Татьяна Скрягина
Консультация для воспитателей «Ошибки в организации проектной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность прочно вошла в практику педагогов дошкольных образовательных организаций. Несомненно, проектная деятельность интересна всем участникам и позволяет достичь высоких результатов. Однако, до сих пор многие педагоги находятся в заблуждении относительно самого понятия и содержания проектной деятельности.
Итак, несколько проблем:
Какой смысл вкладывается в понятие «педагогический проект».
Публикация «Консультация для воспитателей „Ошибки в организации проектной деятельности“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
По большому счету педагогическим можно назвать любой проект, имеющий педагогические цели. Однако, здесь, необходимо четко определиться, что значит проект педагогов и детский проект.
Проект педагогов – эта деятельности, где субъектом является педагог, а дети организуются им на различные мероприятия.
Детский проект тоже организуется педагогом, но субъектами деятельности в данном случае выступают воспитанники.
Ошибка 1 :
Представление в виде проектной деятельности системы работы по какому – либо вопросу.
Например, рассказывая о формировании у детей представлений о здоровом образе жизни, педагоги перечисляют разные формы работы, организуемые в течение учебного года, занятия с воспитанниками, праздники, досуги, выставки детского творчества.
Данные мероприятия они называют детским проектом по формированию здорового образа жизни. Несомненно, все перечисленные формы работы интересны и дают положительный результат. Многие из них при соответствующей организации могут быть детскими проектами, но в том случае, если дети выступают в качестве их активных участников, авторов идей, и их исполнителей.
Или другой пример подмены понятий. Рассказывая о проекте «Наша летняя площадка», воспитатель перечисляет, как много мероприятий прошло в течении лета. Возможно, это проект, но проект педагогов. Так как для проведения этих мероприятий педагоги предлагали свои идеи, и думали, как сделать интересней жизнь детей в летний период. Назвать эти мероприятия детским проектом невозможно. Так воспитанники не выступили в данном случае субъектом деятельности, они не предложили ни одной идеи, не находились в поиске, они только принимали участие в мероприятиях, которые были организованы педагогами.
Ошибка № 2.
Некоторые авторы рекомендуют при организации проектной деятельности с детьми начинать работу над проектом с создания «копилки». Многие воспитателипонимают это буквально и перед тем, как приступить к реализации проекта, делают подборку игр, пособий, плакатов по теме, а потом демонстрируют на слайдах, как много материала им удалось собрать. Но под словом «копилка» в данном случае кроется несколько другое содержание. Чаще всего имеется ввиду копилка идей, вариантов решения проблемы. Это то, что будет в дальнейшем обсуждаться, анализироваться в ходе поиска наиболее приемлемого и результативного варианта. Это может быть копилка и в прямом смысле: например, календариков, значков, шишек, крышек, фантиков. Но они должны быть собраны детьми и использоваться в процессе проектной деятельности. Подбор же методических пособий осуществляется на этапе подготовки педагога к проекту.
Ошибка № 3.
Как известно в каждой группе есть активные, инициативные воспитанники, которые находятся всегда в поле деятельности воспитателя, и пассивные дети, не проявляющие инициативы и предпочитающие делать то, что делают другие. В результате, участниками проекта чаще всего становятся одни и те же, активные воспитанники группы.
Между тем, одна из задач проектной деятельности заключается в том, чтобы раскрепостить дошкольников, научить их быть самостоятельными, более инициативными. Для этого нужна поддержка воспитателя. Что касается проектной деятельности, то самая большая возможность у детей проявить самостоятельность, свободу мысли в начале проекта, на этапе выдвижения идей.
И здесь педагоги часто допускают ошибку. Важно удержать себя от немедленного реагирования на предложения воспитанников.
Ведь от реакции педагога зависит степень дальнейшего участия детей в этой деятельности. Если педагог обидно ответит ребенку, то активные дети могут предлагать еще идеи, когда пассивный, застенчивый ребенок может закрыться в себе и ничего не предложить.
На этапе воплощения идей проекта воспитателям очень трудно удержать себя от прямых указаний, прямого руководства деятельностью детей. В ходе проектной деятельности воспитанникам нужно давать больше свободы, чтобы они сами пытались самостоятельно находить решения поставленной перед ними задачи, учились анализировать и делать выводы.
Ошибка № 4.
Часто бывает так, что продукт проекта оказывается невостребованным.
Например, результатом проектной деятельности становится какое – нибудь правило или знак. В ходе проектной деятельности становится много этих правил и знаков, за них забывают, они становятся никому не нужны.
Проекты, нацеленные на создание какого-либо материального продукта, например, макета, требуют значительных затрат сил всех участников, а также определенных средств, времени.
Как правило, результат совместной деятельности всех радует, вызывает чувство удовлетворения. Воспитатель с гордостью показывает продукт проекта гостям группы, который потом долго украшает собой группу, а играть воспитатель с ним запрещает.
Любой продукт проектной деятельности должен использоваться в дальнейшем, а не служить неприкасаемым украшательством групповой комнаты.
Ошибка № 5.
Случается так, что проект, задуманный на одну-две недели, затягивается на месяц, а то и больше. В ходе его реализации придумывается что-то новое, интересное. В какой – то момент это всем надоедает, и детям, и родителям, и педагогам.
Учитывая это, проект должен иметь определенный срок реализации, который позволит решить поставленные задачи.
Ошибка № 6.
В методической литературе по организации проектной деятельности с детьми имеется перечень мероприятий, которые могут стать итогом проекта.
Как показывает практика, воспитатели часто выбирают презентацию результата проделанной работы перед другими воспитанниками, что выглядит следующим образом. Участники проекта рассказывают детям из другой группы, что они делали во время проекта, как добивались результата. Детям дошкольного возраста трудно последовательно и логично выстроить свой рассказ, чтобы другим было понятно и интересно. Поэтому, данная презентация данная презентация продукта проектной деятельности не подходит дошкольникам. Наиболее эффективным вариантом презентации результатов совместной деятельности является оформление газеты, книги, альбома, которые дети потом отдают детям другой группы.
Кроме перечисленных ошибок хочется отметить еще один недочет. Организуя проектную деятельность, воспитатели забывают отражать ее в календарных планах.
Между тем, проект реализуется во все отрезки времени, в ходе режимных моментов, через разные формы совместной деятельности.
Хочется надеяться, что знание часто встречающихся ошибок при организации проектной деятельности с детьми позволит педагогам ДОО избежать их в своей работе.