Елена Мельникова
Консультация для родителей «Создание предметно развивающей среды в домашних условиях»
▼ Скачать + Заказать документы
Создание эффективной предметно-развивающей среды в домашних условиях
Для всестороннего развития ребенка в домашних условиях организуются несколько предметно-развивающих площадок : для речевого, математического, эстетического, физического развития или же одна, но многофункциональная среда.
Среда – это окружающие, социально бытовые, общественные, материальные и духовные условия существования ребенка.
Публикация «Консультация для родителей „Создание предметно развивающей среды в домашних условиях“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Предметная среда выполняет ответственную функцию. Она побуждает к игре, формирует воображение, она как бы является материальной средой мыслей ребенка.
Принципы построения каждой из таких площадок: дистанции, позиции при взаимодействии; активности, самостоятельности, творчества; стабильности-динамичности; комплексирования и гибкого зонирования; эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; открытости-закрытости; учета половых и возрастных различий детей.
В ходе ее организации особое внимание следует обратить на расположение объектов в комнате. Ее пространство надо оформить таким образом, чтобы ребенок и другие дети могли свободно перемещаться, играть с игрушками, отдыхать. Это пространство активно используется для совместной деятельности ребенка и взрослых.
Речевая предметно-развивающая среда
Опыт подсказывает, что для таких занятий необходимо свободное место, достаточное для смены положения ребенка: занятий сидя на полу или на ковре, движений в различных направлениях в ходе сюжетных подвижных игр, занятий за столами и т. п. Основное пространство в игровой комнате занимает мягкое покрытие, на котором размещаются мягкая мебель и мягкие модули, из которых конструируются игровые уголки для создания соответствующей игровой и коммуникативной ситуации, в процессе которых происходит развитие связной и образной речи. С этими же целями содержание кукольного уголка соответствует ситуациям различных сюжетно-дидактических игр, которые организует взрослый. Так, взрослый развертывает сюжетно-ролевую игру - на этом же материале проводится обучение сюжетно-дидактической игре. Сюжетно-дидактическая игра предлагается после того, как ребенок освоит сюжетно-ролевую, а игровые действия станут для него понятными и доступными. Оборудование для сюжетно-дидактических игр может храниться в доступных для ребенка местах: на специальных стеллажах, в ящиках, коробках с характерными символическими изображениями или в прозрачных саше на стенах комнаты. Это могут быть игры «Магазин игрушек», «Овощной магазин», «Веселый зоосад», «Аптека», «Почта», «Магазин школьных принадлежностей», «День рождения куклы» и др.
Кроме того, при работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста рекомендуется обращать большее внимание на дидактические материалы и пособия, связанные с развитием лексической стороны речи, формированием словаря и слоговой структуры речи.
Для этого используются комплекты
- игрушек (дидактические, образные, наборы игрушек,
- предметных картинок и открыток по основным лексическим темам («Грибы», «Лекарственные растения», «Домашние птицы», «Дикие животные», «Звери наших лесов», «В мире животных», «Животные Севера», «Птицы вокруг нас», «Птичьи следы» и др. ,
- различного типа лото («Домашние животные и птицы», «Дикие животные», «Ботаническое лото», «Зоологическое лото», «Веселое лото», «Лото на 4-х языках», «Звуковое лото» и др. ,
- картины для упражнения детей в правильном звукопроизношении и т. д.
При этом взрослый должен освоить приемы, связанные с их обыгрыванием. Можно использовать игры, направленные на формирование грамматических и синтаксических умений и навыков детей. Например, сюда могут входить такие известные дидактические игры, как «Кто где живет?», «Чьи следы?», «Кому что надо?», «Страны света», «Кем я буду?», «У кого какая профессия?», «Домики сказки», «Сказки-загадки» и др.
В комнате также организуются уголки для театрализованных игр. В них отводится место для режиссерских игр с пальчиковым театром, театра на рукавичках, театра шариков и кубиков, настольного театра, стендового театра, костюмов для игр-драматизаций. Для театрализованных игр подбираются различные куклы-бибабо, режиссерские куклы, плоскостные изображения кукол, деревьев, речки и т. п. Для разыгрывания сказки или игровой ситуации на плоскости используется ковролинограф или фланелеграф. Такого рода игры влияют не только на формирование грамматического и лексического строя речи, но и на воспитание звуковой культуры речи, развития ее мелодико-интонационной стороны.
В дополнение к ним необходимо предусмотреть как при работе с детьми младшего, так и старшего дошкольного возраста дидактические игры и пособия, направленные на формирование умений составлять
• Рассказ с опорой на серию картин (2 - 3,
• Рассказ по серии сюжетных картин (4,
• Рассказ по сюжетной картине.
• При работе с детьми старшего дошкольного возраста особое внимание обращается, кроме того, на наличие пособий и демонстрационных материалов по подготовке детей к обучению грамоте.
В последнее время стало популярным использование с этими целями дидактических материалов М. Монтессори, Н. Зайцева (кубики по обучению русскому и английскому языку, Г. Л. Выгодской («Град Златоустия», компьютерных программ по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста («Видимая речь», «Мир за твоим окном» и др.) и др.
Центр познавательного развития
1. Дидактические игры по познавательному развитию.
2. Тематические выставки, посвященные профессиям взрослых, творчеству известных людей композиторов, писателей, поэтов и др.
3. Наличие календарей природы, календарей наблюдения за живой и неживой природой.
4. Подбор книг, игр, иллюстраций о разных видах ландшафта, о разных странах и народах, проживающих в них, о космосе, об общественных праздниках.
5. Наличие комнатных растений.
Центр математического развития
1. Натуральный ряд чисел от 1 до 20.
2. Дидактические настольно-печатные игры для развития психических процессов, игры для развития математических представлений.
3. песочные и стрелочные, мерные стаканчики, термометры для воздуха, воды, для тела.
4. Книги по математике о числах первого десятка.
Центр конструктивной деятельности
Строительный конструктор с блоками среднего и маленького размера.
1. Тематические наборы «Город», «Мосты» и т. д.
2. Небольшие игрушки для обыгрывания построек.
3. Модели машин легковые и грузовые.
4. Центр «Здравствуй, книжка»
1. Библиотека: книжки-малышки, рассказы в картинках, книги писателей.
2. Портреты писателей.
3. Книги, знакомящие с культурой русского народа: сказки, загадки, потешки, игры.
4. Книги о жизни природы, о животных, растениях (хорошо иллюстрированные) страны, края.
Центр сохранения здоровья ребенка
1. Книги, альбомы по валеологии, гигиене, основам безопасности жизнедеятельности.
2. Художественная и познавательная литература о сохранении здоровья.
Центр «ПДД», «Пожарная безопасность»
1. Иллюстрации о правилах поведения в окружающей действительности.
2. Дидактические игры по правилам уличной, личной, пожарной безопасности.
Центр изобразительной деятельности
1. Детские рисунки.
2. Материалы и инструменты для изобразительной деятельности и ручного труда: краски, кисточки, штампы, пластилин, стеки, палитра, бумага разных размеров, вата, поролон, текстильный материал, проволоку, клей, ножницы.
Центр музыкальной деятельности
1. Музыкальные инструменты.
2. Картинки с изображением музыкальных инструментов.
Центр современных сюжетно-ролевых игр
1. Наличие игрового оборудования, игрушек из различных материалов, подбор масок, атрибутов.
2. Предметы-заместители к играм.
Центр социализации
1. Альбомы (открытки) о природе города, края в разное время года.
2. Профессии нашего города, региона.
Центр труда
1. Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, уголь, крупный и мелкий песок (разный по цвету); птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей.
2. Художественная литература о труде, профессиях.
Место взрослого в развивающей среде
Предметная среда, окружающая детей, даже организованная наилучшим образом, не может сама собой, без руководства воздействовать на их развитие. Только взрослый, целенаправленно организуя предметный мир, раскрывает в своих действиях и отношениях с детьми его сущность: он «одушествляет» окружающую среду, делает ее понятной и доступной для ребенка.
Родители, с одной стороны, являются авторами среды, с другой стороны - ее компонентами.
Автор потому, что, зная особенности развития ребенка, творит, проектирует и создает среду. Создавая «среду обитания» ребенка, взрослый решает много творческих задач. Он становится дизайнером, декоратором, кукольником, портным, художником, конструктором, психологом, мастеровым и т. д.
Компонент потому, что определяет свое место в среде относительно ребенка. Сильный ребенок в интеллектуальном развитии – не нуждается в объяснении, разъяснении задач, действий, результатов деятельности, ему надо создать среду самостоятельного поиска ответа на данный вопрос. Этому ребенку достаточно только подсказать, подложить в среду деятельности подсказку, и он сам решит эту задачу. А вот ребенок, которому нужна частичная поддержка, и, наконец, тот, кто нуждается в помощи в разных видах ее преподнесения: объяснения, показ, совместное выполнение действий и т. д. Все эти виды использования среды и самого взрослого как ее компонента ориентируют всех обозначенных детей на успех, на радость достижения, а значит и на продвижение вперед, поскольку именно успех и радость достижения создают уверенность в своих силах, заставляют многократно возвращаться к достигнутому, то есть совершенствоваться. Именно они и являются толчковыми факторами развития.
Развитие ребенка, формирование его «Я», зависит от того, как его воспитывают, как организовано его воспитание, где и в каком окружении он растет.