Екатерина Харькова
Консультация для воспитателей «Развитие самостоятельной деятельности детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Все, что мы делаем в детском саду - обучаем, развиваем, закрепляем. Сегодня мы поговорим о развитии такого навыка, как самостоятельная музыкальная деятельность.
Влияние музыки на развитие творческой деятельности детей невозможно переоценить. Музыка вызывает у детей более яркий и более ранний отклик, чем другие виды искусства. Музыкальное воспитание способствует развитию речи, эмоций, движений, обогащает яркими художественными впечатлениями. А самостоятельная музыкальная деятельность детей способствует развитию таких личностных качеств, как инициативность, самостоятельность, творческая активность.
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие самостоятельной деятельности детей“» размещена в разделах
- Воспитание самостоятельности у детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Наша с вами задача, дорогие коллеги, привить детям любовь к музыке, умение ее использовать в повседневной жизни. Ведь самостоятельная деятельность будет доступна только в том случае, если дети будут знакомы с возможными вариантами взаимодействия. Источники самостоятельной музыкальной деятельности – «вдохновители», то, что приходит извне, и оставляет эмоциональный след.
Однако стоит четко понимать разницу и разделять самостоятельную музыкальную деятельность и игровую деятельность. Например, ребенок увидел по телевизору голубой огонек, и вот он берет расческу, и под уже звучащую музыку, изображает выступление на сцене. Вот это – игровая деятельность, ребенок играет в концерт, в артиста. Если же ребенок берет ту же расческу, но уже сам напевает что-то свое, только что придуманное – это уже самостоятельная музыкальная деятельность.
То есть все, что дети делают сами - играют на муз инструментах, устраивают настоящие концерты, просят включить музыку для танцев, придумывают самостоятельные пляски, песни, играют на инструментах, - все это самостоятельная музыкальная деятельность.
Но чтобы у детей была возможность самостоятельно музицировать, они должны быть обеспечены необходимым материалом. И вот мы подходим к оснащению музыкального уголка.
О том, что все необходимые пособия и инструменты должны быть на виду, вы и так знаете. Но быть на виду и быть замеченными – разные вещи. Поэтому воспитатель может пригласить детей поучаствовать в оборудовании музыкального уголка. Посоветоваться с детьми, куда лучше положить музыкальные инструменты, чтобы ими было удобнее пользоваться, как поставить печатные материалы, чтобы их было видно. Так же очень важен личный пример и вовлеченность воспитателя в процесс познавания. «Вы знаете, какая моя любимая песня?», «А я вам показывала, как я умею играть на бубне?» Таким образом, воспитатель может провоцировать детей к самостоятельной музыкальной деятельности.
В самостоятельной музыкальной деятельности ребенок сам выбирает себе занятие, реализует свои замыслы. Но безусловно, дети не должны быть предоставлены сами себе. Воспитатель участвует, но только как «наблюдатель» и «помощник», характер взаимодействия становится более косвенным:
- мы вместе пытаемся повлиять на музыкальные впечатления, полученные ребенком в детском саду.
- воспитатель организовывает условия для развертывания самостоятельной музыкальной деятельности.
Хорошо, когда дети вместе с воспитателем водят хороводы, поют песни, играют на музыкальных инструментах., играют в музыкально-дидактические игры. Они способствуют развитию музыкального слуха, чувства ритма, творческих способностей детей. Музыкально-дидактические игры являются игровым методом обучения, направленным на усвоение, закрепление и систематизацию знаний о музыке, а также игровой формой обучение и самостоятельной игровой деятельностью, средством музыкального общения и развития ребёнка.
Наблюдение за игровой деятельностью детей старшего дошкольного возраста свидетельствуют : в отличие от младших дошкольников они могут самостоятельно играть друг с другом в музыкально-дидактические игры, составлять их, придумывать последовательность действий, формулировать правила игры. Но чтобы они могли это делать, их нужно научить, как можно играть.
Вот несколько вариантов музыкально-дидактических игр.
«Шум или музыка?»
Цель: Научить различать музыкальные и шумовые звуки.
Игровой материал: диск со звуками природы и отрывками музыкальных произведений.
Ход игры: Воспитатель :
Все на свете дети знают,
Звуки разные бывают, листопада тихий шёпот,
Самолёта громкий рокот, гул машины во дворе,
Лай собаки в конуре., это звуки шумовые,
Только есть ещё другие.
Не шуршания, не стуки –
МУЗЫКАЛЬНЫЕ есть звуки.
Воспитатель предлагает прослушать и отгадать: шум или музыку слышат дети. Если дети слышат шумы природы – они топают ногами. Если музыку – хлопают.
«Музыкальная посылка»
Цель: Развивать умение различать тембр звучания различных музыкальных детских инструментов. Учить петь под аккомпанемент шумовых инструментов.
Игровой материал: Набор музыкальных инструментов, знакомых детям.
Ход игры: Воспитатель сообщает детям, что почтальон принёс в садик посылку и предлагает посмотреть, что в ней находится. Затем дети поочерёдно достают из ящика музыкальные инструменты, называют их и показывают способы игры. Когда все инструменты будут названы, воспитатель предлагает спеть любую песню по желанию детей, аккомпанируя себе на инструментах, присланных в посылке. По ходу игры дети могут меняться инструментами, спеть несколько песен. Игра продолжается до тех пор, пока детям это интересно.
«Музыкальная лесенка»
Цель: Учить слышать направление движения музыки, показывать его жестом руки и на музыкальной лесенке.
Игровой материал: Музыкальная лесенка из пяти ступеней (из любого конструктора, металлофон, мелкие игрушки, соответствующие размеру лесенки.
Ход игры: Воспитатель играет на металлофоне песенку «Лесенка» :
Вот иду я вверх! Вот иду я вниз!
Затем показывает игрушку и ведёт её по лесенке вверх, напевая: Вот иду я вверх! Затем ведёт игрушку вниз, напевая: Вот иду я вниз! Затем предлагает поводить игрушку кому-то из детей. Воспитатель поёт, ребёнок ведёт игрушку. Слова можно изменять, соответственно изменяя темп и характер движения игрушки по лесенке: «Вот бегу я вверх! Вот бегу я вниз!», «Вот скачу я вверх! Вот скачу я вниз!». Затем отр ывок песенки исполняется на металлофоне без слов. Ребёнок должен понять, куда вести игрушку, вверх или вниз. Остальные дети оценивают правильность выполнения задания.
Если ребенок научится самостоятельно выполнять учебные задания, то он сумеет также действовать и вне занятий: организовывать музыкальные игры, по собственному желанию петь, танцевать.