое обучение и воспитание конструктивно направляет процесс детского развития, приводит к прогрессивным. Качественным изменениям в психике. Подлинное предназначение обучения и воспитания не натаскивать. Не набивать руку. Т. е. не суживать возможности ребенка под видом их мнимого расширения через «усвоение нового». Не надо упускать из виду: способность видеть, изображать прекрасное и умение держать карандаш. Правильно двигаться. Петь не совсем одно и то же. Необходимо заботиться о развитии у ребенка целостного эстетического взгляда на мир, а не переносить задачу на овладение приемами муз деятельности. Важно развивать творческое воображение, благодаря которому человек творит, разумно планирует свою деятельность, управляет ею.

Почти вся материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.

Нет надобности доказывать, что дети фантазеры и особую роль в их развитии играет воображение. Оно выводит ребенка за узкие рамки личного опыта, дает возможность знакомиться с предметами и явлениями, которых он сам никогда не воспринимал. Особенности возникающих образов зависят от опыта ребенка, материала, накопившегося в его памяти, уровня понимания им того, что он слышит от взрослых, видит вокруг.

Физиологической основой воображения является сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга, в процессе которой происходит образование новых систем временных связей на основе ранее сформированных. Являясь сложным структурным образованием воображение находится в тесной взаимосвязи со всеми психическими процессами: восприятием, памятью, мышлением, речью, эмоциями.

Л. С. Выготский указывал, что воображение строится из элементов, взятых из действительности, поэтому находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия опыта. В связи с этим одним из путей развития воображения является расширение детского опыта и понятийного мышления. Воображение непосредственно связано с творческим мышлением и творческой деятельностью. Развитие воображения предполагает не только опознанием и осознание образа, но и его самостоятельное построение и воплощение.

Воображение различают по степени контроля человека за его образами: произвольное (активное) и непроизвольное (пассивное, а также по способам создания образов и результатам деятельности активного воображения : воссоздающее и творческое. Воображение, продуктом которого являются новые образы, называется творческим. В творческом комбинировании образов ведущее место занимает эмоционально окрашенное мышление.

Базой воображения всегда является восприятие. Предоставляющее материал. Из которого будет строиться новое, затем идет процесс переработки этот материала- комбинирование - перекомбинирование. Составными частями этого процесса являются анализ и синтез воспринятого. Вся дальнейшая деятельность воображения осуществляется с помощью известных механизмов: агглютинации, акцентирования, гиперболизации, реконструкции, схематизации и типизации.

Многие психологи указывают на воображение как на основу человеческого творчества, связывают развитие воображения с общим психическим развитием человека.

Дошкольное детство-пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыкальное развитие оказывает незаменимое воздействие на общее развитие : формируется эмоциональная сфера, совершенствуются восприятие, мышление, память, воображение.

Прежде чем музыка стала чистым искусством, она много столетий была связана с речью и движением. Процесс обучения детей музыке методически мало эффективен, если не опираться в своей деятельности на речь, движение и музыку. Эти три средства составляют главное содержание музыкальной педагогики. Художественная деятельность помогает решать многие психолого-педагогические задачи, касающиеся формирования личности.

Для стимуляции творческой активности используются различные методы и приемы: игровые, словесные, практические, метод проблемных ситуаций.

Сущность творческого воображения заключается в самостоятельном создании образа, признака, не имеющего аналогов. Если у ребенка мало кирпичиков-образов (представлений). То складывать новое ему будет не из чего, поэтому важно развивать, формировать представления детей о музыке. Музыку можно слушать и не слышать, не чувствовать. Необходимо учить ребенка фиксировать свое внимание на музыке, помочь создать ориентировочную основу действий а для этого ребенок должен быть знаком с такими явлениями как темп, ритм, громкость, настроение и т. д.

Большое место в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста отводится музыкальному воспитанию в совокупности его средств: слушания музыки, пения, музыкально ритмических движений. Одной из основных задач в работе по основным разделам музыкального воспитания в детском саду является развитие творческого воображения (песенное, танцевальное творчество, т. д.)

Одним из примеров такой работы является элементарное музицирование.

Карл Орф- творец уникальной концепции музыкального образования для детей считал. Что «удобрения обогащают земли и позволяют зернам прорасти, и музыка вызывает у ребенка силы и способности, которые иначе бы не расцвели» Орфовская система музыкального воспитания является ярким примером развития творческих способностей ребенка. Элементарная музыка предназначается не для воспроизведения. А для творческого самовыражения детей. Основным предназначением является первичное приобщение всех детей к музыке, независимо от их способностей. Раскрепощение индивидуально-творческих сил. Раскрытие природной музыкальности.

Список литературы:

1. Выготский Л. С. «Воображение и творчество»;

2. Венгер Л. А. ,Дьяченко О. М. ,Говорова Р. И. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста»-М. ,1989.

3. Боровик О. В. «Развитие воображения» М., 2000.

4. Тютюнникова Т. «Что такое «Шульверк К. Орфа?» Журнал «Дошкольное воспитание» 4. 1998.

Публикации по теме:

Развитие речи на музыкальных занятиях в детском садуРазвитие речи на музыкальных занятиях в детском саду Первый раз выступала на педагогическом совете. Очень волнительно. Многое осталось несказанным, что-то было сумбурным. Но, перечитав текст.

Развитие творческого воображения детей посредством нетрадиционных техник рисованияРазвитие творческого воображения детей посредством нетрадиционных техник рисования Предоставляю вашему вниманию публикацию на тему: "Развитие творческого воображения детей через нетрадиционные техники рисования" Формирование.

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста .

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельностьРазвитие творческого воображения у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность Управление образования Альметьевского Муниципального района РТ Отчет по плану самообразования воспитателя 2 младшей группы №8 «Ромашка».

Консультация для родителей «Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности» Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности. Цель: Познакомить родителей с основными приемами работы, используемые.

Развитие двигательного воображения у детей дошкольного возраста на физкультурных занятиях Развитие двигательного воображения у детей дошкольного возраста на физкультурных занятиях Условия формирования опыта. Опыт формировался.

Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста как способ формирования речевой активностиРазвитие творческого воображения детей дошкольного возраста как способ формирования речевой активности Многие ученые, такие как Т. В. Кудрявцев, И. С. Якиманская и т. п., в своих исследованиях обращали внимание на необходимость развития у.

Развитие творческого воображения детей среднего дошкольного возраста посредством аппликации Актуальность Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру.

Ребёнок на музыкальных занятиях и утренниках в детском саду Многие родители просят объяснить: в какой обуви должны заниматься дети на музыкальных занятиях и выступать на праздниках? Поскольку на музыкальных.

Семинар для воспитателей «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста на занятиях по ИЗО» Семинар для воспитателей "Развитие творческого воображения, фантазии детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческого воображения у детей на музыкальных занятиях в детском саду
Опубликовано: 12 сентября 2018 в 11:26
+27Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творческого воображения у детей на музыкальных занятиях в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Губарева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД