Агиева Фанзия Фанузовна
Консультация для воспитателей Организация работы по патриотическому воспитанию в соответствии с ФОП ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня мы поговорим об организации работы по патриотическому воспитанию в соответствии ФОП в детском саду.
Патриотическое воспитание дошкольников - актуальная проблема в условиях современной России. Актуальность заключается в том, что современные дети мало знают о родном селе, городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю.
Публикация «Консультация для воспитателей „Организация работы по патриотическому воспитанию в соответствии с ФОП ДО» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Темочки
В содержании ФОП ДО отмечена острая необходимость активации процесса воспитания патриотизма дошкольников, потому что именно в детском возрасте закладываются чувство любви к Родине, система ценностей, жизненные ориентиры. Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников - основа формирования будущего гражданина своей страны.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого дошкольного детства. Здесь немаловажную роль играет влияние семьи и образования. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Слово патриот происходит от греческого «patriotes»,что в переводе означает «земляк». Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания. Патриотическое направление воспитания строится на идее патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций.
Воспитательная работа в данном направлении связана со структурой самого понятия "патриотизм" и определяется через следующие взаимосвязанные компоненты:
- когнитивно-смысловой, связанный со знаниями об истории России, своего края, духовных и культурных традиций и достижений многонационального народа России;
- эмоционально-ценностный, характеризующийся любовью к Родине - России, уважением к своему народу, народу России в целом;
- регуляторно-волевой, обеспечивающий укоренение знаний в духовных и культурных традициях своего народа, деятельность на основе понимания ответственности за настоящее и будущее своего народа, России.
Цель патриотического воспитания :
-воспитание детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Задачи патриотического воспитания :
1) формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа;
2) воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства собственного достоинства как представителя своего народа;
3) воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам, родителям (законным представителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности;
4) воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе.
При реализации указанных задач воспитатель ДОО должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы :
- ознакомлении обучающихся с историей, героями, культурой, традициями России и своего народа;
- ДОО коллективных творческих проектов, направленных на приобщение обучающихся к российским общенациональным традициям;
- формировании правильного и безопасного поведения в природе, осознанного отношения к растениям, животным, к последствиям хозяйственной деятельности человека.
Воспитание патриотизма в современном мире. Во всех странах в той или иной форме существует патриотическое воспитание, являющееся частью общего воспитательного процесса. Его суть состоит в том, чтобы объяснить подрастающему поколению, что такое патриотизм, сформировав у него патриотическое сознание, преданность Родине и готовность при необходимости выполнить свой гражданский долг. Как правило, патриотическое воспитание проводится на государственном и на региональном уровне. То есть, детей учат любить не только страну, но и родной край.
Патриотическое воспитание представляет собой комплексный процесс. Оно подразумевает гармоничное воспитание личности, формирование чувства ответственности за страну и сограждан. Как правило, в этот процесс включено изучение родной литературы, культуры и истории, а также географии своей страны и её достопримечательностей. Благодаря этому во взрослом возрасте человек всегда будет помнить, в какой стране вырос, и будет ощущать свою принадлежность к ней.
Для патриотизма характерны следующие черты:
-эмоциональная привязанность к своей стране. Уехавший за границу человек, часто страдает ностальгией – тоской по своему городу, людям и их менталитету, традициям и т. д. ;
- чувство единения со своим государством (я – русский);
- обеспокоенность настоящим и будущим страны (людям не все равно, что происходит внутри государства);
- готовность поступиться своими интересами ради ее благополучия. Здесь, как пример, можно привести многочисленные истории времен Второй мировой войны про то, как молодые юноши, не достигшие 18 лет, подделывали документы, чтобы попасть на фронт и постоять за честь Родины.
- Патриотизм является цементирующим средством, сплачивающим людей одной страны.
Рассмотрим подробнее формы работы с детьми :
В работе с детьми в ДОУ используются разнообразные методы и формы с учётом возраста детей, а именно:
- экскурсии и целевые прогулки (возложение цветов к памятнику);
- рассказы воспитателя;
- беседы о родном селе, городе, стране, её истории;
- наблюдение за изменениями в облике родного села, города;
- за трудом людей в детском саду и в селе;
- показ иллюстраций, фильмов, слайдов;
- прослушивание аудиозаписей (гимн страны, гимн города, патриотические песни о Родине);
- использование фольклорных произведений (пословицы, поговорки, игры русские народные, сказки, песни, потешки, заклички);
- ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством (роспись, игрушки, вышивка);
- знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов);
- организация тематических выставок;
- участие в общественных и народных календарных праздниках.
Формы работы с родителями :
В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья - источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. И решение этих задач возможно лишь во взаимодействии с семьей.
К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относятся отношение к родителям, как партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада. Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями :
-Анкетирование «Семейные традиции»,
-Консультации в родительских уголках.
-Совместная деятельность детей и родителей:
-Оформление рисунков «Мое любимое село»
-изготовление альбома «Моя малая Родина» и многое другое.
-подбор познавательных статей из истории села, города;
-Обсуждение и распространение семейного опыта;
-Совместные детско-родительские встречи в различных формах:
- Конкурсы, спортивные мероприятия,
- Вечер народных игр и забав,
-Посиделки, досуги.
Акцент во взаимодействии с родителями необходимо ставить на проведение досуговых форм, поскольку они способствуют установлению доверительного контакта между всеми участниками педагогического процесса. Суть его в том, что каждая семья, учитывая собственные познавательные интересы и приоритеты, готовит материал по заранее выбранной теме. Совместная деятельность взрослых и детей способствует их сближению, появлению общих интересов. Общение родителей и детей наполняется познавательным эмоционально насыщенным содержанием.
Основные направления патриотического воспитания.
Историко – краеведческое. Система мероприятий, направленных на познание историко - культурных корней, формирование знаний о родном селе, городе, районе, крае.
Духовно - нравственное. Это- семейные ценности (любовь, забота, доброта, сочувствие, традиции, уважение к старшим, забота о младших членах семьи, любовь к родному краю, бережное отношение к родной природе); культурные ценности (произведения искусства, фольклор, национальные праздники, уважение к труду и творчеству).
Гражданско-правовое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.
Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
Военно -патриотическое. Ориентировано на формирование у детей высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение воинских профессий.
Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
Культурно-патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей детей через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.
Цель каждого мероприятия в ДОУ и в группе это – воспитание патриотических чувств у детей, уважение к народным героям, а также событиям времен Великой Отечественной войны и т д.
В нашем детском саду в группах существуют уголки патриотического воспитания. Работа ведется по направлениям: краеведения, ознакомление с родной страной, Республикой Башкортостан, государственной символикой, историческим прошлым России и Башкортостана.
Имеются материалы по знакомству с малой родиной; история возникновения села, промышленность села, района, природа Краснокамского района, земляки прославившие село, район, достопримечательности села и района; элементы районной символики (флаг, герб).Материалы по теме «Мой край -Башкортостан» : карта и символика РБ, портрет главы региона;
Материалы по знакомству с РФ, карта РФ, природные зоны, народы, населяющие страну, Символика России (герб, флаг, гимн) .Портрет президента страны. Тематические папки с иллюстрациями: «Наши предки-славяне» ,»Богатыри земли русской», «Великая Отечественная война», «Российская армия», Фотоматериал «Памятники воинской славы», художественная литература и дидактические игры по теме.
Материал по приобщению детей к истокам народной культуры: иллюстрации и тематические папки «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Из истории русского народного костюма, «Народные праздники»; предметы старины, народные игрушки, предметы народно-прикладного искусства, куклы в национальных костюмах.
Тематические папки с иллюстрациями, рассказывающими о жизни людей в других странах, их обычаях, традициях, занятиях и профессиях.
Так же проводим экскурсии к Обелиску в д. Редькино. Наши дети знают, что возлагая цветы, мы помним павших воинов и говорим им спасибо за мирную жизнь, которую они нам подарили.
В детском саду мы празднуем основные государственные и народные праздники, рассказываем о памятных датах:
27 января – День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. (ведутся беседы, рассматривание книг и иллюстраций).
6 июня -День русского языка, день рождения великого русского поэта А. С. Пушкина. (читаем любимые сказки детей, написанные А. С. Пушкиным).
18 марта – День воссоединения Крыма с Россией. (беседы по теме).
27 марта – Всемирный день театра. (инсценировка любимой сказки).
12 июня – День России. (беседы и фотосессия с детьми с флагом РФ).
22 июня – День памяти и скорби. (рассказы о ВОВ).
30 ноября – День Государственного герба Российской Федерации (беседы, занятия по ИЗО).
В итоге можно сказать, что Патриотизм – это естественное чувство, которое заставляет человека любить свою Родину и быть готовым жертвовать ради неё собственными интересами.
Поэтому каждому человеку, считающему себя патриотом, полезно иногда задумываться об истиной природе этих чувств.
Становление личности ребёнка происходит через осознание своей сопричастности семье, детскому саду, селу, народу, своей Родине. Чувство сопричастности и есть основа будущего патриотизма.
Можно сделать вывод, что в процессе совместной деятельности педагогов, детей и родителей можно успешно решать задачи по воспитанию у детей любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице; развитию любознательности детей в процессе совместных мероприятий: родители - дети - детский сад; воспитанию уважения к людям труда; формированию бережного отношения к родной природе и всему живому; развивать интерес к русским традициям и промыслам; воспитанию чувства ответственности и гордости за достижения Родины; расширению представлений о России, ее столице; знакомству детей с символами государства (герб, флаг, гимн). Тем самым мы формируем гражданскую позицию, патриотические чувства и любовь к прошлому, настоящему и будущему, на основе изучения традиций, литературы, культурного наследия.