Анечка Козлова
Развитие творческих способностей у детей первой младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Для того что бы ребёнок рос способным и талантливым, надо приложить много усилий в раннем возрасте.
Дети — это маленькие непоседы, неугомонные исследователи и первооткрыватели, которые постоянно стремятся узнать что-то новое, провести неожиданный эксперимент, сконструировать необычную поделку, разукрасить мир яркими красками и вовлечь окружающих в весёлые игры и забавы.
Публикация «Развитие творческих способностей у детей первой младшей группы» размещена в разделах
Дошкольный возраст — благоприятный период для развития творчества. Именно в это время закладываются основы развития личности и формируются творческие способности, происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение.)
В детском саду развитие художественного творчества проходит на занятиях рисованием, лепкой, музыкой, театрализованной деятельностью. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире и развития творческих способностей детей.
Цель: помочь малышу раскрыть внутренний потенциал, способствовать становлению неординарной, разносторонне развитой, гармоничной личности.
Задачи:
• Развитие сенсорики, мелкой моторики и координации движений;
• Развитие умственных способностей, логики, мышления;
• Эстетическое воспитание.
Рисование - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. У детей 2-3 лет уровень художественных способностей зависит от уровня развития мелкой моторики рук. Поэтому для ее развития можно применять сенсомоторную деятельность, используя различные средства. Например: прищепки, различного рода шнуровки. С детьми младшего дошкольного возраста, необходимо обыгрывать сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек, предметов, сопровождая рисование эмоциональным комментарием, используя художественное слово. Такой подход позволяет заинтересовать малышей, дольше удержать внимание, создать необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности. Так же можно использовать нетрадиционные способы изображения. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Например: рисование пальчиком, ладошкой, ватными палочками, оттиск печатками из пробки или ластика, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, тычок и т. д.
Каждый вид изобразительной деятельности развивает у детей определённые качества. Лепка содействует развитию личности ребёнка, помогает создать обстановку эмоционального благополучия. Это – самое динамичное, жизнерадостное детское творчество. Всякая манипуляция с вылепленными предметами, использование их в игровых ситуациях значительно обогащают опыт ребёнка. Чем чаще ребёнок занимается лепкой, тем активнее у него развиваются изобразительные способности, формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, очень активно развиваются мелкие мышцы пальцев, а это способствует развитию мышления, глазомера, пространственного мышления. Вылепленные фигурки обыгрываются. Например: пирожки, которые вылепили дети, можно положить в одну общую тарелочку и предложить гостям; во время лепки можно предложить покормить морковкой зайчика и т. д. ; такое обыгрывание показывает детям, что поделка от подобных дополнений делается интереснее, выразительнее.
Аппликация является одним из средств развития творческих способностей детей. Аппликация включает в себя настолько разнообразный спектр различных приёмов и техник, позволяющих развить творчество ребёнка. Аппликация — наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. На начальном этапе малыши раскладывают и наклеивают предмет из заготовленных воспитателем частей.
По мере освоения приемов вырезания средней, старшей и подготовительной к школе группах дети могут изобразить предметы, отличающиеся разнообразием формы, строения, сочетания окраски, величины соотношения (дома различных типов, транспорт, растения, птицы, животные, человек в реальной и сказочной трактовке).
Музыка, игра, пение, пляски создают положительные эмоции. А положительные эмоции – это внутреннее благополучие малыша, его душевное и физическое здоровье.
Основы музыкального воспитания и развития должны даваться с самого раннего возраста. Дети дошкольного возраста лучше всего воспринимают информацию в игровой форме. Игры позволяют в легкой форме подогревать интерес детей к музыке, а также обучить их основным понятиям музыкальной грамоты. Используя музыкально-дидактические игры, можно развить у детей чувство ритма, координацию, способности к творческим начинаниям, а также увеличивает уровень закрепощенности. Игры дают детям возможность применить теоретические навыки в реальной ситуации. Прививать детям определенные навыки нужно постепенно. Каждая новая игра должна появляться после того, как усвоена предыдущая. Планирование музыкальных занятий – это важная функция воспитателя. От правильной постановки задач зависит скорость обучения детей, а также развитие музыкальных способностей.
Для того, чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт малыша, тем ярче будут творческие проявления в разных видах деятельности. Так же расширению опыта ребенка способствуют театрализованные игры. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски звуки, а умело поставленные вопросы побуждают их думать анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствует звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно вступление диалог с другим персонажем, ставят ребенка перед необходимость ясно, четко, понятно изъясняться. Она также является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Следовательно театрализованная деятельность является важнейшим средство развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей.
Развитие творческих способностей личности ребенка – одна из главнейших задач детского сада. Это является необходимым условием для развития личности в целом. При этом ведущая роль принадлежит взрослым – воспитателям и родителям. Особое значение для развития творческой деятельности ребенка имеет стимулирование творчества в системе обучения детей младшего дошкольного возраста.