Елена Штоль
Консультация для воспитателей «Причины возникновения нарушения речи у детей: перинатальный и постнатальный период»
▼ Скачать + Заказать документы
«Причины возникновения нарушения речи у детей
(перинатальный и постнатальный период)».
Причины возникновения нарушения речи у детей :
1. Внутриутробная патология (перинатальный период – период внутриутробного развития плода)
Публикация «Консультация для воспитателей „Причины возникновения нарушения речи у детей: перинатальный и постнатальный период“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Негативные факторы наиболее опасны в первые три месяца беременности. Они могут привести к недоразвитию или повреждению центральной нервной системы ребенка, и в частности речевых зон коры головного мозга. К таким факторам относятся:
- Внутриутробная гипоксия (недостаточное кровоснабжение головного мозга) плода. Причины могут быть разными : токсикоз, нефропатия (более тяжелая стадия токсикоза, угроза выкидыша, патология плаценты, повышение артериального давления, соматические (общие) заболевания матери (сахарный диабет, нефрит, заболевания сердечно - сосудистой системы).
- Инфекционные заболевания матери во время беременности:
А) краснуха, в первые месяцы беременности может вызвать серьезные отклонения в развитии ребенка (глухота, слепота, умственная отсталость, пороки сердечно – сосудистой системы);
Б) грипп, скарлатина, корь, инфекционный гепатит, туберкулез, полиомиелит, токсоплазмоз, герпес, сифилис, ВИЧ-инфекция.
Вызывают различные аномалии развития плода на всех стадиях беременности.
Травмы, полученные матерью во время беременности, падения и ушибы (особенно в области живота). Могут привести к отклонению плаценты и преждевременным родам.
Не совместимость крови матери и плода. Антитела из крови матери проникают через плаценту и вызывают распад эритроцитов плода, в результате выделяется токсическое вещество –непрямой билирубин. Он повреждает некоторые отделы мозга, что приводит к врожденным нарушениям слуха и речи.
Нарушения сроков вынашивания плода (гестации) – недоношенность (менее 38 недель) и переношенность (более 40 недель).
Курение. Никотин, основной токсический компонент табачного дыма, отрицательно воздействуют на процессы кровообращения в плаценте.
Алкоголь и наркотические вещества. У будущего ребенка нарушается физическое и психическое развитие: координация движений, снижен интеллект. Они растут медленнее, отличаются гипервозбудимостью. У них характерные черты лица: удлиненное лицо, низкий лоб, недоразвитый подбородок и ушные раковины; а также косоглазие.
Прием лекарственных препаратов. Есть лекарства, которые будущей маме категорически нельзя принимать, отдельные препараты можно использовать только по рекомендации врача.
Антираковые антибиотики (актиномицин, сарколизин). На ранних сроках беременности приводят к возникновению уродства у плода.
Антибиотики (стрептомицин, мономицин, канамицин, гентамицин, амикацин,тобрамицин и др.) и диуретики (фуросемид, а также аспирин и хинин становятся причиной развития врожденной глухоты.
Антидепрессивные препараты (имизин, амии-триптилин) и транквилизаторы (сибазон, мепротан) на ранних сроках беременности приводят к интоксикации плода.
Неудачное прерывание беременности может стать причиной возникновения отклонений в развитии плода.
Работа на вредном производстве (повышение физических нагрузки, контакт с химически активными веществами, воздействие различных видов излучения, например ультрафиолетового, ионизирующей радиации) на ранних сроках беременности приводит к гибели плода или нарушению развития центральной нервной системы, органов зрения и кроветворной системы плода.
Стресс, который испытывает будущая мама, может приводить к гипоксии плода.
2. Наследственная предрасположенность, генетические аномалии.
По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата, например, неправильная посадка и количество зубов, форма прикуса, предрасположенность к дефектам строения твердого и мягкого нёба (расщелина нёба, а также особенности развития речевых зон головного мозга и даже заикание.
Если один родитель поздно начал говорить, подобные проблемы могут возникнуть и у ребенка. Хотя речевые нарушения не всегда передаются по наследству, но исключать такую возможность нельзя.
3. Неблагоприятные роды и их последствия (постнатальный период – послеродовой период новорожденности)
Родовые травмы, вызывающие внутричерепное кровоизлияние, могут повредить речевые зоны головного мозга. Причины их могут разными : узкий таз матери, наложение щипцов на голову малышу (это делают, чтобы помочь ему появиться на свет).
Асфиксия – недостаток снабжения головного мозга кислородом из-за нарушения дыхания, например, при обвитии пуповины. Вызывает минимальные повреждения головного мозга.
Малая масса тела новорожденного (менее1500г) и последующее повреждение интенсивных реанимационных мероприятий, например искусственная вентиляция легких более 5 дней.
Низкий бал по шкале Апгар (общепринятый метод оценки состояния новорожденного непосредственно после рождения).
4. Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни.
Инфекционно-вирусные заболевания, нейроинфекции (менингоэнцефалит, менингит) могут вызвать снижение или потерю слуха.
Травмы и ушибы головного мозга. В тяжелых случаях приводят к внутричерепным кровоизлияниям, в результате речь ребенка ухудшается, он может даже престать говорить.
Травмы лицевого скелета (повреждения нёба, выпадение зубов) мешают ребенку научиться правильно произносить звуки и слова.
Длительные простудные заболевания, воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к временному или постоянному снижению слуха, нарушают речевое развитие ребенка.
Прием антибиотиков приводит к снижению слуха.
Малышу, который растет в неблагоприятных социально-бытовых условиях, не хватает эмоционального и речевого общения с близкими, особенно с мамой. Часто таких детей называют «трудными». В сороковых годах прошлого века появился термин синдром госпитализма. Это понятие возникло в домах ребенка, где жили дети, родители которых погибли во время войны. Несмотря на хорошие бытовые условия, среди прочих проблем у детей отмечалась задержка речевого развития. Дело в том, что обслуживающий персонал не мог уделять каждому ребенку столько же внимания, сколько родная мама. А для того чтобы научиться говорить, малышу необходимо слышать речь окружающих, иметь возможность задавать вопросы и получать на них ответы.
Дети, которые часто и долго болеют (соматическая ослабленность, могут начать говорить позже своих сверстников.
Сильный испуг или стресс, психические заболевания могут вызвать заикание, задержку речевого развития, мутизм (ребенок перестает разговаривать с окружающими из-за психической травмы).
Все дети подражают речи окружающих людей. Если ребенок общается с людьми с нарушением речи, он может копировать неправильные варианты произношения некоторых звуков (например, Р, Л, темп его речи ускоряется. Известны случаи появления заикания по подражанию. Неправильную форму речи усваивает слышащий ребенок, которого воспитывают глухие родители.
Речь дошкольника еще не совершенна, и перечисленные неблагоприятные факторы могут легко нарушить его развитие. В этом возрасте выделяют несколько так называемых критических периодов развития речи : в 1-2 года интенсивно развиваются речевые зоны головного мозга; в 3 года малыш осваивает фразовую речь; в 6-7 лет он поступает в школу и овладевает письменной речью.
В эти периоды увеличивается нагрузка на центральную нервную систему ребенка, что создает предрасполагающие условия для нарушения речевого развития или так называемого «срыва» речи (заикание). Однако необходимо помнить об уникальных компенсаторных возможностях мозга ребенка. Если родителям, специалистам удалось рано обнаружить проблему и своевременно оказать малышу квалифицированную помощь, ее можно значительно уменьшить и даже устранить.
На то, что «ребенок не говорит», жалуются родители детей разного возраста.
Отсутствие первых слов может беспокоить родителей годовалого малыша, особенно если это их первенец и у них нет возможности сравнить его речевое развитие со старшими детьми. Распространенное мнение о том, что ребенок должен начать говорить в год, не совсем верно. Исследователи детской речи говорят о вариативности границ речевого развития ребенка. Это значит, что у каждого малыша свой индивидуальный темп обучения. Первые слова могут появиться в возрасте от 9 месяцев до 1 года 3месяцев, причем у мальчиков несколько позже, чем у девочек. Внимание!
Если в 2 года малыш не лепечет или не произносит ХОТЯ бы несколько «слов», а в 3 года не говорит фразы-это серьезный повод для беспокойства.