Юлия Апалько
Консультация для воспитателей «Санитарно-просветительская программа для детей дошкольного возраста «Основы здорового питания»
▼ Скачать + Заказать документы
Санитарно-просветительская программа для детей дошкольного возраста Основы здорового питания
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Роспотребнадзор реализует проект «Здоровое питание».
Публикация «Консультация для воспитателей „Санитарно-просветительская программа для детей дошкольного возраста „Основы здорового питания“» размещена в разделах
- Здоровое питание, полезные и вредные продукты
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Правильное питание ребенка. Консультации
- Продукты питания
- Темочки
Проект является частью федеральной программы «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек»
(«Укрепление общественного здоровья») национального проекта «Демография».
Миссия проекта «Здоровое питание» — это улучшение качества жизни
и здоровья граждан благодаря обеспечению безопасными и качественными продуктами, а также внедрение норм здорового питания в каждую российскую семью.
Ключевая задача проекта - создать в нашей стране среду, способствующую ведению здорового образа жизни, включая здоровое питание.
Одна из целей федерального проекта – формирование системы научно достоверного информирования населения о принципах правильного питания и постоянного мониторинга пищевой продукции с точки зрения качества, безопасности и полезности.
Чтобы увеличить число людей, осознанно выбирающих здоровый образ жизни, Роспотребнадзор разработал и реализует образовательные программы, обеспечивая граждан базой знаний, которая необходима для формирования бережного отношения к своему организму. Образовательными программами могут воспользоваться люди разных возрастных категорий : дети, подростки, взрослые и пенсионеры. (Программы построены исключительно на результатах научных исследований и лабораторных испытаний и имеют модульное строение, что позволит гражданам выбирать наиболее интересную для них тему и изучить ее максимально подробно.) Разработка программ курировалась лучшими специалистами в области питания.
Разработана Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
(А. Ю. Попова, И. В. Брагина,И. Г. Шевкун, Г. В. Яновская); ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора ФГБОУ «Московский государственный университет технологии и управления им. К. Г. Разумовского» (В. А. Исаев, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава России); ФГБОУ ВО «Новосибирский
государственный педагогический Университет» Новосибирский государственный технический университет. МЦ «Амрита»
Санитарно-просветительская программа для детей дошкольного возраста
Актуальность программы.
Здоровое питание – одно из базовых условий формирования здоровья детей, их гармоничного роста и развития. Нездоровое пищевое поведение формирует риски избыточной массы тела, сахарного диабета, заболеваний органов пищеварения, эндокринной системы, системы кровообращения.
Цель программы.
Формировать у детей дошкольного возраста основные поведенческие навыки, направленные на здоровое питание и профилактику нарушений здоровья, обусловленных нездоровым питанием и нарушениями правил личной гигиены.
Задачи программы.
1. Освоение детьми дошкольного возраста в игровой форме обязательных навыков, направленных на здоровое питание и профилактику нарушений здоровья, обусловленных нездоровым питанием и нарушениями правил личной гигиены;
2. Выработка у детей дошкольного возраста стереотипов здорового пищевого поведения.
3. Формирование у родителей, педагогов, а также лиц, занятых в сфере ухода и присмотра за детьми навыков организации здорового питания,
4. Планируемые результаты освоения программы.
у детей дошкольного возраста - основные поведенческие навыки, направленные на здоровое питание и профилактику нарушений здоровья
у родителей - необходимые знания и умения в части формирования рациона здорового питания и рационального режима дня.
у работников организаций дошкольного образования - компетенции, обеспечивающие формирование основных поведенческих навыков
5. Выработка у детей обязательных навыков
В дошкольном возрасте дети как "попугаи" повторяют многие действия взрослых, выбирая, как правило, эталоном их формы поведения. Эту особенность необходимо учитывать при организации обучающих занятий с детьми.
Начиная с 3х возраста у ребенка совместными усилиями родителей и дошкольной организации необходимо вырабатывать навыки соблюдения правил личной гигиены и культуры питания, формируя осознание этих правил на уровне выработки условных рефлексов, как обязательных к исполнению правил.
Основные из них :
1) ребенка нужно научить правильно мыть руки;
2) выработать динамический стереотип обязательности мытья рук после посещения туалета, перед едой и после еды, полоскания полости рта после еды;
3) выработать навык концентрации внимания к приему пищи, тщательному пережёвыванию пищи, неспешности в еде, аккуратности;
4) выработать навык культуры питания – потребности принимать пищу за чистым столом, из чистой посуды, не есть пищу, упавшую на пол, не отвлекаться и не разговаривать во время приема пищи, не кушать на ходу, убирать стол за собой, мыть посуду;
5) выработать навык здорового пищевого поведения – принимать пищу не реже 4-х раз в день (на завтрак кашу, на обед салат, суп, второе и компот, на полдник булочку или фрукт, на ужин второе блюдо, перед сном кисломолочный напиток, каждый день есть фрукты и овощи, пить молоко; уметь отличать здоровые продукты (фрукты, овощи, молоко) от пустых продуктов (конфеты, чипсы; колбасы, научиться рассказывать родителям чем кормили в детском саду, что понравилось, а что нет.
Для закрепления знаний и навыков личной гигиены детям желательно давать поручения, например, назначить дежурных для проверки чистоты рук, помощи в накрывании на столы, уборке столов после приемов пищи.
Особое внимание следует уделять воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, связанных с едой. Воспитатель должен напоминать ребенку сидеть прямо, пищу брать столовыми приборами понемногу, тщательно пережевывать. Данные напоминания желательно проводить, используя стихи, потешки, примеры из сказок, постепенно доводя их с детьми до автоматизма.
Стремление ребенка заслужить одобрение и похвалу в возрасте 3-7 лет, является значительным стимулом, побуждающим малыша к выполнению правильных действий. Поэтому воспитатель должен обязательно отмечать, ставить в пример и хвалить ребенка, если он выполнил действие правильно или сделал правильный выбор/действие в игре.
Эффективным приёмом является собственный положительный пример.
Увлечь детей деятельностью по самообслуживанию можно вызвав у них интерес к предмету.
Например, во время умывания воспитатель даёт детям новое мыло в красивой обёртке, предлагает развернуть его, рассмотреть, понюхать; "какое гладкое, какое душистое!
А как, наверное, оно хорошо пенится! Давайте проверим?"
Варианты игр по формированию гигиенических навыков, этикета при приеме пищи:
1. С помощью игр у ребенка формируется привычка мытья рук перед едой и после еды. В игровой форме ребенку прививается интерес к самому процессу мытья рук, он учится правильно и тщательно мыть руки.
2. В играх с куклой ребенок принимает роль старшего при «обучении» куклы и таким образом, закрепляет у себя имеющиеся навыки личной гигиены, правил поведения за столом.
Игра «Обед».
Материал: кукла, картинки с изображением предметов и средств гигиены или муляжи, столовой посуды, салфеток, столовых приборов.
Воспитатель знакомит детей с картинками, предметами спрашивает их, для чего нужен каждый предмет, затем перемешивает картинки и раздает их, берет куклу и говорит детям: "Наша куколка хочет пообедать, что ей нужно принести?» Дети приносят картинки, на которых нарисованы предметы (вода, мыло, полотенце) и только затем – предметы посуды. «Наша куколка пообедала, что ей нужно принести?» В этом случае дети также должны принести картинки с предметами для умывания. Воспитатель объясняет, почему нужно делать эти действия именно в такой последовательности.
Игра «Веселое умывание».
Воспитатель подводит детей к умывальникам и обучает их правильному мытью рук.
Алгоритм мытья рук:
1. Засучить рукава.
2. Открыть кран с водой.
3. Намочить руки.
4. Используя мыло тщательно намылить руки до образования пены (делать это нужно не менее 20-30 секунд, промывая каждый пальчик, межпальцевые промежутки и запястья).
5. Смыть пену теплой водой, при этом ладошки должны быть приподняты «ковшиком».
6. Просушить кожу чистым полотенцем.
Процесс мытья рук можно превратить в игру-соревнование «У кого будет больше пены».
При обучении детей мытью рук желательно проговаривать потешки.
«Водичка, водичка, умой мое личико,
чтобы глазки блестели,
чтобы щечки краснели,
чтоб смеялся роток,
чтоб кусался зубок!».
В конце игры взрослый хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые руки. В случае необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.
Игра «Научи куклу мыть руки» «Покорми куклу».
Материал – кукла или другая любимая игрушка.
Воспитатель просит ребенка научить мыть руки или покормить куклу. Ребенок воспроизводит весь процесс приема пищи, начиная от подготовки к завтраку и мытья рук и заканчивая уборкой стола, мытьем рук. Во время игры необходимо «направлять» ребенка, чтобы он «прививал» кукле правильное поведение за столом: напоминал ей о прямой осанке, отсутствии разговоров за столом, учил ее пользоваться столовыми приборами. Воспитатель помогает ребенку, если в этом есть необходимость, а также «хвалит» куклу, когда ребенок «напоминает» кукле правила поведения за столом.
Стихи и загадки про этикет. Загадки:
Перед едой руки вымоем (водой)
Ровно, прямо мы сидим, если за столом (едим)
Что мы скажем бабушке за вкусные оладушки (спасибо)
Руки вымой, не ленись, лишь потом за стол… (садись)
На колени, детка, положи (салфетку)
Для второго помни тоже, вилку надо взять и (ножик)
Стихи:
Чтоб не стали твои пальцы сыра, колбасы хватальцы,
Вилка есть при каждом блюде.
И воспитанные люди Вилкой все себе берут и назад ее кладут.
А в салате видишь – ложка, положи себе немножко
Не наваливай холмом, съешь – еще возьмешь потом.
Не хватай еду руками – будет очень стыдно маме.
Чтоб не грохнуться случайно на пол в час веселья
Ты на стуле не качайся – это не качели.
Варианты игр по формированию навыков здорового питания - навык выбора правильных и здоровых блюд; обучение режиму питания, последовательности приема блюд в каждый прием пищи; формирования потребности в ежедневном употреблении свежих овощей и фруктов; навыков по накрыванию на столы и уборки столов после приема пищи.
В предложенных играх формируется навык выбора правильных и здоровых продуктов для каждого приема пищи, с помощью игровой формы ребенок запоминает о необходимости в каждый прием пищи употреблять свежие овощи и фрукты, а также запоминает кратность ежедневного питания и последовательность блюд в каждый прием пищи. Ребенок понимает, что любой «вредный» продукт всегда можно заменить полезным, не менее вкусным. Принимая участие в создании игрового завтрака или обеда, ребенок учится самостоятельности, чувствует «свой» творческий вклад в то, что он будет есть и это мотивирует его проявлять свою помощь при организации приемов пищи в детском саду и дома.
Подвижная игра «Приготовь завтрак/обед/полдник/ужин».
Игра для групп детей по 6-8 человек.
Воспитатель обозначает на полу любыми подручными средствами квадрат со сторонами 1м*1м или круг, диаметром 1,2- 1,5 м. И объявляет, что это «наш стол», а теперь его нужно наполнить едой для завтрака/обеда/полдника/ужина.
Дети находятся за границей «стола».
Воспитатель называет блюдо (всего в перечне будет 5-6 блюд или продуктов «правильных» и столько же «вредных»).
Условия игры: при названии воспитателем «правильного блюда» дети, если считают его правильным, прыгают в круг, кто успеет первым, того оставляют в круге, а остальных просят выйти из него. Затем называют «неполезную» противоположность, например – «пицца», если кто-то прыгнет в круг, то воспитатель объясняет вредность продукта и почему он не должен там быть и мягко выводит ребенка из круга.
Следующий пример: называет «бутерброд с колбасой», ждет реакцию детей, а затем называет его «правильный» вариант: «бутерброд с маслом».
Так воспитатель чередует правильные и неправильные продукты или блюда. При правильной реакции детей воспитатель хвалит и оставляет на «столе» «правильные блюда», при выборе неправильных продуктов – объясняет их вред и мягко «выводит» ребенка из круга или предлагает ему «стать» полезным заменителем.
Обязательно в игре про завтрак должно быть блюдо (каши, яйца, макароны, фрукт или овощной салат, горячий напиток (молоко, какао, чай, бутерброд с маслом или сыром или булочка.
Обязательно в игре про обед: первое и второе блюдо, овощной салат, напиток, хлеб. Обязательно в игре про полдник – напиток (кисломолочный/молоко/кисель/сок, фрукт или овощной салат, печенье или булочка.
Обязательно в игре про ужин – легкое блюдо (творог, сырники, овощная или творожная запеканка/омлет) салат из свежих овощей, напиток (чай/молоко/кефир, хлеб. Продолжительность 10 -15 мин.
Варианты парных полезных и «вредных» блюд (продуктов) :
каша/пицца, творог/жареная картошка, вареное яйцо/колбаса, яблоко/конфета, печенье/пирожное, банан/чипсы, салат из овощей/сухарики, суп/пельмени, котлета с рисом/пирожки с мясом, бутерброд с маслом/бургер, йогурт/майонез, сок/газированная вода, какао/кофе, плов/рыбные консервы.
Игра в мяч. «Полезное-вредное».
Воспитатель поочередно кидает мячик каждому ребенку и одновременно называет полезный или «вредный» продукт или блюдо.
Правила: ребенок должен поймать мячик, если назван полезный продукт и «отбить» если он вредный. При ошибке воспитатель объясняет, в чем полезность или вредность продукта и повторяет игру с ошибившимся ребенком. Каждое правильное действие ребенка поощряется устно воспитателем. Эту игру можно сделать тематической: завтрак, обед, ужин. Продолжительность игры – 10 мин.
Игра «Кулинарный мастер-класс».
Воспитатель приносит на стол 5-7 глубоких тарелок с нарезанными разными свежими овощами, зеленью или фруктами. В зависимости от этого дети готовят овощной или фруктовый салатик. К овощному салату можно добавить вареные яйца. Каждый ребенок создает свой салат по усмотрению. Для заправки предлагается: растительное масло, лимонный сок, сметана, йогурт. Продолжительность 15 мин.
Формирование у родителей (законных представителей детей, а также лиц, занятых в сфере ухода и присмотра за детьми навыков организации здорового питания.
Тема: 1. Физиология пищеварения ребенка.
Тема: 2. Потребность ребенка в пищевых и биологически ценных веществах.
Тема 3. Рекомендации по организации питания.
Тема 4. Особенности организации питания детей, находящегося на режиме самоизоляции (при введении ограничительных мероприятий, обусловленных эпидемиологическими рисками здоровью инфекционного и неинфекционного генеза).
Программа предполагает использование интернет -ресурса, расположенного на официальном сайте ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора https://edu.demography.site/site/signup – кросс-платформенное программное средство, предусматривающее возможность просмотра справочной информации для работников организаций дошкольного образования, организаций по уходу и присмотру за детьми, анкетирования и тестирования родителей, совместной работы родителей с детьми по формированию режима дня и рациона питания обучающихся.