Ирина Махова
Консультация для воспитателей «Развитие памяти, мышления, внимания и воображения с помощью физических упражнений»
▼ Скачать + Заказать документы
Физическая культура – действенный фактор не только телесного развития ребенка, но и формирования его психических способностей. Познавательные процессы – память, мышление, внимание являются основой интеллектуальной деятельности человека. Поэтому в системе занятий физическими упражнениями большое внимание уделяется воспитанию этих способностей.
Темочки:
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Игры на развитие внимания
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие памяти. Консультации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Память – уникальное явление природы. Без нее не мыслима ни двигательная, ни умственная деятельность. Во время занятий по физической культуре детям приходится запоминать много последовательно связанных отдельных упражнений. При этом надо еще сосредотачивать внимание на действиях педагога, его командах и указаниях. Так от занятия к занятию совершенствуются внимание и память ребенка.
Дети повторяют движения осознанно, а не механически, что является главным условием запоминания упражнений. Самой стойкой памятью является моторная или двигательная. Сформированный когда-то двигательный навык не забудется никогда. Вспомним умение кататься на велосипеде, коньках или плавать. Педагогические наблюдения показали, что дети 6 лет в состоянии запоминать большие комплексы упражнений и выполнять их без участия педагога. Без хорошо развитой моторной памяти у ребенка не может быть ни хорошей устойчивости, ни легкости, ни мягкости, ни естественности и свободы движений. Все виды памяти тесно взаимосвязаны. Параллельно идет формирование зрительной, слуховой и моторной памяти.
Педагог должен помнить, что нельзя, не усвоив предыдущего материала, усвоить последующий. Закрепление и сохранение в памяти основных упражнений комплекса – обязательное условие обучения. Усложняя в процессе многократного повторения главное, основное упражнение различными деталями и дополнительными движениями, педагог каждый раз создает новые, незнакомые комбинации, которые помогают детям прочно запомнить и усвоить основы изучаемого материала. Постепенно простейшие соединения обрастают рядом новых элементов, становятся все более сложными упражнениями.
Качество музыки, подбираемой для занятий, имеет существенное значение. Плохая музыка, не соответствующая характеру упражнения, запоминается плохо, не вызывает у детей интереса к работе, побуждает к формальному исполнению; хорошая музыка соответствует заданию, вызывает высокий эмоциональный настрой, творческую активность и прочно запоминается с необычайной легкостью.
Если считать, что внимание – это сосредоточение, остановка на чем-либо, то ребенку приходится одновременно с этой остановкой совершать моторные действия, двигаться. Эта сложная психологическая нагрузка преодолевается детьми легко благодаря их высокому вполне естественному интересу к движениям, в том числе и под музыку. У младших дошкольников преобладает непроизвольное внимание. Они сосредотачивают свое внимание только на том, что им интересно и необычно, и быстро утомляются от монотонной и рутинной работы. Поддержать долгое время их внимание на высоком уровне не удается, поэтому занятия для малышей длятся на первых порах 10-15 минут и характеризуются частым переключением с одного вида упражнений на другой. Но что может быть интереснее для маленьких, чем танцы под музыку! Любой родитель замечал, как дети даже раннего возраста активно реагируют на музыку. Еще не умея ходить, они пытаются танцевать в кроватке. А уж наши малыши-дошкольники с большой радостью занимаются под музыку. В ходе регулярных занятий воспитатели замечают, как растет интерес и внимание детей к действиям педагога. Постепенно к 5-6 годам у ребенка формируется произвольное внимание, отражающее его сознательное отношение к своим действиям. На физкультурных занятиях у педагогов практически не бывает проблем с организацией детей, с поддержанием дисциплины. Старшие дошкольники уже могут выступать в роли инструктора, помогать товарищам в освоении сложных движений. Это развивает у ребят сознательность, творческую активность, дисциплинированность, дружеские чувства.
У детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление. Именно на использовании этого естественного возрастного фактора и построена система наших занятий. Создание мыслительного образа и воплощение его с помощью выразительных движений, характерных для ого или иного сказочного героя, формирует у детей способность к творческому мышлению. На занятиях даем детям образные задания: «перепрыгнем через ров», «бросим снежки», «пройдем по мостику» и т. д. Это помогает наполнить смыслом выполняемые упражнения, а значит, быстрее овладеть ими.
Воображение сродни мышлению. И такому его высшему проявлению, как творческое мышление. Приобретенный на занятиях двигательный опыт дети учатся воплощать в образы персонажей. Творческие задания даются педагогом в виде придумывания новых упражнений и жестов, например: изобразить трусливого зайчишку, смелого петуха, грустного щенка, страшного «серого волка» и т. д.