марина богачева
Консультация для воспитателей «Работа с родителями по духовно-нравственному воспитанию в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей «Работа с родителями по духовно-нравственному воспитанию в детском саду»
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
Публикация «Консультация для воспитателей „Работа с родителями по духовно-нравственному воспитанию в детском саду“» размещена в разделах
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов и самая большая опасность, подстерегающая нас сегодня - в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
В молодых семьях вопросы духовно-нравственного воспитания зачастую не считаются важными и вызывают лишь недоумение. В обществе растет агрессивность и жестокость, что впоследствии приводит к возникновению таких катастрофических ситуаций, как террористические акты.
Вот почему сегодня необходимо воспитывать духовно-нравственное самосознание, возрождая многовековые традиции духовно-нравственного воспитания ребенка в единстве семья-ребенок-детский сад.
Целью работы по духовно-нравственному воспитанию является гармоничное духовное развитие личности дошкольника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России с опорой на взаимодействие с семьей.
Задачи:
• ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей;
• вовлечь родителей в образовательную деятельность по духовно-нравственному воспитанию детей;
• повышать компетентность родителей в области духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Первоначально была выстроена система работы по взаимодействию с семьёй в рамках духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Диагностический блок помог выявить запросы родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, выявить мотивацию участия в работе по данному направлению, определить уровень компетентности родителей в этом вопросе. Данная работа реализовывалась через такие формы, как наблюдение, беседы с родителями.
Полученный результат показал, что большинство родителей плохо осведомлены в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников. Это говорит о том, что родители не читают периодические издания, посвященные проблемам воспитания дошкольников.
Исходя из этого, родителям был предложен ряд правил:
- Будь к своему ребенку в меру добр и требователен, если хочешь чего-то добиться.
- Прежде чем дать оценку действиям ребенка, попробуй вникнуть в ситуацию.
- Покажи ребенку хороший пример.
Целью теоретического блока стала подготовка материала для повышения компетентности родителей в вопросе духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Практический блок стал завершающим этапом в работе.
Формы работы, заявленные в данном блоке, более интересны и разнообразны:
Нетрадиционные/Традиционные;
Индивидуальные (консультации, беседы и др.)/Коллективные (родительские собрания и др.);
Наглядно – информационные (буклеты, стендовая информация и др.).
На первом этапе помогли ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ работы с семьей :
1. Родительские собрания.
Это одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей и формирования родительского коллектива.
2. Досуги, праздники - самые привлекательные, востребованные формы работы. Фольклорные праздники в детском саду имеют особое значение в формировании духовной культуры ребенка. Через такую форму деятельности дошкольник знакомится с народной культурой, у него воспитывается любовь к родному краю. («Колядки», «Веселая Масленица»)
Праздники, посвященные Дню Защитника Отечества (соревнования, пропагандирующие армейскую доблесть, помогают пробудить в детях чувство национальной гордости за силу, мужество российских мужчин, стремление стать такими же и служить в рядах вооруженных сил.
Праздники для мам «День Матери», «Международный женский день 8 марта» воспитывают в детях любовь и уважение к женщине-матери, умение выразить благодарность и любовь по отношению к продолжательницам человеческого рода, стремление походить на мам и бабушек.
Патриотическому празднику 9 мая посвящается ряд мероприятий: проект «Наши деды надевают ордена», акция «Открытка для ветерана»; тематические занятия; праздник. Задача проводимых мероприятий – проследить связь поколений, сохранить память и уважение к подвигу солдат.
Конечно, подготовка к мероприятиям требует времени, труда и душевных сил. Но они приносят такую радость, когда мы видим счастливые глаза детей и слышим слова благодарности родителей!
3. Выставки «Пасхальный сувенир», «Птичий домик»,
«Рождественские фантазии», «Маска, я вас знаю» позволяют родителям принять активное участие, получить удовольствие от совместного творчества с детьми.
В практике духовно-нравственного воспитания также используются и НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ работы с семьей. С согласия родителей в группе появилась традиция поздравлять детей с Именинами или Днем Ангела. Подобного рода мероприятия позволяют ребенку получить представление о том, что у каждого человека есть своё имя, которое отличает его от других людей, пополнить знания о народных традициях, праздниках, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, своему имени, и именам других детей.
Одной из часто используемых форм стали акции. Акция увлекательна, занимает немного времени и позволяет сразу видеть результат собственного участия. Для родителей и воспитателей она интересна с точки зрения необычности и новизны использования.
В группе была проведена акция «Семейные традиции», где родители вместе с детьми представляли традиции своей семьи в виде коротких рассказов, которые сопровождались фотоотчетами. В итоге был оформлен стенд повествования о семейных традициях, сделана презентация «Лето – это маленькая жизнь». Эта акция помогла участникам сформировать ценностное отношение к своим близким, традициям каждой семьи, толерантность. Акции добрых дел «Бумажный кораблик добра», «Добрая зима пернатым» способствовали формированию доброго отношения к братьям нашим меньшим.
Информативно наполненной и вызвавшей душевный отклик была работа над проектом «Война глазами детей». Поднятая тема вдохновила на изучение истории своей семьи и стимулировала стремление быть достойными членами своего рода. Приобщение к опыту предыдущих поколений вызвало у детей чувство гордости за свою страну, помогло сформировать бережное отношение к памяти прошлых поколений.
В работе очень помогают НАГЛЯДНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ формы:
1. Родительские уголки – это хороший метод общения с родителями, позволяющий обратить их внимание на проблемы современного общества и получить косвенные советы по духовно-нравственному воспитанию («О важности формирования духовно-нравственных ценностей у детей», «Семейные традиции», «Родителям о чтении», «Куклы из ниток», «Мудрые мысли о воспитании детей», «Пора в театр. Зачем ребенку нужен театр?», «Образ матери в картинах русских художников», «Советы психолога: Принципы успешного воспитания ребенка»).
2. Стендовая информация «История названий…» : Снова улицы, длинные улицы; Имя и Ангел Хранитель; Рождество Христово; Пасха; История пасхальной открытки; 3 Спаса: медовый, яблочный, хлебный.
Эта форма работы стимулирует родителей на занятия с детьми и расширение их кругозора.
3. Периодически формируется библиотека для родителей. Даем рекомендации по использованию в условиях семьи художественной литературы по определённой теме и предлагаем для чтения детям.
4. В повседневной работе используются информационные буклеты в помощь родителям («Памятка родителям от ребенка», «10 типичных ошибок в воспитании детей»).
5. Создана подборка информации о музеях города (часы работы, контактные телефоны, адреса).
6. Ежемесячно вывешиваются афиши театров и расписание работы планетария.
7. Таким образом, перечисленные выше формы работы помогают нам активизировать родителей в нашей совместной деятельности по духовнонравственному воспитанию детей. Кроме того, работа в данном направлении позволяет предоставить родителям начальные знания и пробудить в них интерес к самостоятельному опыту по духовно-нравственному воспитанию в кругу семьи.
Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас общая цель - воспитывать будущих созидателей жизни.
«Из всех наук, которые человек может и должен знать, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра». Л. Н. Толстой.