Людмила Журавлева
Консультация для воспитателей «Развитие мелкой и общей моторики у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Родителей и педагогов всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте? Мы остановимся на одном из аспектов этой проблемы – развитие мелкой и общей моторики на развитие речи детей.
Ребёнок познаёт мир через ощущения, восприятие, которые способствуют его сенсорному развитию. Согласно новейшим исследованиям, ощущение и восприятие представляют собой особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета, его особенностей. Развивать анализаторы ребёнка – значит обучать его действиям обследования предмета, которые в психологии называются перцептивными действиями. Задача сенсорного воспитания – своевременно обучить ребёнка этим действиям.
Темочки:
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
На первом году жизни ребёнка задачи сенсорного воспитания (развитие слуха, зрения, формирования предметности восприятия) успешно решаются в манипулятивной и предметной деятельности.
В отечественной системе сенсорного восприятия традиционное содержание сенсорного воспитания расширено и дополнено за счёт включения развития речевого слуха.
Речевой слух – это способность воспринимать звуки речи, дифференцировать и обобщать их в словах как смыслоразличительные единицы. С развитием фонематического слуха связано овладение нормами звукопроизношения. И научные исследования, и народная педагогика разных стран подсказывают нам связь: рука – рот.
Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи ребёнка и его мышления. Проведённые исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев соответствует развитию речи ребёнка. У детей при ряде нарушений речи отмечается общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев, выраженные в разной степени, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Так на основе на основе проведё нных опытов была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие ребёнка находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной. Следовательно, формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от пальцев рук.
Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга; указательного – оказывает благотворное влияние на состояние желудка; среднего – на кишечник; безымянного – на печень и почки; мизинца – на сердце. Так что пальчиковая гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребёнка.
Развивать мелкую и общую моторику рекомендуется параллельно, предлагая ребёнку упражнения, соответствующие его возможностям. Когда ребёнок обладает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Точнее, динамическое выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы способствует совершенствованию движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д. На примере простых упражнений на развитие мелкой и общей моторики можно научить ребёнка выслушивать, и запоминать, а потом и выполнять инструкции. С одной стороны – двигательная активность ребёнка помогает интенсивней развивать его речь, с другой стороны – формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно – пространственных упражнениях.
На протяжении многих веков народная педагогика создавала и собирала замечательные потешки, прибаутки, сказки, в которых реальный мир представлен ярко, художественно и, что очень важно, понятно даже самым маленьким. Необходимо использовать игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Здесь движение конкретизирует образ, а слово помогает более чётко и выразительно выполнять движение. При этом ребёнок постигает не только общее значение слова, но и глубокий смысл выражения благодаря образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне. Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребёнка и без специальных установок настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух.
Благотворное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки; застёгивание пуговиц, кнопок, закрепление на липучках; наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень; игры с открывающимися игрушками и предметами (матрёшки); игры с карандашами и крупой, «пальчиковый бассейн». Ребёнку интересно раскручивать и закручивать, разбирать предметы на части и собирать их снова. Необходимо поддерживать это стремление, организовывать общение ребёнка с кем – либо в процессе предметной и игровой деятельности, обогащать его словарь. Всё это формирует сознательное поведение ребёнка, понимание того, что можно делать, а что нельзя.
К работе по развитию моторики необходимо подключать родителей. Многие мамы и бабушки лишают возможности проявлять самостоятельность даже в застёгивании пуговиц, молний, потому ли что торопятся или считают своих детей слишком маленькими.
На первый взгляд, отдельные бытовые умения не имеют никакого отношения к мелкой моторике, но в действительности они являются для неё базовыми, так как формируют ручную умелость. Кроме того, что приобретая навыки самообслуживания и общаясь со взрослыми, ребёнок продвигается и в речевом развитии.
Формированием мелкой моторики у детей младшего возраста могут заниматься и родители. Работа эта разносторонняя и многообразная. Она может вестись в трё х направлениях:
- массаж, специальные игры упражнения для развития мелких движений пальцев;
- обучение умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуация, приобретать навыки самообслуживания, посильно помогать членам семьи;
- формирование моторики в специально созданных ситуациях, с использованием настольных и подвижных игр, в изобразительной деятельности.
Совместная работа с родителями по развитию мелкой моторики и координации движений детей положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а также на развитие речи и готовит к овладению навыками письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически – в детском саду, дома, во дворе, во время выездов на природу – с самого раннего возраста, помогают детям держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина, мастерить подарки своим близким. Итак, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребёнка, отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но и в дальнейшем.