Нора Ерицян
Развитие художественно-эстетических способностей дошкольников средствами изобразительного искусства
▼ Скачать + Заказать документы
"Развитие художественно-эстетических способностей дошкольников средствами изобразительного искусства"
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От паль-цев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок», – утверждал В. А. Сухомлинский. Современные педагоги и методисты отмечают, что дошкольный возраст наи-более благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психических процессов, составляющих основу творческой деятельности. Поэтому развитие детского творчества – одна из главных задач дошкольного воспитания. Воспитать творческую личность, т. е. сформировать контекст, условия и установку на творчество, с одной стороны, и потребность и побуждение к творчеству, с другой, нельзя без специальных усилий общества, без соответствующей политики, направленной на эту культурную цель. Развивать и совершенствовать эти склонности и способности – одна из задач эстетического и художественного воспитания и развития, которые являются одними из важнейших средств качественного совершенствования человеческой природы. Художественно-эстетическое воспитание – это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Сущностные художественно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь. Но именно в дошкольном и младшем школьном возрасте художественно-эстетическое воспитание является одной из главных основ всей дальнейшей вос-питательной работы. Приобщение ребенка дошкольного возраста к искусству формируется такими средствами, как: - ознакомление дошкольников с творчеством и различными произведениями искусства, увлечение их этим занятием, нахождение у них творческого потенциала; - занятия с дошкольниками, в зависимости от возрастных и личностных особенностей, различными видами художественной творческой деятельности, обеспечение свободного выбора ребенком направления в творчестве. Развивая творческие способности дошкольников, следует прибегнуть к наглядным, словесным и практичным методам развития. Наглядные методы предвидят рассматривание нарисованных или реальных картин. Словесные методы включают разные формы общения, истории, рассказы, сочинение сказок. Практические методы основаны на развивающих упражнениях, играх, создании и использовании разных моделей. Сочетание всех методов совместно поможет максимально развить интеллектуальные способности дошкольников. По мнению А. В. Запорожца, изобразительная деятельность, подобно игре, позволяет более глубоко осмыслить интересующие ребенка сюжеты. Однако еще более важно то, что по мере овладения изобразительной деятельностью у него создается внутренний идеальный план, который в раннем детстве отсутствует. В дошкольном возрасте внутренний план деятельности еще не полностью сформирован, он нуждается в материальных опорах, и рисунок – одна из таких опор. Американские авторы В. Ловенфельд и В. Ломберт Бриттен считают, что художественное воспитание оказывает огромное влияние на развитие ребенка. Ребенок может найти себя в рисовании, и при этом растормозится его развитие. У ребенка может произойти самоидентификация, возможно впервые. При этом его творческая работа сама по себе может не иметь эстетического значения. Гораздо важнее изменение в его развитии. По мнению Л. С. Выготского, мы должны рас-сматривать рисунок с психологической точки зрения как своеобразную детскую речь и предварительную стадию письменной речи. Работа воспитателя по развитию творческой активности дошкольников не должна ограничиваться лишь педагогическим воздействием непосредственно на детей. В активизации творческой активности и развитии инициативы, в обогащении их образными художественными впечатлениями важную роль играют и условия в семье. Для ознакомления родителей с задачами художественного воспитания детей специалисты советуют проводить родительские собрания. На них необходимо давать развернутую характеристику детского творчества, той работы по изобразительной деятельности, которая проводится на занятиях. Следует обратить особое внимание на необходимость тесной связи детского дошкольного учрежде-ния и семьи в целях художественного развития детей. Не только в детском саду, но и дома ребенок должен иметь благоприятные условия для развития своей творческой инициативы. Таким образом, роль педагога в управлении изобразительной деятельностью детей довольно велика и требует особых качеств и навыков. Личность ребенка многогранна и наиболее яркие качества личности, ее оттенки могут проявляться и развиваться лучше всего в разнообразных видах деятельности. Однако формирование у каждого ребенка творческой инициативности – процесс длительный и в значительной мере всё-таки зависит от уровня познавательных и художественных интересов. Задача педагога – своевременно оценить и правильно направить творческие способности ребенка. Формирование творческой личности, личности эстетически развитой и нравственной – одна из важнейших проблем современной дошкольной педагогики. Решать эти сложные задачи помогает искусство. Любовь к прекрасному, которую педагог привьёт своим подопечным в детстве, лейтмотивом пройдет через всю жизнь, поможет понять истинные ценности, обогатит яркими эмоциями. Теоретическое обоснование программ творческого развития, внедрение в практику лучших образцов литературы, музыки, изобразительного искусства, театра, их взаимодействия имеют неоценимое значение в развитии творческой активности детей дошкольного возраста. Значение искусства в детские годы невозможно переоценить: оно готовит детей к вступлению в жизнь с учетом самой ценности детства. В эти годы закладываются основы интеллекта человека, формируются разнообразные потребности, взгляды и идеалы. При этом следует учитывать возрастное развитие дошкольников : физиологическое (физический статус, резистентность, здоровье); когнитивное (устойчивые навыки, данные при рождении); аффективные (эмоциональные); психологические (восприятие, речь, мышление, память, воображение, представление). Это требует от педагогической практики разработки таких условий, которые могли бы обеспечить художественное образование как системное. Таким образом, занятия художественным творчеством способствуют оптимальному и интенсивному развитию всех психических процессов и функций, приучают ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.