АННА БОГАТЫРЕНКО
Консультация для воспитателей «Пальчиковая гимнастика с использованием русского фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы
Русское народное творчество – это животворящий неиссякаемый источник песен,
прибауток, сказок, былин, пословиц и поговорок, в которых отражается жизнь народа,
его быт, уклад и история.
Понятие "фольклор" в переводе с английского языка означает - народная мудрость. Фольклор представляет собой словесное, устное художественное творчество, которое возникло в процесс становления, формирования речи человека. Соответственно, переоценить влияние фольклора на развитие ребенка практически невозможно.
Публикация «Консультация для воспитателей „Пальчиковая гимнастика с использованием русского фольклора“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Фольклор – сокровищница народной мудрости. Музыкальный фольклор – явление синкретическое. В нем неразрывно связаны музыка, слово и движение. В соединении
этих элементов большая сила педагогического воздействия. Сказки, загадки, поговорки, былины, песни, частушки, сказы, легенды, пословицы передавались народом из уст в
уста от поколения к поколению. Фольклор является основой нравственного, эстетического и патриотического воспитания ребенка. Фольклорный материал хорошо воспринимается детьми, его образы доступны, фольклорные интонации вызывают у детей яркий эмоциональный отклик.
Кроме того, родители развлекают детей потешками, играя с их ручками и ножками, пальчиками, подбрасывая на руках или коленях. Кто из нас не слышал, не играл со своим ребенком в "сороку-ворону, которая кашку варила" или в "ладушки-ладушки". Многие пестушки сопровождают первые сознательные движения ребенка, помогая ему таким образом "закреплять пройденный материал", ассоциировать свои действия со звуковым его сопровождением, налаживая связь между действиями и речью.
Знакомство с фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру,
народному слову, народным обычаям, многому учат.
Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе.
Детский фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое
значение в приобщении его к истокам родного, истинного русского народного творчества.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ, ГИМНАСТИКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА
Дом и ворота
- На поляне дом стоит (изображаем "дом")
- Ну а к дому путь закрыт (изображаем "ворота")
- Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу)
- В этот домик приглашаем (изображаем "дом")
Строим дом.
Это домик (ладошки приставлены друг к другу)
Это крыша (ладони сцеплены, пальцы переплетены)
А труба еще повыше (мизинчики или безымянные пальцы поднимать то на одной руке,
то на другой, то на обеих одновременно)
МАЛАНЬЯ
У Маланьи, у старушки (Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.)
Жили в маленькой избушке (Сложить руки углом, показать избушку)
Семь сыновей, (Показать семь пальцев)
Все без бровей (Очертить брови пальцами)
Вот с такими ушами, (Растопыренные ладони поднести к ушам)
Вот с такими носами, (Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами)
Вот с такими усами, (Очертить пальцами длинные "гусарские" усы)
Вот с такой головой, (Очертить большой круг вокруг головы)
Вот с такой бородой! (Показать руками большую окладистую бороду)
Они не пили, не ели, (Одной рукой поднести ко рту "чашку", другой - "ложку".)
На Маланью все глядели, (Держа руки у глаз похлопать пальцами, как ресницами)
И все делали вот так. (Дети показывают загаданные действия)
РЕПКА.
Репку мы сажали (пальцами как будто роем лунку на детской ладошке)
Репку поливали (имитируем, как льется вода из лейки)
Вырастала репка (выпрямляем постепенно пальчики)
Хороша и крепка!
(ладонь оставить открытой, пальцы согнуть как крючочки. Крючочками своих пальцев беритесь за крючочки малыша и тяните – каждый в свою сторону)
Вытянуть не можем,
Кто же нам поможет?
Тянем-потянем, тянем-потянем! Ух! (расцепили руки, потрясли кистями)
ЭТОТ ПАЛЬЧИК ХОЧЕТ СПАТЬ.
Этот пальчик хочет спать, (загните мизинчик)
Этот пальчик лег в кровать, (загните безымянный пальчик)
Этот пальчик чуть вздремнул, (загните средний пальчик)
Этот пальчик уж уснул, (загните указательный пальчик)
Этот пальчик крепко спит. (загните большой пальчик)
Тише, дети, не шумите,
Пальчики не разбудите.
ДРУЖАТ НАШИ ДЕТИ.
Дружат наши дети,
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Во время чтения пальцы правой и левой руки соприкасаются и расходятся.
БРАТЬЯ.
Идут четыре брата (показать четыре пальца, большой палец прижат к ладони)
Навстречу им старшой. (показать большой палец)
-Здорово, большак!
-Здорово Васька-указка, (большой палец соединяется с указательным в колечко)
Мишка-середка, (большой соединяется со средним пальцем)
Гриша –сиротка (большой соединяется с безымянным пальцем)
И крошка- Тимошка. (большой соединяется с мизинцем)
ДОЖДИК.
Дождик, дождик, лей-лей-лей! (барабанить кончиками пальцев по столу)
На меня и на людей! (барабанить все сильнее и сильнее)
Дождик-дождик припусти, (большой, безымянный и мизинец каждой руки поджаты к ладони)
Мы попрячемся в кусты (указательный и средний бегут к краю стола,
руки прячутся под стол)
Дождик, дождик, хватит лить (снова барабанить пальцами, все тише и тише)
Малых детушек мочить! (постепенно перестать)
ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК.
Пальчик-мальчик, где ты был? (все пальцы, кроме большого сжаты в кулак)
С этим братцем - в лес ходил (показать указательный палец)
С этим братцем - щи варил (показать средний палец)
С этим братцем - кашу ел (показать безымянный палец)
С этим братцем - песни пел. (показать мизинец)
ГОСТИ.
Стала Маша гостей звать, на блиночки созывать: (хлопать в ладошки)
-И Иван, приди, и Степан приди, (поочередно загибать пальцы руки, начиная с большого пальца)
Да, Андрей приди, да Матвей приди.
А, Митрошечка, ну пожалуйста!
Гости посидели, блиночков поели. (постучать кулачками друг об друга)
Стала Маша гостей провожать, в путь дорогу собирать:
-Прощевай, Иван!
Прощевай, Степан! (поочередно разгибать пальцы руки, начиная с большого пальца)
Прощевай, Андрей! Прощевай, Матвей!
А ты, Митрошечка, моя крошечка, (погладить мизинец другими пальцами)
Побудь со мной еще немножечко!
. СОНЯ-ПАСТУШОК.
Вышел, вышел пастушок на лужок,
Он созвал, собрал бурёнок в кружок,
Наказал им никуда не ходить,
А коль волк придёт, его разбудить.
Посчитал коров и сладко зевнул.
Да под белою березкой уснул».
Пальчик ребёнка становится пастушком, ваша ладонь лугом, а пальцы – берёзками.
Пастушок должен лечь под одну из березок. Березка наклоняется к пастушку и пытается дотронуться до него: «Не спи!». Ребёнок должен успеть убрать пальчик и положить его у следующего пальца. Как только пастушок будет разбужен, меняемся ролями.
БАНЬКА.
Над трубою дым поднимается, (сложить ладони вместе и сделать несколько волнообразных движений снизу вверх)
Да по небу дым расстилается (раскрыть ладони и развести руки в разные стороны)
Не хлебы пекут – банька топится,
А народ спешит к ней, торопится (соединить кончики пальцев двух рук, а ладони не соединять, пальцы растопырить)
Прибежал Нафанька: «Ой, пустите в баньку!» (хлопать в ритм)
«Не стопилась банька. Обожди, Нафанька!» (погрозить пальчиком)
СОРОКА-БЕЛОБОКА.
Ты, сорока-белобока. (Машем крыльями.)
Научи меня летать, (Руки вверх.)
Ни высоко, ни далеко – (Руки в стороны.)
Только море увидать. (Ладонь козырьком ко лбу.)
ЛАКОМКА.
Стоит на кухне под столом горшок со свежим молоком
(Левую руку сжать в кулак, положить на сток вертикально, слегка приоткрыв сверху.)
Тайком пробралась в кухню кошка отведать молока немножко.
(Средний и безымянный пальцы правой руки соединить с большим так, чтобы получилось колечко,- это мордочка кошки; указательный палец и мизинец приподнять - так торчат кошачьи ушки.)
Наклонилась, пьет вершок, сунув голову в горшок.
(Постепенно просовываем правую руку в кулак левой руки.)
А потом - ой-ой-ой!Ай-ай-ай! Не вынуть голову никак.
(Кулак левой руки, сжимая пальцы правой руки, поднимается вверх.)
Бежит кошка во двор,натолкнулась на забор.
(Передвигаем кулак левой руки с зажатыми в нем пальцами правой руки.)
Бумс! Бумс! Тук-так-ток! Раскололся тот горшок.
(Разводим руки в стороны.)
Побежала кошка в дом опять за вкусным молоком.
(Средний и безымянный пальцы правой руки соединить с большим пальцем так, чтобы получилось колечко, указательный палец и мизинец приподнять.)