marina lownikova
Консультация для воспитателей «Развитие слухового и речевого аппарата детей первой младшей группы»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие слухового и речевого аппарата детей первой младшей группы
С самого рождения ребенка окружает мир звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей. Но младенец не способен их различать и оценивать, это происходит со временем. Умение сосредотачиваться на звуках, необходимо для того чтобы слушать и понимать речь. Ребенок должен напрячь свой слух, чтобы уловить и различить звуки, то есть у него должно сформироваться - слуховое внимание. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребёнок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка. Чистота речи зависит от многих факторов: от речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Развитие слухового восприятия идет в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие обычных звуков, с другой - восприятие речевых звуков, т. е. формируется фонематический слух (способность слышать, различать на слух звуки речи не возникает сама собой, даже если у ребенка хороший физический (неречевой) слух.
Постепенно объем слухового внимания увеличивается, растёт его устойчивость, формируется произвольность. Для развития слухового внимания использую разнообразные музыкальные инструменты, колокольчики, погремушки и др. Показывая музыкальные инструменты, даю послушать, как они звучат, а потом предлагаю отвернуться и угадывать, на каком инструменте играю. Обращаю внимание детей на окружающие звуки. Спрашиваю: «Что там шумит?». Обращаю внимание детей : как идёт (стучит, шумит, капает) дождь, шумит ветер, едет машина летит самолёт и т. п.
Для развития речевого внимания использую такие игры как: Кто там, Кто в домике живет? Поезд, Три медведя, Кто позвонил?
Поем короткие, ритмичные песенки и читаем стихи. Приучаю слушать песни и сказками для детей. Понимание речи зависит как от слухового внимания, так и от жизненного опыта. Расширяю кругозор малыша. Идя на прогулки рассказываю о том, что мы видим. Комментирую все, что мы делаем. Детально проговариваю то, что происходит или произойдё т: «Мы сейчас оденемся. Как ты хорошо ешь кашу. Мы сейчас гулять пойдём и т. п.» Такие подробные комментарии позволят сосредоточить внимание ребёнка на происходящем.
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития : одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство. Их наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов, сокращение слогов неправильное ударение и пр. С такими детьми веду индивидуальную работу.
На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Неустойчив еще и голос младших дошкольников : некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно (особенно, если не уверенны в правильности произношения, другие — крикливо. Здесь обращаю внимание детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью (шепотом, тихо, умеренно, громко, учит детей различать на слух, как громко говорят окружающие и они сами. Например, прошу сказать, как лает большая собака, а как маленькая.
Звукоподражание является первой и главной ступенькой в развитии речи детей раннего возраста. Звукоподражание или речевое подражание — это воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз. Сначала это похоже на эхо: взрослый говорит — ребенок тут же повторяет. Чтобы общение ребенка с взрослым не напоминало игру в «попугайчиков», важно помнить, что речь нужно активировать в практической деятельности ребёнка, в игре. При этом важен эмоциональный контакт, положительная мотивация, устойчивое внимание ребенка. Чтобы развить речевое подражание, необходимо начать с развития подражания вообще : "Сделай, как я делаю". Необходимо научить ребёнка подражать действиям с предметами (игра в мяч, научить подражать движениям рук, ног, головы. Для развития подражательных способностей нужно ежедневно заниматься пальчиковыми играми. Звукоподражания — это начальный этап развития речевой функции и у ребёнка с нормой речи и у ребёнка с речевыми нарушениями только усваивают они их в разные сроки. Начинаю с простых упражнений:
Например, спрашиваю у ребенка, как плачет Ляля?
Уа, Уа, Уа.
Рассматривая картинку, на которой изображена девочка, качающая куклу: «Это Аня она укладывает куклу спать и поет, А- а-а! Давай ей
поможем. Ааа.
Рассматривая игрушечный паровоз предлагаю повторить как гудит паровоз. у-У-У.
Можно включить детям песенку волка, ослика и т д. (видео)
С удовольствием дети слушают и поют песенку гласных (видео).
Использую такие речевые игры :
На лугу паслась корова: «Мууууу». Колокольчик зазвенел: «Динь- диньь!».
Еж колючий пробегал: «Пых-пых-пых». И-го-го- во дворе, Хрю-хрю- хрю- в конуре.
Чик-чирик- где крошки. Ква-ква- где мошки.
Кар-кар-кар на ветке. Повторяйте детки.
Плачет Ванечка в пеленках, Он кричит - Уа-уа! Хочет маленький ребенок. Чтобы мама подошла.
В небе гром- Бом-бом. Слышатся раскаты. Прячьтесь поскорее в дом. От грозы ребята.
Ворона каркает - Кар-кар. Прошу не забывать. От спичек может быть пожар. Не надо их бросать!
Ручеек журчит - Динь-динь. Разбежался с горки. Он кораблик подхватил. Не догнать Егорке.
Ква-ква-ква-ква - квакают лягушки. Хорошо живется им. В канавке у опушки.
Собачка лает- Ав-ав-ав. Цепь с меня снимите. И побегать на часок. С другом отпустите.
Гру-гру-гру - у проруби. Ворковали голуби. Ворковали, ворковали. А потом купаться стали.
Кошечка мяукает. Деточек баюкает. Колыбель качает. МЯУ напевает.
Ребенок в 2,5 - 3 года уже может внимательно слушать небольшие стихи, сказки, рассказы, потешки, а также представлять то, о чем в них говориться. Например, читая потешки у ребёнка развивается речевой слух и произношение звуков.
Наши уточки с утра:" Кря-кря-кря",
Наши гуленьки вверху: "Гу-гу-гу"
Наши курочки в окно: "Ко-ко-ко",
Ну а Петя-петушок *
Раным-рано поутру, что кричит?
КУ-КА-РЕ-КУ!
Дети с удовольствием повторяют словосочетания и соответственно учатся произносить звуки. В потешках содержится много ярких и красочных словесных картинок, что позволяет усвоить новые формы слов, обозначающих предметы,
Такие весёлые и простые упражнения помогают малышу овладеть правильной речью, т. к. умение «слушать и слышать» формирует правильное звукопроизношение, закладывает основы правильного грамматического строя речи, является средством развития личности в целом.
А в будущем поспособствует эффективному достижению качества образования в дошкольном и в школьном возрасте.