елена чембарова
Консультация для воспитателей «Организация подвижных игр с правилами в образовательной деятельности ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
Видеть красивого, умного и здорового ребенка- желание каждого, кто находится рядом с ним, кого волнует и заботит его будущее. Современные дети в своем большинстве испытывают двигательный дефицит. Они, как правило, большую часть времени проводят у телевизора или монитора компьютера. При этом снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития, нарушения быстроты, ловкости, координации движений, гибкости и силы.
Публикация «Консультация для воспитателей „Организация подвижных игр с правилами в образовательной деятельности ДОО“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры. Консультации для родителей
- Темочки
Основная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре- важнейшему виду детской деятельности, а именно игре с правилами. Без таких игр в детском саду сложно было бы проводить воспитательно- образовательную работу.
По содержанию и ведению игры с правилами делятся на две группы: дидактические и подвижные. Дидактические игры: игры с предметами, словесные и настольно- печатные игры, способствуют, главным образом развитию умственных способностей детей, поскольку содержат умственное задание, в решении которого и есть смысл игры.
Рассмотрим образовательное, воспитательное, оздоровительное значение подвижных игр.
Образовательное значение подвижных игр заключается, прежде всего, в прекрасной возможности получения ребенком новых системных знаний о подвижных играх как средстве и методе физического воспитания, самосовершенствования, о возможностях своих телесно-двигательных проявлений в игре, самопознании.
Воспитательное значение подвижных игр, прежде всего, основывается на их коллективном характере, что предопределяет личностные проявления и особенности коллективных действий ребенка. Коллективные подвижные игры призваны развивать в детях чувство товарищества, ответственности за собственные действия, солидарности с действиями партнеров и разделения ответственности за их действия.
Оздоровительное значение подвижных игр выражается в конкретном влиянии применения их средств на развитие двигательных качеств. Технологически верное применение ценностей подвижных игр с обязательным учетом психофизических особенностей детей определенного возраста является важным условием благотворного воздействия на рост антропометрических показателей, достижение оптимальных для возраста весоростовых показателей, опорного и суставно-связочного аппарата, мышечной системы детей, их осанки, положительного взаимовлияния практически всех систем и функций организма.
Подвижные игры - это группа игр, в основе которых лежат разнообразные движения, наиболее удовлетворяющие потребность растущего организма в активных действиях. По своей организации подвижные игры чаще всего коллективны, в них могут объединяться от 2 до 25 детей.
Подвижные игры различаются по содержанию, по характеру двигательных заданий, по способам организации детей, по сложности правил.
Подвижные игры по своему содержанию чрезвычайно многообразны. Можно выделить следующие большие группы подвижных игр :
1. Сюжетные игры — в которых действия детей определяются сюжетом и той ролью, которую они выполняют. Сюжетные подвижные игры строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях, средствах транспорта, явлениях природы, образе жизни, повадках животных и птиц. Сюжет и правила игры обуславливают характер движения играющих. Движения носят имитационный характер. Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные. В сюжетных играх для малышей ответственные роли чаще всего исполняет воспитатель. При проведении сюжетных подвижных игр с малышами можно использовать шапочки, некоторые элементы костюмов, подчеркивающие особенности персонажей, н-р, «Кот и мыши», «У медведя во бору» и т. д. Проводя игру, нужно чтобы каждый ребенок побыл в роли ведущего или водящего для того, чтобы у детей не возникло чувства разочарования. При распределении ролей учитываются индивидуальные особенности и интересы детей: помочь неавторитетным, робким детям укрепить свой авторитет, неактивным- проявить в игре активность, недисциплинированным- стать организованными, необщительным- быть коммуникабельными. Несложные правила являются обязательными для всех участников и позволяют регулировать поведение детей. В сюжетных играх может участвовать разное количество детей — от 10 до 25 человек.
2. Бессюжетные игры - в их нет образов, которым подражают, а в остальном они близки к сюжетным: наличие правил, ответственных ролей, взаимосвязанные игровые действия всех участников. Это игры, которые основаны на бросании, метании, попадании в цель, игры типа ловишек. Для каждой возрастной группы детей предусмотрены подвижные игры, в которых развиваются движения разных видов бег, прыжки, лазанье и т, д. Наличие этих элементов делает игры особенно подвижными, эмоциональными, требующими от детей особой быстроты, ловкости движений. В младших группах педагог объясняет правила и содержание по ходу игры, в старших - перед ее началом. Эти игры могут проводиться с группой детей. К этой же группе следует отнести и игры, которые проводятся с использованием определенного набора пособий, предметов и основаны на бросании, метании, попадании в цель. В бессюжетных играх ("Найди себе пару", "Чье звено быстрее построится", "Придумай фигуру") все дети выполняют одинаковые движения.
3. Игровые упражнения основаны на выполнении определенных двигательных заданий (прыжки, метание, бег) и направлены на упражнение детей в определенных видах движения. Игровые упражнения могут быть организованы для небольшой группы детей. Выполнение движений в них может проходить как одновременно, так и поочередно. Удобно проводить такие упражнения и с отдельными детьми. В них отсутствуют правила в общепринятом смысле. Интерес у играющих детей вызывают привлекательные манипуляции предметами. Самых маленьких игровые упражнения подводят к играм.
4. Игры с элементами соревнования, несложные игры-эстафеты также основаны на выполнении определенных двигательных заданий и не имеют сюжета, но в них есть элемент соревнования, побуждающий к большой активности, к проявлению различных двигательных и волевых качеств (быстроты, ловкости, выдержки, самостоятельности). Этим они существенно отличаются от бессюжетных игр.
5. Игры –забавы часто проводятся во время досугов, физкультурных праздников. Двигательные задания включают сюрпризный момент: пробежать, держа в руке ложку с шариком, бежать в мешке. Это игры- забавы веселое зрелище, развлечение для детей, доставляющие радость.
6. Хороводные игры. Они проходят под песню или стихотворение, что придает специфичный оттенок движениям.
7. Народные игры уходят своими корнями в многовековую историю общества национальные традиции, древние обычаи. Правила народных игр требуют играющих ловкости, силы, сноровки, смелости, честности. В народных играх детям особенно интересны зачины, смешные считалки, речевые дразнилки, в них много шуток, юмора, задора (пятнашки, жмурки).
8. Самостоятельную группу представляют игры спортивного характера: бадминтон, игры типа баскетбола, волейбола, футбола и др. В этих играх используются несложные элементы техники и правил спортивных игр, которые доступны и полезны детям старшего дошкольного возраста и будут необходимы для занятий этими видами игр в более старших возрастах.
Важные воспитательные функции несут правила игры. Они имеются даже в самых простых играх. Правила создают необходимость действовать в соответствии с ролью: как можно быстрее убегать от водящего, подпрыгивать легко и высоко и т. п. Выполнение несложных правил организует и дисциплинирует детей, приучает действовать согласованно, подчинять свои желания общим правилам, уступать товарищу, помогать друг другу.
Подвижные игры классифицируют :
• По возрасту;
• По степени подвижности ребенка (игры с малой, средней, большой подвижностью);
• По видам движений (игры с бегом, метание и т. д.);
• По содержанию (п/и с правилами и спортивные игры).
Структура проведения подвижных игр : сбор детей на игру, создание интереса к игре, организация играющих, объяснение игры и ее правил, определение ведущего, проведение игры, окончание игры, подведение итогов.
Проведение подвижных игр предусмотрено в режиме дня в разные отрезки времени: до завтрака, во время утренней гимнастики, физкультурных занятий и прогулки, во второй половине дня.
Обязательным условием успешного проведения подвижных игр является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Подбор подвижных игр зависит от условий работы каждой возрастной группы.
Ознакомление с новой игрой проводится четко, лаконично, образно, эмоционально и продолжается 1,5-2 минуты.
Руководство воспитателя подвижной игрой состоит так же в распределении ролей. Постепенно роль ведущего начинают поручать детям.
Планируя подвижные игры, следует учитывать:
• общий уровень физического и умственного развития,
• уровень развития и двигательных умений,
• состояние здоровья каждого ребенка,
• индивидуальные типологические особенности,
• время года,
• особенности режима дня,
• место проведения игры,
• интересы детей.
Заключение
Подвижные игры в детском саду – важнейший элемент воспитания и развития ребенка. В игре ребенок активно и творчески осваивает правила и нормы поведения людей, их взаимоотношения, познает окружающий мир. Педагог, организуя подвижную игру, воздействует на коллектив детей и через коллектив на каждого ребенка. Становясь участником, ребенок сталкивается с необходимостью подчиняться правилам, согласовывать свои действия с другими детьми. Игра помогает преодолеть робость, застенчивость, подчинение правилам воспитывает у детей организованность, умение управлять своими движениями.
Подвижные игры создают дополнительную возможность общения педагога с детьми. Педагог рассказывает, объясняет им содержание игр, их правила. Дети запоминают новые слова, следовательно, обогащается словарный запас.
Именно игры формируют характер, развивают умственные способности, восприятие, мышление, внимание, пространственные и временные представления. Интенсивная работа большого количества мышц при выполнении игровых упражнений способствует улучшению функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряда других физиологических процессов. Игра доставляет ребенку истинную радость, которая глубоко проникает в его душу.