Ирина Вячеславовна Щудрина
Речевые нарушения и причины их возникновения
▼ Скачать + Заказать документы
Причины возникновения речевых нарушений
Когда дети только начинают говорить, их речь почти никогда не бывает чистой, что объясняется недостаточным развитием органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти и мягкого неба, а также незрелостью речевых зон коры головного мозга. К 5 годам звукопроизношение у большинства детей достигает нормы. Все дети индивидуальны, и некоторые, в силу различных причин, продолжают неправильно произносить звуки.
Часто при консультировании родители задают вопросы о причинах возникновения речевой патологии. Итак, причиной речевого нарушения могут быть:
• внутриутробная патология;
Публикация «Речевые нарушения и причины их возникновения» размещена в разделах
• наследственная предрасположенность, генетические аномалии;
• неблагоприятные роды и их последствия;
• заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни;
• ребенок общается с людьми с нарушениями речи;
• малыш растет в неблагоприятных социально-бытовых условиях;
• ребенок перенес стресс или испуг;
• нарушения двигательной функции артикуляционного аппарата;
• недоразвитие фонематического слуха у ребенка.
Виды речевых нарушений
В группу компенсирующей направленности направляются дети со следующими речевыми нарушениями:
Дизартрия
– это нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. Страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи.
У детей-дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным. В детском саду находятся дети с легкими степенями дизартрии (другие названия: стертая форма, дизартрический компонент).
Коррекционная работа проводится по разным направлениям:
• развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной);
• исправление звукопроизношения,
• формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции.
Чтобы у ребенка выработались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения. Для достижения положительных результатов необходимы также консультации врача-невролога.
Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФНР)
– нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем у детей с нормальным слухом и интеллектом.
У детей, имеющих ФФНР:
• один и тот же звук может служить заменителем двух или более звуков;
• сложные звуки заменяются простыми;
• наблюдается неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах.
При коррекции ФФНР логопедическая работа ведется в следующих направлениях:
• формирование произносительных навыков;
• развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза;
• развитие внимания к морфологическому составу слов, изменению слов и сочетаний их в предложении;
• воспитание умения правильно составлять простые распространенные и сложные предложения;
• развитие связной речи путем работы с рассказом, пересказом;
• развитие словаря путем привлечения внимания к способам словообразования.
Общее недоразвитие речи (ОНР)
– это речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т. е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).
ОНР – это нарушение комбинированное. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на развитие высших психических функций. У детей отмечается неустойчивость внимания, трудности его распределения, снижение памяти и продуктивности запоминания, отстаёт в развитии словесно-логическое мышление. Без специального обучения дети с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Отмечаются и нарушения в двигательной сфере.
Рекомендации родителям по коррекции ОНР у ребенка:
• систематически выполнять методические рекомендации учителя-логопеда;
• выполнять назначения невролога;
• способствовать развитию двигательной сферы ребенка;
• способствовать развитию мелкой моторики рук;
• способствовать развитию всех основных психических процессов посредством детских игр.
Практика показывает, что для полноценного речевого развития дошкольников необходимо тесное взаимодействие с родителями детей, посещающих детский сад. Труд родителей по преодолению нарушений речи у детей незаменим.
Для успешного исправления речи детей родителям необходимо:
• выполнять все рекомендации логопеда;
• обеспечивать регулярное посещение ребенком логопедических занятий;
• осуществлять контроль за речью ребенка.