Светлана Лыкова
Консультация для воспитателей: «Применение подвижных игр для всестороннего развития ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в современной системе образования упор делается на умственное развитие ребенка. Такой подход часто не учитывает особенности развития личности ребенка, его индивидуальный жизненный опыт, что ведет к появлению проблем в построении гармоничных отношений с самим собой, с другими людьми, адаптации к социальной среде. Детей необходимо научить чередовать умственное напряжение с физической работой, т. е. научить активному отдыху между занятиями. К малым формам активного отдыха относятся физкультурные минутки, физкультурные паузы, подвижные игры. Ведущей деятельностью ребенка является игра, которая должна быть для ребенка не просто времяпрепровождением, а настоящей школой жизни. На функциональном уровне игра активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы, совершенствует движения, развивает их координацию, формирует быстроту, силу, выносливость. Кроме того, игра учит детей действовать в соответствии с правилами, осознанно действовать в изменяющейся игровой ситуации, познавать окружающий мир. Известно, что игра активирует память, развивает мышление, воображение, пополняет словарный запас и обогащает речь детей. К сожалению, в наше время доля подвижных игр уменьшается. Дети не знают подвижных игр старшего поколения. Редко можно увидеть на улице детей, играющих в коллективные подвижные игры, т. к. дети просто не умеют их и организовывать, поэтому одной из задач воспитателя является научить детей играть.
Публикация «Консультация для воспитателей: „Применение подвижных игр для всестороннего развития ребёнка“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Примеры подвижных игр.
• «Стой!» Выбрав водящего, играющие становятся в круг и рассчитываются по порядку номеров. Водящий с мячом находится в середине круга.
Водящий выполняет удар мяча об пол и называет один из номеров. Играющий, номер которого назван, старается поймать мяч. Остальные игроки разбегаются по залу. Как только новый водящий поймает мяч, он говорит: «Стой!». Играющие должны остановиться и стоять неподвижно на месте. Водящий выполняет бросок мяча игроку, который находится к нему ближе всех. Поймав мяч, он становится новым водящим, и игра начинается сначала.
• «Математический мяч». Дети передают друг другу мяч, считая по порядку от 1 до 10, но число 6 не называя, а вместо этого подпрыгивая.
Повторяя игру, можно направлять мяч по кругу и справа налево, и слева направо. Количество «запрещенных» цифр может возрастать до двух-трех штук.
Комментарий. Эта игра способствует не только повышению двигательной активности, но и активизируют внимание детей. Игра «Математический мяч» закрепляет навык порядкового счета в пределах десятка. Она требует сосредоточенности, умения быстро реагировать на слово (число, улавливать его смысловую сторону, что способствует развитию слухомоторной координации. В игре совершенствуется навык работы двумя руками с мячом. Выполнение передачи, бросков двумя руками партнеру и ловли мяча развивает зрительномоторную координацию, ловкость, глазомер, сотрудничество.
• «Дружные сердца»
По площадке разложить обручи (по количеству детей). Под звуки музыки дети начинают резвиться, скакать по площадке. При остановке музыки дети встают в обручи. При каждой остановке музыки ведущий убирает 1-2 обруча. В конце игры остается два обруча, а дети, обнявшись, стараются не падать за пределы обручей.
Методические рекомендации. Обручи можно заменить ковриками, накладными кругами, развернутыми газетами и т. д.
• «Музыкальные стулья». Вариант игры «Дружные сердца».
Методические рекомендации. Вместо обручей поставить стулья. В конце игры все должны постараться уместиться на одном-двух стульях.
• «Слушай команду, не запутайся»
Дети двигаются по площадке, выполняя быстро сменяющиеся команды: «Направо!», «Налево!», «Кругом!», «Бегом вперед!», «Бегом назад!».
Методические рекомендации. Сначала командует педагог. Команды даются хаотично, некоторые из них можно повторять два раза подряд.
• «Лягушки» (или «Прыг-бол»)
Первый ребенок делает вперед на двух ногах два прыжка, второй с места приземления первого тоже делает два прыжка и т. д., затем первый добегает до последнего, сделавшего два прыжка, и опять делает два прыжка и так далее до ориентира.
Методические рекомендации. Игру можно проводить в парах, тройках (держась за руки).
• «Посадка картошки»
Дети делятся на команды по 5-6 человек. Первые в командах держат в руках мешочки с 5 картошками или камешками. На расстоянии 20-30 шагов от старта начерчены по 5 кругов напротив каждой команды. Первые бегут к кругам и «сажают» картошку, каждую в свой круг, затем возвращаются на старт, передавая мешочек вторым игрокам, которые должны собрать картошку и передать третьим, которые опять высаживают ее и т. д.
Методические рекомендации. Картошку нельзя кидать в круг, если картошка выкатилась из круга, надо исправить положение и только тогда бежать к команде.
• «Ловишки с мячом» (игра с правилами)
Дети стоят по кругу, предают мяч из рук в руки, произнося: «Раз, два, три - мяч скорей бери! Четыре, пять, шесть, вот он, вот он здесь! Семь, восемь, девять - бросай, кто умеет». Последний, к кому попал мяч, кричит: «я» - выходит в середину и бросает мяч, стараясь осалить разбегающихся в разные стороны детей.
Методические рекомендации. Передавать мяч, точно согласуя движения с ритмом произносимых слов; тот, кого запятнает мяч, пропускает одну игру; мяч бросать, целясь в ноги.
• «Липкие пеньки». По залу расставлены полусферы, модули, маты, скамейки. Это «пеньки». Дети стоят на них. Выбирается водящий, у него в руке мяч. После слов: «Раз, два, три - лови!» игроки перебегают с пенька на пенек, а водящий в это время бросает в них мячом. Если он попадет мячом в игрока, находящегося на полу, то тот становится водящим. Долго стоять на пеньке нельзя - прилипнешь.
Комментарий. Игры «Ловишки с мячом» и «Липкие пеньки» требуют повышенного внимания и сосредоточенности, умения быстро реагировать на команду, что способствует развитию слухомоторной координации, слухового внимания. Игры направлены на развитие навыков координированной работы рук и ног во время легкого бега врассыпную, таких качеств бега, как естественность, легкость, ритмичность. Движение врассыпную - задание более сложное, чем ходьба строем, каждый должен найти себе удобное место и не наталкиваться на других. Выполнение стойки на одной ноге, неподвижной позы направлено на развитие вестибулярного аппарата, чувства равновесия, на формирование зрительной системы. Игры с мячом способствуют развитию глазомера, всех групп мышц туловища, рук, кистей.