Людмила Горохова
Консультация для воспитателей «Организация музыкально-дидактических игр с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальный руководитель: Горохова Л. В., муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №38, г. Апшеронск.
«Дайте ребенку возможность играть и соедините обучение с игрой так, чтобы мудрость появлялась с веселой улыбкой, остерегайтесь утомлять ее чрезвычайной серьезностью» - так писал современный исследователь детской игры Д. Колоцца.
Виды музыкальной деятельности ребёнка в детском саду разнообразны. К ним относятся: пение, слушание, движение под музыку, игра на инструментах, музыкально-дидактические игры.
Публикация «Консультация для воспитателей „Организация музыкально-дидактических игр с дошкольниками“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Консультации для родителей
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Музыкальные игры. Консультации
- Темочки
Музыкально-дидактические игры являются одним из важнейших видов музыкальной деятельности т. к. объединяют все виды музыкальной деятельности.
Основное назначение музыкально-дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельной деятельности в группе. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к музыкальному восприятию.
Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать. Например, карточки с изображением музыкальных образов должны быть яркими, художественными, точно соответствовать содержанию игры.
Игры, в изготовлении которых дети сами принимают активное участие, становятся наиболее любимыми и желанными. Например, ребята могут вырезать ритмические карточки и кружочки-ноты, или подобрать дома в журналах картинки, необходимые для таких игр, как «В лесу», «Что делают зайцы?», «Из какой мы песни?» и др. Вместе с детьми можно изготовить большое количество раздаточного материала, можно дать задание обновить карточки. С этим вполне могут справиться дети 5-6 лет.
Многие музыкально-дидактические игры впервые разучиваются воспитателем с детьми на музыкальном занятии. Чтобы игра была успешно усвоена детьми, музыкальный руководитель перед занятием объясняет игру воспитателю. На занятии оба педагога помогают детям понять правила игры. Сначала они участвуют сами в этой игре. Роль воспитателя в детской игре велика: он тактично направляет её ход, следит за взаимоотношениями играющих, сохраняет самостоятельный и творческий характер игровой деятельности детей.
А. С. Макаренко писал: «И я как педагог должен с ними играть. Если я буду только приучать, требовать, настаивать, я буду посторонней силой, может быть полезной, но не близкой. Я должен обязательно немного играть, и я этого требовал от всех своих коллег».
Таким образом, успех обучения в музыкально-дидактической игре обеспечивается тогда, когда воспитатель сам активно участвует в этой игре, особенно в младших группах, становится её полноправным участником. Игра – прекрасная форма деятельности, способствующая расположению к себе всех детей, в том числе и малоактивных.
Для того чтобы развить в детях самостоятельность, умение творчески мыслить, применять знания, полученные в ходе музыкальной деятельности, воспитатель сам должен знать музыкальный репертуар, объём умений и навыков детей своей группы. Поэтому вначале учебного года намечается план работы музыкального руководителя с воспитателем по развитию музыкальной деятельности детей.
Воспитатель должен уметь правильно передать мелодию и ритмический рисунок песни, чтобы потом проводить с детьми ту или иную музыкально-дидактическую игру.
Например, в свободное от музыкальной деятельности время, воспитатель предлагает детям музыкально-дидактическую игру «Волшебный волчок».
Игровой материал. На планшете располагаются иллюстрации произведениях по слушанию или пению, в центре вращающаяся стрелка.
Ход игры. Воспитатель исполняет на металлофоне какую-нибудь мелодию знакомой песни. Дети стрелкой указывают картинку, соответствующую содержанию данной песни. Можно использовать не только металлофон, но и другие детские инструменты.
Можно предложить и другой вариант игры: ребёнок-ведущий стрелкой указывает на какую-либо картинку, остальные дети поют песню, соответствующую содержанию этой картинки.
Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей в каждой возрастной группе оборудованы музыкальные уголки, где есть всё необходимое оборудование, в том числе и музыкально-дидактические игры данной группы. Обычно эти игры оформляет воспитатель вместе с детьми. Привлекаются и родители.
В организации и проведении музыкально-дидактических игр, таких, как «Любим слушать музыку», «Определи» и др., большую помощь оказывают воспитателям оснащение групп звукозаписями, соответствующими программе музыкального воспитания.
В целях развития музыкально-творческих способностей детей удобно использовать уже готовые, имеющиеся в магазинах различные музыкально-дидактические игры: «Музыкальная книжка», «Чья это музыка?», «Музыкальное домино», «Музыкальное лото» и др. Там же предлагается широкий ассортимент озвученных игрушек и детских музыкальных инструментов.
Музыкальные уголки в группах детского сада создаются с учётом возрастных особенностей детей.
В уголках старших групп рекомендуется помещать картину или фотографию, изображающуя самостоятельную музыкальную деятельность детей. Например, дети играют на дудочке или другом инструменте, танцуют или поют. Здесь же находятся музыкальные игрушки: дудочки, домры, колокольчики, балалайки, погремушки, бубны, детские пианино, металлофон, музыкально-дидактические игры, которые обыгрывает воспитатель с детьми во вторую половину дня («Что делает кукла?», «Определи», «Где детки?» и др.).
Для детей младшего дошкольного возраста в музыкальные уголки целесообразно помещать игрушки-забавы, которые также обыгрываются воспитателем (мишка играет на балалайке, заяц прыгает, девочка танцует и др.). Например, воспитатель усаживает детей полукругом, рассказывает сказку о том, как мишка хотел попасть в детский сад, как он долго искал его, а когда нашёл, решил повеселиться с детьми. Мишка танцует, а дети хлопают. Затем воспитатель предлагает всем повеселиться с гостем.
В уголках старших групп следует периодически помещать портреты композиторов: П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, Д. Кабалевского и других, с творчеством которых дети знакомятся. Для того чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности и шире развивались творческие способности, необходимо время от времени (1-2 раза в месяц) обновлять пособия в музыкальном уголке, вносить новое оборудование.
Музыкально-дидактические игры проводятся с разным составом детей (всей группой, подгруппой и индивидуально). Со всеми детьми одновременно можно провести игры «В лесу», «Матрёшки», «Колобок», «Знакомые песни», с подгруппой – «Где мои детки?», «Колобок», «Кто в домике живет?».
При объединении детей надо учитывать индивидуальные особенности каждого. Ведь музыкальная игра, как и любая другая, таит в себе большие педагогические возможности, поэтому при её организации следует избегать стихийности. В ходе игры складываются отношения между детьми, проявляются черты характера. Вот почему воспитатель внимательно следит за игрой и в случае необходимости приходит детям на помощь. Например, дети часто затрудняются с выбором ведущего. Обычно один и тот же ребёнок постоянно находится в этой роли. Тактично надо подсказать детям, ввести очередность в выборе ведущего. Или ребёнок долгое время играет на одном и том же инструменте, никому его не уступая. Надо умело объяснить, что всё в игре подчиняются общим правилам.
Организуя музыкальные игры, необходимо предоставлять детям больше самостоятельности. Так, вполне разумно дать возможность детям самим выбрать игру, распределить роли, инструменты, а при необходимости только разрешить возникающие конфликтные ситуации.
В игре возникают определённые формы общения детей. Наблюдая за детьми, можно заметить, что хорошо организованная игра на следующий день повторяется в том же составе. Это и понятно: все старались, еще вчера они договорились, кто на каком инструменте будет играть, еще вчера они выбрали нового ведущего. Таким образом, у детей развивается чувство товарищества, взаимопомощи. В игре у детей возникает обмен игровым опытом.
Сколько радости доставляет детям игра на детских музыкальных инструментах! Этому вопросу следует уделять особое внимание, так как именно музицирование чаще всего встречается в музыкально-дидактических играх. Дети включаются в эти игры с большим желанием и интересом. Знакомство с инструментами осуществляется планомерно. Уже в младшей группе дети узнают металлофон, слышат его звучание. Если работу вести систематически и последовательно, то в подготовительной группе все дети смогут играть на разных музыкальных инструментах ансамблем, оркестром. Ребёнок, проявивший интерес к тому или иному инструменту, обязательно ставит в известность воспитателя, который непременно поможет в освоении инструмента, даст оценку проделанной работе.
Рекомендуемые музыкально – дидактические игры для организации совместной деятельности взрослых и детей.
«Зайцы»
Цель: Развивать музыкальную память, ассоциативное мышление.
Игровой материал: На магнитную доску крепятся картинки, где изображены лес, поляна, где «Зайцы спят» и «Зайцы пляшут»
Ход игры: Воспитатель предлагает детям пойти погулять на полянку, нарисованную на картинке: «Здесь живут маленькие зайчики, а что они делают, вы узнаете сами, когда услышите музыку».
Звучит мелодия колыбельной или танцевальной музыки. Дети определяют ее и по просьбе воспитателя выставляют соответствующую картинку. Если ребенок узнал музыкальное произведение, дети аплодируют ему.
Игру можно использовать в часы досуга.
«Город разного настроения»
Цель: Развитие восприятия различного характера музыки, для изучения и запоминания эмоционально-образной характеристики содержания музыки, обогащения словаря и развития слуховой памяти у детей.
Игровой материал:
Игровое поле, на котором располагаются фотографии детей с разными эмоциями. Солнышки на прищепках изображающие разные эмоции. CD-проигрыватель и аудиозаписи программных произведений.
Ход игры:
Ведущий предлагает детям отправиться в «Город разного настроения», каждый день у жителей этого города настроение зависит от того, какое солнце взошло на небе, а определить настроение поможет музыка.
Ведущий проигрывает на CD-проигрывателе знакомые произведения. Вызванный ребенок должен найти на диске ребенка с соответствующим настроением и, подобрав соответствующее солнышко, рассказать о настроении данного произведения, используя слова, характеризующие эмоционально-образное содержание музыки.
«Колпачки»
Цель: Развивать звуковысотный и тембральный слух.
Игровой материал: Три красочных бумажных колпачка, детские музыкальные инструменты: губная гармошка, металлофон, балалайка.
Ход игры: Подгруппа детей сидит полукругом, перед ними стол, на нем под колпаками лежат музыкальные инструменты. Воспитатель вызывает к столу ребенка и предлагает ему повернуться спиной и отгадать, на чем он будет играть. Для проверки ответа разрешается заглянуть под колпачок.
Игра проводится в свободное время в группе.
«Определи инструмент»
Цель: Развивать музыкально-ритмический слух, коммуникативные навыки.
Игровой материал: Маракасы, металлофон, румба (каждого инструмента по два, колокольчик, четыре деревянные ложки.
Ход игры: Двое детей сидят спиной друг к другу. Перед ними на столах лежат одинаковые инструменты. Один из играющих исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, дрогой повторяет его на таком же инструменте. Если ребенок правильно выполняет музыкальное задание, то все дети хлопают. После правильного ответа играющий имеет право загадать следующую загадку. Если ребенок ошибся, то он сам слушает заедание.
Игра проводится в свободное время в группе.
Список используемой литературы и интернет-ресурсы:
1. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учеб. Пособие для студ-ов пед. ин-тов. – М. : просвещение, 1983. – 255 с.
2. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Пособие для воспитателя детского сада. М. : Просвещение, 1978. – 96 с.
3. Комисарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: Пособие для воспитателей и муз. руководителей дет. садов. – М. : Просвещение, 1986. – 144 с.
4. Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. Для студ. высш. и сред. пед. учеб. завед. – 2-е из. – М. : Издательский центр «Академия», 1998.
http://muzruk.net/
http://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/