Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Предупреждение нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста»

Елена Ивановна Гуцул
Консультация для воспитателей «Предупреждение нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Предупреждение нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста

Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. При этом около 20% школьников имеют стойкие нарушения в усвоении навыков письма и чтения. В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. По оценкам психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов. Самый главный из них-овладение навыком чтения. Проблема нарушений письма и чтения-одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися. К сожалению, исправлять в школе детскую неграмотность тяжело. Поэтому к обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений, навыков, определённых программой подготовительной группы дошкольного учреждения.

Публикация «Консультация для воспитателей „Предупреждение нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Детский сад является первой ступенью в системе образования и выполняет важную функцию в подготовке детей к школе. Ведущие учёные (Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Г. Е. Чиркина, И. К. Колпаковская, А. В. Ястребова и др.) доказали, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребёнка и его возможностями овладения грамотой. К моменту поступления в школу словарный запас ребенка включает около 5-6 тысяч слов, и он правильно употребляет их в речи. Обычно к этому времени у детей формируются и пространственно-временные представления, зрительный и слуховой анализ и синтез, общая моторика, мелкие движения пальцев рук. То есть, другими словами ребенок достиг уровня физической, нервно-психической и интеллектуальной зрелости. Соответственно, стойкие нарушения в усвоении навыков чтения и письма могут вызвать нарушения зрения и слуха, недоразвитость речи, общей и мелкой моторики, нервно-психические заболевания. Частичное нарушение чтения принято называть дислексией, а письма – дисграфией.

Дисграфия – нарушение процесса письма, проявляющееся в повторяющихся, стойких ошибках, которые обусловлены несформированной высшей психической деятельностью, участвующей в процессе письма. Данное нарушение является препятствием для овладения учениками грамоты и грамматики языка.

Дислексия – это частичное расстройство навыков чтения, которое вызвано распадом или недостаточной сформированностью психических функций, принимающих участие в процессе чтения. При дислексии ребенок неправильно распознает различные знаки и символы, вследствие чего и в понимании смысла прочитанного появляются сложности.

Профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями, с задержкой психического развития, умственно отсталых и других категорий аномальных детей.

По предупреждению у детей дисграфии и дислексии, для подготовки детей к школе перед воспитателями стоят такие задачи, как: развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия; совершенствование тонкой и общей моторики; закрепление в связной речи поставленных логопедом звуков; формирование навыка звукослогового анализа и синтеза; подготовка руки к письму; совершенствование пространственно-временных представлений; развитие памяти, внимания, мышления. Самым эффективным методом решения данных задач является использование обучающей игры, как основного вида деятельности дошкольника. В режиме дня предусматривается использование игр во время утреннего приема, перед занятием, после занятий, после дневного сна. Кроме того, игры могут быть использованы на разных занятиях, в первую очередь на занятиях по развитию речи, и на прогулках. Обучение не может осуществляться без реальной деятельности самого ребенка, поэтому в данном случае ведущим будет метод практических заданий. Для реализации поставленных задач предлагаю использовать следующие игры и упражнения, которые применяю в своей практической деятельности.

1. Игры на развитие слухового внимания:

-«Узнай инструмент» (музыкальные инструменты и игрушки)

- «Догадайся, кто кричит?» (голоса домашних животных и птиц)

- «Догадайся, что звучит?» (звуки природы)

- «Узнай по звуку» ( производятся разные шумы в групповом помещении: шелест бумаги, удары предмета о предмет, перелистывание книги и т. п.)

-«Слушай и делай»

-«Делай как скажу, а не как покажу»

-«Подскажи словечко» (Солнце светит очень ярко, бегемоту стало (жарко). Я сегодня утром рано умывался из-под (крана).)

-«Послушай и сделай»

-«Какое слово отличается от других?»

-«Четвёртый лишний»

-«Определи на слух самое короткое слово»

-«Съедобное-несъедобное» (из слов близких по звучанию выбрать название только тех предметов, которые можно есть: Банан, диван, барабан. Сапоги, пироги, утюги.)

2. Игры на развитие зрительной памяти и внимания:

- «Что изменилось?», «Что пропало?» - используются предметные картинки

- «Посмотри, запомни, назови»

- «Нарисуй узор»

- «Собери цепочку» - по образцу из геометрических фигур

- «Найди фигуру» - направлена на закрепление сенсорных навыков (цвет, форма);

- «Подбери фигуру» - детям предлагается соединить линией овощ (фрукт) и геометрическую фигуру, на которую он похож по форме

- «Найди и назови» - направлена на повторение и закрепление обобщающих понятий, предлогов пространственного значения над, под, между. Дети усваивают понятия, как верхний, средний, нижний ряд, справа, слева.

- «Кто (что) слева», «Кто (что) справа»

- «Назови семью животных» - детям предлагают выбрать картинку животного и подобрать круг такого цвета, чтобы соответствовал окраске животного. В данном игровом упражнении дети учатся образовывать качественные прилагательные.

- «Что спряталось?»

- «Что перепутал художник?»

3. Игры и игровые упражнения на развитие слуховой памяти и фонематического восприятия :

- «Что звучит?»

- «Определи, где звучит?»

- «Кто хлопал?»

- «Запомни, повтори» (ряды звуков, слогов, слов)

- «Угадай, кто сказал»

- «Выдели слово» (Детям предлагают выполнить действие (хлопнуть, топнуть) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком)

- «Какой звук есть во всех словах?» (Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: самокат, сумка, самолёт - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах)

- «Назови предмет в комнате с заданным звуком» (Попросить назвать предмет с заданным звуком. Например: Что заканчивается на "А"; что начинается на "С", в середине слова звук "Т" и т. д.)

- «Скажи наоборот» (Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.)

- «Верно-неверно» (взрослый показывает детям картинку и громко, чё тко называет изображение: "вагон". Затем объясняет: я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши" Затем он произносит: "Вагон - вакон - фагон - вагон - факон - вагом" и т. д. Услышав неверно сказанное слово, дети должны хлопнуть в ладоши.)

- «Найди пару» (Вслед за взрослым ребёнок произносит название всех картинок к упражнению. Затем называет парами те картинки, названия которых звучат похоже: Полено – Колено; Вагон – Флакон; Батон – Лимон; Утка – Дудка; Пакет – Букет)

4. Развитие графических навыков, мелкой моторики рук при подготовке детей к письму

Основные пути развития и совершенствования тонкой моторики:

- Пальчиковая гимнастика: а) упражнения выполняются стоя, но меняется исходное положение рук (перед собой, в стороны, вверх); б) специальные упражнения на столе (выполняются сидя)

- Массаж и самомассаж пальцев рук

- Теневой, пальчиковый театр

- Работа с ножницами: разрезание листа бумаги на части по образцу, по инструкции, вырезывание знакомых геометрических фигур и несложных предметов (мячик, дом, солнышко, ёлка….) по контуру и без него.

- Рисование несложных геометрических фигур, предметов, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочерёдное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.

- Печатание букв в тетради

- Составление букв из элементов

- Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой (составление узора по образцу)

- Конструирование, работа по развитию конструктивного праксиса

- Работа с пластилином (лепка)

- Выкладывание фигур из спичек (палочек).

- Составление фигур, узоров из геометрических элементов (по образцу)

- Графические игры, диктанты (обведи рисунок, заштрихуй лишний предмет, дорисуй узор)

- Рисование штрихов, палочек («Нарисуй иголки ежу», «Нарисуй зёрнышки птицам", "Нарисуем шёрстку мишке")

- Рисование по точкам

- Проведение прямых вертикальных, горизонтальных линий («Дождик», «Осенние листочки» «Снежинки», «Помоги зайчику добраться до морковки»)

- Проведение прямых линий в разных направлениях («Снежинки падают в сугроб», «Положи кубики в коробку», «Собери ягоды в корзинку», "Поставь цветы в вазу")

- Проведение ломаных линий («Крутые виражи»)

- Проведение округлых и волнистых линий («Замотай клубочек», «Дым идёт из трубы»)

- Упражнения в обводке контуров предметов, рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты, закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками, штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование «петелькой» и «штрихом». (Упражнения выполняются только карандашом.)

5. Формирование навыка звукослогового анализа и синтеза

- «Сосчитай правильно»

- «Длинное – короткое» (различать длинные и короткие по звучанию слова)

- «Слоговой кубик» (произнеси звук А столько раз, сколько точек на кубике)

- «Змея–червяк» (умение определять длинные и короткие слова)

- «Телеграф» (деление слов на слоги)

- «Конец слова за тобой» (каША, ваША, ДаША, МаША, МиША)

- «Рассели животных по домикам»

- «Назови первый звук»

- «Звуки рассыпались»

- «Живые звуки»

- «Поймай словечко в ладошки»

- «Найди слово, которое спряталось в названиях картинок» ( картинки: шапка, аист, рыба: шар)

- «Цепочка слов» (ребенок выделяет последний звук в слове и подбирает слова с этим звуком)

- «Нарисуй схему слова»

- «Расставь буквы по порядку»

- «Подбери схему к слову»

- «Соотнеси звук с буквой»

- «Новое слово» (предлагается изменить предложенное слово путё м замены одного звука другим: сок – шок, топот – шёпот, бак – бык)

- «Определи место звука в слове»

- «Счетовод» (ребёнок откладывает столько палочек (пуговиц или других мелких предметов, сколько звуков в слове)

- «Цифры и звуки» (ребёнок показывает цифру, которая соответствует количеству произнесённых заданных звуков)

- «Звуковой кубик» (На гранях кубика написаны цифры от 3 до 8 (нарисовано от 3 до 8 кружков). Ребёнок бросает кубик. В соответствии с выпавшей цифрой (количеством кружков) нужно подобрать предмет (картинку, слово с таким же количеством звуков в названии.)

- «Добавь звук» (Дети добавляют звук в начало или конец слова, чтобы получилось новое слово. шар - шарф; оса-коса)

- Логопедические игры-лото

- «Звук заблудился» (На клумбе выросли козы (розы). Днём на розах распустились батоны (бутоны). Я сорвал цветы и поставил их в вату (вазу). Потом я пошёл в магазин и купил бутоны (батоны) к чаю.)

На более поздних этапах работы дети могут отгадывать ребусы и кроссворды.

6. Дидактические игры для совершенствования пространственно-временных представлений

- «Что где находится?» (ребенку предлагается ответить на вопросы, где какой предмет находится)

- «Составление разрезных картинок» (предметных и сюжетных по готовому образцу и без него)

- «Откуда и чей голос?»

- «Следопыт» (по рисунку-схеме комнаты дети находят спрятанную игрушку.)

- «Что дальше, что ближе к нам в комнате?»

- «Твой путь в детский сад»

- «Что длится короче» (час или минута, час или день и т. п.)

- «Определи возраст человека»

- «Когда это бывает?» (по иллюстрации деятельности людей в разные части суток, времён года ребёнок должен сказать, когда это бывает)

- Ориентировка на листе бумаги

- «Зашумлённые картинки»

- «Изографы»

7. Развитие памяти, внимания, мышления

- «Запомни и раскрась картинку» (Дети слушают «цветные стихи», запоминают, какие цвета там есть, затем по памяти раскрашивают картинку: «Вот желтый дом, крыша красная на нем, черный пес на страже. На заборе голубом сидят воробышки вдвоем».)

- «Четвёртый лишний»

- «Узнай по описанию»

- «Найди пару»

- Толкование пословиц и метафор

- «Что изменилось?»

- Отгадывание загадок

- «Назови одним словом»

- «Подумай, назови» (назвать по порядку времена года, дни недели, месяцы и т. п.)

- «Продолжи ряд» (продолжать ряд картинок, фигурок, значков, сохраняя принцип чередования)

При работе по профилактике дисграфии нужно задействовать у ребё нка все анализаторные системы: зрительную, слуховую, тактильную.

С целью профилактики нарушений чтения у дошкольников на занятиях проводится работа по развитию языкового анализа и синтеза в следующих направлениях:

1) развитие анализа предложений;

2) развитие слогового анализа и синтеза;

3) формирование и развитие фонематического анализа и синтеза.

Предлагаю задания и игры, которые пойдут на пользу всем детям с дислексией. Упражнения направлены на развитие зрительного внимания, восприятия и памяти, на обогащение словарного запаса и улучшение навыка чтения.

- «Найди букву» (среди других на карточке, газетных заголовках)

- Лепка буквы из пластилина, выкладывание из счетных палочек, изготовление буквы из проволоки, семечек, гороха, гречки

- Ниткография (изображение буквы с помощью толстой шерстяной нитки или веревочки)

- «Допиши букву»

- Обведение контура букв, выполненного пунктиром

- Реконструирование букв : добавлением или убавление элементов, изменение пространственного расположения элементов (из буквы т получить букву г);

- «Письмо на спине»

- «Узнай букву по описанию» (две длинные ровные палочки, между ними по серединке короткая)

- «Составь слово» (из начальных букв картинок)

- Письмо по памяти (ребёнок читает слово, запоминает и печатает его по памяти)

- «Почини слово» (составить слово из набора слогов)

В результате целенаправленного и систематического использования данных игр и упражнений у детей :

-повышается обучаемость, улучшается внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать;

-формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность;

-развивается способность к переносу полученных навыков на незнакомый материал.

Использование специальных игр, упражнений на занятиях с детьми не только стимулирует обучение, но и способствует его успешности, содействует устранению речевых нарушений, а также профилактике нарушений

Публикации по теме:

Консультация для родителей и воспитателей «Методика организации труда — дежурство» для старшего дошкольного возраста Важной задачей организации дежурства в старшем дошкольном возрасте является – формирование у детей ответственности за порученное дело, стремление.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.

Консультация для воспитателей «Нормативы речевого развития детей дошкольного возраста» Первая младшая группа. Словарь: Период от 2 до 3 лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем,.

Консультация для воспитателей «Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста». Игра, учение, труд - вот три основных вида деятельности человека. Игра готовит ребёнка и к изучению, и к труду, при этом сама игра всегда.

Мастер-класс для воспитателей и детей старшего дошкольного возраста «Ёлочная игрушка»Мастер-класс для воспитателей и детей старшего дошкольного возраста «Ёлочная игрушка» Мастер класс для воспитателей и детей старшего дошкольного возраста "Ёлочная игрушка" Елена Новикова Цель: - создание условий для творческого.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Проектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателейПроектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение.

Консультация для воспитателей «Развитие экологической грамотности у детей дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Развитие экологической грамотности у детей дошкольного возраста» В ходе работы по экологическому воспитанию дошкольников, я как педагог, должна воспитывать в детях бережное отношение к природе, стимулировать.

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возрастаЭкспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста. Процедура и методики исследования.

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста  (продолжение)Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста  (продолжение) Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста. Программа коррекции и развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Предупреждение нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 23 марта 2020 в 12:01
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Предупреждение нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Ивановна Гуцул в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД