Людмила Тихонова
Консультация для воспитателей «Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников»
Современная ситуация в образовании предполагает активное участие родителей (законных представителей) в педагогическом процессе. Сегодня они выступают социальными заказчиками содержания воспитательно – образовательной деятельности дошкольного учреждения. Успешное функционирование любого детского сада предполагает учет мнений и пожеланий родителей воспитанников. Эффективность работы ДОУ во многом зависит от взаимопонимания между персоналом дошкольного учреждения и родителями.
Публикация «Консультация для воспитателей „Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2022
Часто от педагогов можно услышать такие фразы: «Родители не интересуются работой ДОУ», «Родители ничего не хотят», «Как всегда одни и те же родители участвуют в жизни детского сада»
Возникает вопрос, в чем кроется причина сложившейся ситуации?
Современная наука постулирует именно равенство воспитателей и родителей в общении, диалог между ними, который возможен только при восприятии сторонами друг друга на равных. Общение сконцентрировано на установлении контактов и педагогическом просвещении родителей. Такая направленность обусловлена противоречием между воспитательным потенциалом семьи и использованием его не в полной мере. Родители, не владеющие знаниями об особенностях развития ребенка, не внимательные к его внутреннему миру, испытывают трудности в воспитании и способны совершить ошибки, которые могут повлиять на всю дальнейшую жизнь ребенка.
Воспитатели ДОУ располагают потенциальными возможностями помочь родителям в воспитании детей. Общение педагогов с родителями – это прежде всего общение профессиональное, целенаправленное и содержательное.
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Это могут быть и традиционные, и нетрадиционные формы работы с родителями.
Главное - донести до родителей знания. Вспомним традиционные формы работы.
Традиционные формы общения воспитателя с родителями подразделяются на : коллективные; индивидуальные;
наглядно-информационные.
К традиционным формам работы с родителями относятся родительские собрания, родительские конференции, тематические консультации, которые могут быть плановыми и неплановыми, индивидуальными и групповыми, «Дни открытых дверей», «Тематические выставки детских работ».
Сейчас собрания вытесняются новыми нетрадиционными познавательными формами, такими как «КВН», «Педагогическая гостиная», «Круглый стол», «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца», «Ток шоу», «Устный журнал». Такие формы построены по принципу телевизионных и развлекательных программ, игр, они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Нетрадиционные познавательные формы предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приёмами воспитания для формирования у родителей практических навыков. Однако здесь изменены принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнёра по общению. Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей.
Презентация дошкольного учреждения.
Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей.
Педагогический совет с участием родителей.
Родительские конференции.
Мини-собрания.
Выявляется интересная семья, изучается ее опыт воспитания. Далее она приглашает к себе две-три семьи, разделяющие ее позиции в семейном воспитании.
Педагогические консилиумы.
В состав консилиума входят воспитатель, заведующая, заместитель заведующего по основной деятельности, педагог-психолог, учитель логопед, старшая медсестра, члены родительского комитета. На консилиуме обсуждается воспитательный потенциал семьи, ее материальное положение и статус ребенка в семье. Итогом работы консилиума может быть : наличие сведений об особенностях конкретной семьи;
определение мер помощи родителям в воспитании ребенка;
разработка программы в целях индивидуальной коррекции поведения родителей.
Семейные клубы.
В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку.
Учитывая занятость родителей, используются и такие нетрадиционные формы общения с семьей, как «Родительская почта» и «Телефон доверия». Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т. п.
Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.
Нетрадиционной формой взаимодействия с семьей является и библиотека игр. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком. Если традиция совместных домашних игр прививается, в библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми.
Вечера вопросов и ответов представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Для поступления вопросов от родителей обычно воспитатели используют для этого родительские собрания, анкеты, всевозможные опросники. На родительских собраниях сообщают время проведения вечера вопросов и ответов, предоставляют возможность продумать вопросы и зафиксировать их на бумаге, также у родителей есть возможность продумать вопросы дома и вручить педагогу позже.
Таким образом, можно утверждать, что компетентный педагог способен спланировать и построить процесс общения, использовать разнообразные формы взаимодействия, методы и приемы активизации родителей, учесть их запросы и пожелания, найти взаимопонимание с каждым родителем, в том числе и с «трудным».