Анна Филиппова
Консультация для воспитателей «Особенности проектной деятельности в старшем дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание образовательной программы «От рождения до школы», по которой работает наш детский сад, предполагает создание насыщенного инновационного образовательного пространства. И именно проект рассматривается, как основа инноваций в системе дошкольного образования. Проектная деятельность – это тот вид педагогической работы, который активно входит в практику работы ДОУ.
Что же такое проект?
Публикация «Консультация для воспитателей „Особенности проектной деятельности в старшем дошкольном возрасте“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», в словаре Ожегова – замысел, план, нечто предварительное, прототип
В дошкольном образовании проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.
Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).
Педагогическая значимость проектов заключается в том, что в процессе проектной деятельности педагог выступает в роли организатора познавательной деятельности детей, а не просто носителем готовых знаний. Проектный метод позволяет эффективно взаимодействовать с родителями воспитанников, вовлекая их в жизнь детского сада.
В чем же отличие ООД от проекта?
Традиционная педагогическая деятельность предполагает работу в установленных нормативных рамках, она строится на разработанных конспектах занятий, соблюдении логичного перехода от одной части образовательной программы к другой и т. п. Проектная деятельность подразумевает работу в пространстве возможностей, где нет чётко обозначенных норм. Она направлена на исследование максимального числа возможностей, которые заложены в проблемную ситуацию, а не на прохождение по заранее намеченному пути.
Начало любого проекта в ДОУ связано с одной из важных его составляющих – заинтересованностью детей. Нередко приходится сталкиваться с проблемой мотивации детей. Однако существует ряд эффективных методик и педагогических приемов, способствующих возникновению интереса у детей. Например:
1. Изменить:
- что-то в привычном окружении;
- привычный порядок действий;
2. Делать что-то в присутствии детей:
- не привлекая их (дети слишком привыкли к тому, что взрослый постоянно выступает инициатором, а вот человек, увлеченно занятый делом (и взрослый особенно, привлекает детское внимание без дополнительных усилий);
- «игнорируя» детей или попросив «не мешать» (воспитатель с младшим воспитателем сели играть в шахматы).
3. Внести:
- предмет обязательно чей-то (воспитателя, ребенка, члена семьи – принадлежность делает предмет более значимым) и положить его на стол воспитателя или другое популярное у детей место;
4. Попросить о помощи (конкретной, реальной).
5. Специально организовать ситуацию (перекрыть воду «Чем будем мыть руки?», заменить мыло на кирпичик).
6. Объявить тему.
Главное, что в начале должно произойти что-то необычное и интересное, что побудило бы детей к дальнейшей совместной проектной деятельности. Ведь не секрет, что дети лучше запоминают то, что привлекло их внимание, заинтересовало и стало для них значимым. (ПРИМЕР)
Классификация проектов :
1. По составу участников (дети, родители, сотрудники - индивидуальный,
групповой и коллективный)
2. По продолжительности (краткосрочные (1-2 недели, несколько
занятий); средней продолжительности (1-3 месяца); долгосрочные
(учебный год);
3. По типу: исследовательский, познавательный, игровой, творческий, продуктивный
Этапы проекта;
1. Выбор темы проекта. Можно использовать один из наиболее эффективных способов введения в тему. Он представлен моделью «трёх вопросов» : Что знаю? Чего хочу узнать? Как узнать?
2. Планирование (цель, план работы, оборудование и материалы)
3. Реализация проекта.
4. Подведение итогов. Подразумевает презентацию проекта и анализ проведенной работы. (необходимо дать детям возможность обдумать полученные результаты своей деятельности, а так же рассказать о проделанной работе, позволить испытать ребенку чувство гордости за собственные достижения. Опыт выступление перед сверстниками, позволяет овладеть невербальными средствами общения (жесты, мимика и т. д., научится управлять своими эмоциями.)
При подготовке проектов необходимо учитывать возрастные особенности детей, так как для каждого возраста характерна специфика задач исследовательской деятельности. К старшему возрасту дети уже могут оказывают друг другу помощь, умеют согласовывать свои действия, имеют опыт различной совместной деятельности. В этом возрасте дети уже намного меньше нуждаются в помощи взрослого, а значит более активно и самостоятельно организует совместную деятельность со сверстниками. Дети способны уточнить цель, принять проблему и выбрать подходящие средства для реализации собственного замысла. У детей в старшем дошкольном возрасте развиваются самоконтроль и самооценка. Старший дошкольник овладевает способностью давать объективную оценку не только собственным действиям, но и действиям и поступкам других ребят. Они не только готовы участвовать в предложенных взрослым проектах, но и могут самостоятельно определить цели и поставить задачи.
В отличие от младших дошкольников, у старших дошкольников значительно усложняются задачи проектной деятельности которые включают в себя:
1. Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
2. Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
3. Формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
4. Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Особенности старшего дошкольного возраста(5-6 лет) :
1. Создавать условия для реализации детьми проектов трех
типов: исследовательских, творческих и информационных.
2. Развивать проектную деятельность исследовательского типа.
3. Организовывать презентации проектов.
4. Формировать у детей представления об авторстве проекта.
5. Создавать условия для реализации проектной
деятельности творческого типа. (Творческие проекты в этом возрасте носят индивидуальный характер)
В старшем дошкольном возрасте у детей формируются предпосылки учебной деятельности. Произвольность в поведении и продуктивной деятельности, желание иметь собственные представления об окружающем мире – позволяет усложнять задачи проектной деятельности.
Для детей старшего дошкольного возраста проектная деятельность становится более продолжительным занятием, она может активно развиваться, приостанавливаться на какое-то время и снова нарастать по мере активности детей. Однако, проекты вне зависимости от вида нуждаются в сопровождении взрослых на каждом этапе их реализации. Взрослый должен наводить детей на проблему или провоцировать её возникновение; стараться вызвать к ней интерес, «втягивать» дошкольников в совместный проект; по ходу решения поставленных задач помогать детям находить необходимые для этого средства и способы, знакомить с новыми, им ещё не известными
Основными критериями оценки уровня сформированности проектно-исследовательских умений и навыков детей старшего дошкольного возраста являются :
1. Умение выявить проблемы и поставить задачи;
2. Навык самостоятельного поиска подходящего решения;
3. Умение продуктивно использовать выбранный способ решения;
4. Умение самостоятельно проанализировать полученные результаты.
Таким образом, в ходе реализации проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции ребёнка, реализуются его интересы и потребности, раскрывается индивидуальность, что в свою очередь способствует развитию его личности.
Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект. В ходе проектной деятельности у старших дошкольников формируются интегративные качества личности. В процессе организации проекта осуществляется ознакомление с многообразным миром профессий, приобщение к труду взрослых и формирование потребности трудиться, быть полезным. А знания, полученные детьми в ходе проектов, успешно применяются ими в повседневной жизни, режимных моментах.
Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я умею», «Я сделаю». У детей появляется возможность внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определённое положение в группе. Коллективный характер всех этапов работы над проектом, позволяет ребенку увидеть себя в общем контексте проектной деятельности, оценить свое личное участие, убедиться в пользе общих усилий.