Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Познавательно-исследовательская работа в ДОУ»

Таскира Вакилевна Габидуллина
Консультация для воспитателей «Познавательно-исследовательская работа в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

Познавательноисследовательская деятельность зарождается в раннем детстве в недрах предметно – манипулятивной деятельности, представляя собой простое, как будто «бесцельное» экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, появляется способность к простейшей категоризации предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. В дошкольный период «островки» познавательно – исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, «вплетаясь» в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей нового материала. Присоединяющиеся к действию образ – символ и слово позволяют ребёнку перейти от внешнего - «действенного» - экспериментирования с вещами к вербальному исследовательскому поведению, рассуждению о возможных связях и отношениях вещей.

Публикация «Консультация для воспитателей „Познавательно-исследовательская работа в ДОУ“» размещена в разделах

К старшему дошкольному возрасту познавательно – исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребёнка со своими – познавательными – мотивами : осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой – либо сфере жизни. В старшем дошкольном возрасте ребёнок начинает осваивать нормативно – знаковые средства, которые обеспечивают всё больший отрыв от наличной ситуации и дальнейший переход к исследованию во внутреннем мысленном плане. Весь этот процесс вычленения познавательноисследовательской деятельности тесно связан с этапами развития детского мышления в онтогенезе: от наглядно – действенного к наглядно – образному и элементарному логическому мышлению.

Чем старше становится ребёнок, тем в большей степени познавательно – исследовательская деятельность включает все средства её осуществления и, соответственно, разные психические функции, выступая как сложное переплетение действия, образа, слова (восприятия, мышления, речи). Содержание этой деятельности изменяется от познания ближнего окружения к вещам более отвлечённым, не входящим в непосредственный опытдошкольника.

Становление познавательно – исследовательской деятельности в значительной мере зависит от условий жизни детей. Чем полнее и разнообразнее представляемый им материал для исследования, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи. Наличие соответствующего материала позволит не только поддержать изначально присущую ребёнку любознательность, но и развивать познавательные интересы.

Весь материал для познавательноисследовательской деятельности детей условно можно разделить на следующие типы:

- объекты для исследования в реальном действии;

- образно – символический материал;

- нормативно – знаковый материал.

К объектам для исследования в реальном действии относится широкий диапазон материалов, от специально созданных для развития ребёнка до естественных природных и культурных объектов. Это прежде всего материалы для сенсорного развития, детально разработанные М. Монтессори, на основе которых производится множество современных модификаций (вкладыши – формы, объекты для сериации и т. п.). К этому типу материалов относятся и различного вида предметы – головоломки, способствующие развитию аналитического восприятия, пониманию соотношения целое – части, а также сложные искусственные объекты для экспериментирования типа «проблемных ящиков», стимулирующие детей к поиску причинно – следственных связей, комбинации условий, приводящих к определённому эффекту. К материалам для исследования в действии относятся и природные объекты, позволяющие опробовать их свойства и различным образом упорядочивать их (коллекции минералов, плодов и семян растений, образцы почв и т. п.). В этот тип материалов должны быть включены и существующие в культуре доступные для дошкольника инструменты и приборы ( например: циркуль, лупа, весы, термометр и т. п., простые механизмы (системы шестерёнок, рычагов и пр., действия с которыми стимулируют ребёнка к открытию новых свойств окружающих предметов, установлению причинно – следственных связей между вещами и событиями. К этому типу материалов можно отнести также особые объекты для экспериментирования и упорядочения, находящиеся как бы на границе между познавательноисследовательской и продуктивной деятельностью: разного рода мозаики, стимулирующие развитие пространственного анализа и синтеза, ориентировку в цвете, форме, величине, количестве. В любом возрасте материал для исследования в действии способствует не только овладению познавательными средствами, но и стимулирует развитие координации руки и глаза, мелкой моторики ребёнка.

К образно – символическому материалу относятся специально разработанные так называемые «наглядные пособия», расширяющие круг представлений детей, способствующие поиску сходства и различия, классификационных признаков, установлению временных последовательностей, пространственных отношений. Это всевозможные наборы карточек с разнообразными изображениями, серии картинок и т. п. В этот тип включаются и материалы, содержащие графические (наглядные) модели, подводящие ребёнка к «скрытым» от реального действия, более абстрактным и обобщённым связям между вещами и событиями окружающего мира. Это как специально разработанные для детей иллюстрированные схемы – таблицы, графические «лабиринты», так и существующие во «взрослой» культуре, но доступные пониманию дошкольника условные изображения в виде карт, схем, чертежей (например глобус, карта Земли и т. п.). К образно – символическому материалу относятся также иллюстрированные издания познавательного характера, которые расширяют образный мир ребёнка и содержат элементы наглядно – графического моделирования (условно – символические изображения, классификационные схемы, чертежи – карты и т. п.). К этому же типу отнесён коллекционный материал, содержащий большие возможности для классификационного исследования (коллекции монет, марок и т. п.).

К нормативно – знаковому относится материал языковых и числовых знаков, вводящий детей в новую форму репрезентации мира. Это разнообразные наборы букв и цифр, приспособления для работы с ними, алфавитные таблицы и т. п. Этот материал, который постепенно опробуется и исследуется ребёнком, готовит его к освоению письменной речи (чтения и письма, начальной математики, т. е. к овладению универсальными человеческими средствами внутренней мыслительной деятельности. (Здесь имеются в виду материалы, поступающие в свободное распоряжение детей, которые могут быть использованы и на обучающих занятиях, но не вторгаться в сферу последних со специальным «раздаточным материалом», разработанным в рамках каждой образовательной программы).

Каждый из обозначенных типов материала постепенно вводится в арсенал детской деятельности. С возрастом расширяется диапазон материалов, они изменяются от простого к сложному, что в конечном итоге на каждом этапе создаёт возможность для полноценной и разнообразной познавательно – исследовательской деятельности.

Так,

- в возрасте 2-3 лет преобладающими должны быть объекты для исследования в реальном действии с небольшим включением образно – символического материала;

- 3-4 года объекты для исследования усложняются и становятся более разнообразными, а образно – символический материал начинает занимать большее место;

- в 4-5 лет в дополнение к реальным объектам и образно – символическому материалу могут вводиться простейшие элементы нормативно – знакового материала;

- в 5-7 лет должны быть представлены все типы материалов с более сложным содержанием.

Для того чтобы превращения в окружающем мире не просто были замечены ребенком, но и стали импульсом к развитию его творческого мышления, дошкольник должен во время выполнения задания оказаться в позиции не зрителя, а исследователя. Важно не только, чтобы он сам совершил конкретное действие с объектом (растопил лед в ладошках или сломал кусочек мела, но и решил задачу, обнаружив за видимостью существенные отношения. Суть задачи как раз в том, что ее можно не решить. Развивающая работа взрослого состоит в том, чтобы вернуть ребенку обратную связь.

Особое значение имеют исследования, которые ребенок выполняет вместе со взрослыми. При этом взрослые, с одной стороны, поддерживают его познавательно- исследовательскую активность, с другой – включаются в совместное с ребенком общее дело и тем самым придают значимость его познавательной деятельности.

Но все же педагог должен исходить из того, что дошкольники могут, скорее всего, дать подобные ответы, но настаивать на этом нельзя. Следует поддерживать детскую интеллектуальную инициативу, положительно подкрепляя всякую познавательную активность.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Прогулка — это весело и познавательно»Консультация для воспитателей «Прогулка — это весело и познавательно» Оформление участка в зимний период. Консультация для воспитателей: " Прогулка - это весело и познавательно!" Каждый раз при написании плана.

Рекомендации для родителей «Познавательно-исследовательская работа с дошкольниками «Подземные богатства земли Оренбургской»Рекомендации для родителей «Познавательно-исследовательская работа с дошкольниками «Подземные богатства земли Оренбургской» «Подземные богатства земли Оренбургской» Цель: закрепить у детей знания о богатстве земли Оренбургского края. Воспитывать гордость за.

«Берегите воду!» Познавательно-исследовательская деятельность«Берегите воду!» Познавательно-исследовательская деятельность Цель: помочь определить, сколько воды зря проливается из крана; учить беречь воду. Материалы и оборудование: часы с секундной стрелкой,.

Консультация для воспитателей «Работа с родителями в соответствии с ФГОС до» «Работа с родителями в соответствии с ФГОС ДО» «. как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что Вошло в его разум и сердце.

Консультация для воспитателей «Словарная работа в детском саду» Основными целями словарной работы являются активизация и уточнение имеющегося словаря, а также обогащение их речи новыми словами. Дети должны.

Консультация для воспитателей «Содержание познавательно-математической деятельности в режиме дня в ДОУ» Уже в дошкольном возрасте начинается вхождение детей в мир математики. Дошкольный возраст характеризуется своими особенностями. Формирование.

Познавательно-исследовательская деятельность «Цветные льдинки»Познавательно-исследовательская деятельность «Цветные льдинки» Познавательно-исследовательская деятельность «Цветные льдинки». Цель: Изготовление цветных льдинок, украшение участка. Задачи: Уточнить.

Познавательно-исследовательская деятельность детей. НОД «Камни»Познавательно-исследовательская деятельность детей. НОД «Камни» Познавательно-исследовательская деятельность детей. НОД «Камни». Цель: развивать исследовательскую деятельность и познавательную активность.

Познавательно исследовательская деятельность «Сердце и сосуды»Познавательно исследовательская деятельность «Сердце и сосуды» Познавательно исследовательская деятельность «Сердце и сосуды» Образовательная область: Познание. Интеграция образовательных областей:.

Проектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателейПроектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Познавательно-исследовательская работа в ДОУ»
Опубликовано: 13 января 2022 в 18:06
+32Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Познавательно-исследовательская работа в ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Таскира Вакилевна Габидуллина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД