Оксана Мостовая
Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей дошкольников методами ТРИЗ-технологии»
▼ Скачать + Заказать документы
"Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта" (Г. С. Альтшуллер).
"Пусть творческих людей станет как можно больше, творец всегда поймет творца. И мир изменится к лучшему"(Л. Е. Белоусова).
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе - дошкольному образованию. Согласно вступившему в силу ФГОС ДО, одной из первостепенных задач является «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром».
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие творческих способностей дошкольников методами ТРИЗ-технологии“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту задачу. Ум детей не ограничен «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как все должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимания. Необходимо внедрение новых форм, методов и технологий.
На мой взгляд, одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Она возникла в нашей стране в 50-х годах, автор - Г. С. Альтшулер. Теория решения изобретательских задач и была предназначена в первую очередь в помощь инженерам-изобретателям. Сегодня, избегая механического переноса приемов из технического ТРИЗа, педагоги авторских школ начинают эффективно использовать его для развития многих нетехнических систем. Примером является особый раздел ТРИЗа - развитие творческого воображения (РТВ) или творческих особенностей (РТС, где на нетехнических задачах отрабатывается умение применять элементы ТРИЗа. Вполне оправдан поворот авторов ТРИЗа от "железки"к личности, связь с творческой педагогикой, естественный выход на малышей-мудрецов, творчество для которых - сама жизнь. Постепенно ТРИЗ начали применять в новой области знаний - ТРТЛ (теории развития творческой личности).
ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности. Технологии ТРИЗ уже больше 60 лет и сегодня кажется, что она не актуальна. Но развитие дошкольников не останавливается, и каждый день приходят новые дети, которые хотят больше знать и уметь. Самостоятельно мыслить, придумывать новое, видеть несколько вариантов разрешения противоречивых ситуаций, жаждать поиска и открытий. В добавление вышесказанному технология ТРИЗ раскрывает развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, а с другой стороны поисковой активности, стремление к новизне, развитие речи и творческого воображения, т. е. целенаправленное формирование творческих способностей, развитие нестандартного видения мира, нового мышления. Ведь именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает его самостоятельность и познавательный интерес.
Перед тем как приемы ТРИЗ технологии можно было использовать в практической деятельности, как сделать ТРИЗ достоянием дошкольников, как ввести его элементы в повседневную жизнь, в рамки образовательной деятельности, я поставила ряд задач:
• Теоретически изучить вопрос: что такое теория решения изобретательских задач;
• Выявить уровень развития творческих способностей у детей;
• Создать условия для развития творческих способностей дошкольников через использование методов теории решения изобретательских задач;
• Разработать и внедрить план работы по развитию творческих способностей через ТРИЗ технологию.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. На мой взгляд, среди новых педагогических технологий, методик, используемых в дошкольных организациях, ТРИЗ занимает особое место. Оказывается, что ТРИЗ может использоваться в работе с дошкольниками и даёт поразительные результаты в плане развития воображения, фантазии, творчества детей.
Самая главная цель, которую ставит перед собой ТРИЗ-педагог, - формирование у детей творческого мышления, т. е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Он требует определенной подготовки воспитателя, его искреннего желания творить, искать и находить новое, нетрадиционное, казалось бы, в обыденном.
Я стараюсь не давать готовые знания, не раскрывать детям истину, а учить ее находить. По замечанию Л. С. Выготского, дошкольник принимает программу в той мере, в какой она становится его собственной. Мы возвращаемся к известной формуле - идти от ребенка. Пусть гением будет ребенок, лишенный всяческих стереотипов о своем познании мира.
Изобретение - это всегда решение какой-то задачи. Еще в древнем мире люди пытались разгадать секреты изобретательства. Тогда появилось понятие об эвристике - науке о том, как создаются открытия. Прошли века. И множество открытий привели к современной цивилизации. Изобретатель стремится превзойти все то, что создано до него, пытается сделать пусть небольшой, но свой шаг в развитии интересующей его области. Жизнь не стоит на месте. Сегодня самое время учить детей жить в изменяющемся мире, укрепить детей верой в целесообразность творческой жизни.
Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку ее девиз - "творчество во всем" : в постановке вопроса, в приемах его решения, в подаче материала. В ней нет методов в привычном смысле слова, есть инструмент, с помощью которого воспитатели и родители сами "изобретают"свою педагогику, озаренные светом детских идей. Нет и воспитания в привычном его значении, есть способ овладения навыками, которые позволяют жить интересно всем вместе и творить себя : и воспитателю, и родителям, и детям.
Педагогическое кредо "тризовцев"- каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта. Необходимо учить дошкольников анализировать конкретную ситуацию и находить оригинальные пути ее разрешения. Обучение проводится с помощью занятий, игр, сказок, различных тестов.
Девиз тризовцев - "Можно говорить все". И дети говорят, придумывают. Выслушивать нужно каждого желающего. Пусть учатся возражать воспитателю и друг другу, но аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая. Детям нужно давать только положительную оценку: "интересно", "необычно", "любопытно", "хорошо", "молодец"и т. д.
Содержание программы, формы и методы обучения дошкольников по ТРИЗ ещё недостаточно разработаны, но существуют механизмы реализации ТРИЗ, которые основываются на материалах пособий С. Гин, которые представляют собой практический материал по системному использованию ТРИЗ - технологии в детском саду. Обучение проводится с помощью занятий, игр, сказок, различных тестов.
Занятия по развитию творческого воображения - это импровизация, игра, мистификация. Дети учатся придумывать свои сказки, сопоставлять физические и природные явления, но в такой форме, когда они не замечают, что учатся, а делают для себя открытия ежеминутно. Тризовcкие занятия по изобразительной деятельности включают использование разных нестандартных материалов. Занятия по методу ТРИЗа в комплексе (музыкальное, развитие речи, ознакомление с окружающим) и планируются в свободное время, во вторую половину дня, на прогулке, в индивидуальной работе. Элементы методики применяются в работе с детьми всех возрастных групп. Принцип проведения занятий - от простого к сложному. Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его многообразии. ТРИЗ учит детей творчески находить решения возникших проблем, что очень пригодится ребенку и в школе и во взрослой жизни.
Использование в работе методов и приемов ТРИЗ позволяет отметить, что малыши почти не имеют психологических барьеров, но у старших дошкольников они уже есть. ТРИЗ позволяет снять эти барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить.
Условиями развития творческого воображения дошкольников является :
• Владения педагогом технологией ТРИЗ;
• Построение системы отношений педагога с детьми на основе сотрудничества;
• Обладание педагогом нестандартным мышлением, теоретическими знаниями, практическим опытом;
• Использование технологий ТРИЗ на учебных занятиях, в организации самостоятельной деятельности детей, в работе с родителями.
ТРИЗ - технология позволяет решать следующие задачи:
• Воспитание у детей качеств творческой личности;
• Коррекция правильного звукопроизношения;
• Формирование словаря;
• Развитие лексико-грамматических средств языка и связной речи;
• Развитие элементарных математических представлений;
• Развитие конструктивной деятельности.
Используя ТРИЗ - технологию в работе дошкольниками, необходимо учитывать следующие дидактические принципы:
• Принцип свободы выбора (в любом обучающем или управляющем действии;
• Предоставить ребенку право выбора);
• Принцип открытости (предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами, не имеющими единственно правильного решения);
• Принцип деятельности (в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность);
• Принцип обратной связи (воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих);
• Принцип идеальности (творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей).
Основными методами ТРИЗ - технологии, используемые в работе с детьми, являются следующие:
1. Мозговой штурм.
Мозговой штурм предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения. Необходимо учитывать, что изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту.
Темами мозгового штурма могут быть такие:
• Как уберечь бабушку от серого волка;
• Как спастись от дождя, если нет зонтика;
• Как потушить пожар, если в доме нет воды;
• Как спастись от жары в летний день.
Правила мозгового штурма:
1. Исключение всякой критики;
2. Поощрение самых невероятных идей;
3. Большое количество ответов, предложений;
4. Чужие идеи можно улучшать.
Воспитатель должен предложить детям свои оригинальные варианты решения задачи, что позволяет стимулировать их воображение и вызывать интерес и желание к творческой деятельности.
Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает.
2. Синектика (метод эмпатии)
а) Личностная аналогия (эмпатия).
Ребенку предлагается представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Например:
• Изобрази чайник, который кипит;
• Покажи походку маленького ребенка, который учится ходить;
• Изобрази рассерженного кота;
• Промяукай песню "В лесу родилась елочка. "и т. д. ;
б) Прямая аналогия.
Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (самолет - птица, подводная лодка - аналогия рыбы и т. д.) Дети находят аналогии, делают маленькие открытия в сходстве природных и технических систем;
в) Фантастическая аналогия.
Решение проблемы осуществляется, как в волшебной сказке, т. е. игнорируются все существующие законы ( нарисуй свою радость - возможные варианты: радуга, цветок; изобрази любовь - это может быть человек, растение) и т. д.
Используя ТРИЗ - технологию в работе дошкольниками, необходимо учитывать следующие дидактические принципы:
• Принцип свободы выбора (в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора);
• Принцип открытости (предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения);
• Принцип деятельности (в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность);
• Принцип обратной связи (воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих);
• Принцип идеальности (творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей).
3. Морфологический анализ.
В основе данного метода лежит комбинирование разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.
Цель метода - выявить все возможные факты решения данной проблемы, которые могли быть упущены при простом переборе. Обычно строят таблицу (две оси) или ящик (более двух осей). В качестве осей берут основные характеристики рассматриваемого объекта и записывают возможные их варианты по каждой оси.
Например, изобретаем новую игру. На одной (вертикальной) оси можно выложить часть тела, с помощью которой можно играть, а по другой - приспособления для игры : обруч, мяч, ракетка, скакалка, шнур и т. д.).
Затем выбираются различные сочетания элементов разных осей. Перебираются все возможные варианты.
Чем больше критериев выбрано, тем более подробно будет описан новый образ. Огромный простора для детского воображения!
Затруднения вызывает то, что дошкольники не умеют хорошо читать и им трудно удержать в памяти большое количество характеристик объекта. Поэтому воспитателю необходимо продумать использование символов, которыми он будет обозначать их.
4. Метод каталога.
Данный метод позволяет в большой степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию. Творческое рассказывание даётся дошкольникам с трудом в силу небольшого опыта монологической речи и бедности активного словаря.
Для работы понадобится любая детская книга с небольшим количеством иллюстраций. Желательно, чтобы текст был в прозе. Взрослый задаёт детям вопросы, на основе которых будет строиться сюжет, а ответ дети ищут в книге, произвольно указывая пальцем в любое место на странице. Выбранные методом "тыка"слова, не связанные между собой, соединяются в какую - то историю или сказку. Воспитатель может преобразовывать одни части речи в другие.
Занятие проводится в быстром темпе, используются разные эмоциональные реакции на каждое новое словосочетание. Главное - грамотно составить вопросы и расположить их в нужной последовательности. Так при составлении сказки следует учитывать некоторые общие особенности построения структуры сказок:
• Наличие положительного и отрицательного героев;
• Зло, причинённое отрицательным героем;
• Борьба положительного героя со злом;
• Присутствие друзей и помощников и у положительного, и у отрицательного героев;
• Присутствие волшебства.
Последовательность вопросов может быть следующей:
• О ком сочиняем сказку?
• Он добрый или злой герой? Какое добро (зло) он делал?
• С кем он дружил?
• Кто им мешал? Каким образом?
• Как добрый герой боролся со злом?
• Чем всё закончилось?
Предполагаемый ход действия сказки:
1. Жил-был.
2. И был он какой?.
3. Умел делать что?.
4. Делал он это, потому что.
5. Но в это время жила-была.
6. Она была.
7. Однажды между ними случилось.
8. Им помогла.
9. Сделала она это, чтобы. и т. д.
Можно вопросы варьировать в зависимости от развёртывания сюжета, что требует от воспитателя навыка работы с данным методом, умения вовремя сориентироваться и сформулировать новые вопросы, которые не были предусмотрены изначально. Придуманный сюжет необходимо фиксировать с помощью символов, знаков, схем, рисунков и т. п. Не всегда с первого раза дети могут сочинить интересную, красивую историю. Практика показывает, что первоначально дошкольникам трудно преодолеть психологическую инерцию и стереотипы: они повторяют идеи друг друга, дублируют события знакомых сказок, иногда вообще молчат. Воспитателю следует помогать детям, подсказывать варианты развития событий, поощрять удачные находки.
Постепенно сочинения становятся всё более интересными, увлекательными. Данный метод хорошо использовать в работе с небольшим количеством детей (от двух до пяти).
Также используется метод проб и ошибок, метод Робинзона, системный оператор тризовские игры и другие методы. Таким образом, в результате свободной деятельности, занятий с применением элементов ТРИЗ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается мышление, воображение, фантазия детей, дошкольники проявляют творчество, нестандартность мышления.
ТРИЗ позволяет педагогам преподносить знания в увлекательной и интересной для детей форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию. ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения. В результате обучения у детей возникает положительное эмоциональное отношение к занятиям, возрастает познавательная активность и интерес; детские ответы становятся нестандартными, раскрепощенными; у детей расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, к фантазированию; речь становится более образной и логичной, знания по ТРИЗ начинают «работать» на других занятиях и в повседневном общении.