Мальченко Наталия Коростылева
Консультация для воспитателей ДОУ. «Использование инновационных технологий в работе с дошкольниками при обучении ПДД»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель Коростылева Наталья Евгеньевна
Консультация для воспитателей ДОУ.
Тема: "Использование инновационных технологий в работе с дошкольниками направленной на формирование навыков безопасного поведения при обучении Правил дорожного движения".
Публикация «Консультация для воспитателей ДОУ, „Использование инновационных технологий в работе с дошкольниками при обучении ПДД“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
Правила дорожного движения — закон улиц и дорог. Знание и соблюдение их является одним из основных условий безопасного движения, ими должны руководствоваться водители, велосипедисты, пешеходы и пассажиры. Кому-то эти утверждения покажутся азбучными и надоевшими, но заглянув в статистику и мы увидим скорбные цифры — скольким дорога не простила нарушение своих законов. «Жизнь есть дар, великий дар и тот, кто ее не ценит, этого дара не заслуживает» - сказал когда-то Леонардо да Винчи. Лозунг «Десятилетия» - «Вместе мы можем спасти миллионы жизней!». Это обуславливает потребность формирования у граждан знаний, умений, навыков и опыта безопасного поведения на дорогах. Сегодня реальность такова, что никто в современном мире не застрахован от дорожно-транспортных происшествий, а наши дети самая уязвимая часть населения в дорожно-транспортной среде.
Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности ребенка. Поэтому педагог детского сада призван формировать у детей навыки безопасного поведения при обучении ПДД, позволяющие действовать адекватно в конкретной реальной опасной ситуации.
Период старшего дошкольного возраста у детей характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любопытностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций. В целом поведение детей дошкольного возраста можно обозначить следующей формулой: «Чем опаснее ситуация на дороге, тем в большей степени дошкольник теряется, и поэтому медленнее и менее правильно принимает решение».
Между тем, подготовка детей к безопасному участию в дорожном движении, воспитанию дисциплинированности и высокой культуры поведения на дорогах, в транспорте, уделяется от случая к случаю. А сегодняшние дети через несколько лет будут не только непосредственными участниками дорожно-транспортного процесса (водителями, пешеходами, пассажирами, но и опосредованными (проектировщиками и строителями автомобильных дорог, конструкторами и производителями транспортных средств).
Общая цель по формированию безопасного поведения дошкольников в обучении ПДД – выработка определенных навыков и умений, позволяющих строить свое поведение так, чтобы снизился уровень исходящих от личности опасностей, а также их профилактика безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.
В процессе обучения детей правилам дорожного движения, основная задача педагогов — сформировать три основных навыка поведения, которые помогут ребенку сориентироваться в дорожных ситуациях.
Навык сосредоточения внимания – это граница, перед которой необходимо останавливаться, выдерживать паузу, для психологического переключения в связи с переходом в опасную зону, а также для адекватной оценки обстановки не только глазами, но и мыслями.
Навык наблюдения – ребенок должен видеть предметы, окружающие его, как подвижные (автомобили, движущиеся по дороге) так и неподвижные (автомобили, стоящие у обочины, кусты и т. д., закрывающие обзор проезжей части и воспринимать их как потенциальную опасность.
Навык самоконтроля– ступая на проезжую часть спешку и волнение необходимо оставить на тротуаре, соблюдать полное спокойствие и не отвлекаться ни на что те несколько минут, которые требуются для перехода дороги.
Важно, чтобы в процессе воспитания безопасного поведения при изучении ПДД, приобретение знаний, умений и навыков не являлись самоцелью, а способствовали формированию основ культуры безопасности и поведения на дорогах и улицах города, позволяющего мобилизовать мотивационные установки, эмоции, волю, интеллект, личностную и деятельную ориентацию воспитуемых.
При переходе на ФГОС, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и культуру личной безопасности и внедрение в практику современных педагогических технологий.
Работая с детьми с ОНР и сталкиваясь с проблемами в их обучении, приходится искать новые эффективные методы, облегчающие, процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких методов является - метод интерактивного обучения, который состоит в том, чтобы учебный процесс был организован таким образом, где все дети оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность дошкольников в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы сотрудничества.
В одной китайской притче говорится: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму». В этих словах находит свое отражение суть интерактивного обучения. Активность воспитателя уступает место активности детей, и создает условия для их инициативы.
Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной их которых является развитие коммуникативных умений и навыков, помогает установлению эмоциональных контактов между воспитанниками, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей. Использование интерактивных форм в процессе обучения, снимает нервную нагрузку у детей, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание.
Экспериментируя, ребенок ищет ответ по овладению базовых правил дорожно-транспортной культуре, развивает творческие способности, социально-коммуникативные навыки, учится жить в социуме и принимать осознанно, грамотное решение.
Использование инновационных технологий в работе с дошкольниками направленной на формирование навыков безопасного поведения дошкольников при обучении Правил дорожного движения, поведения на дороге, в процессе осуществления деятельного подхода, исходящего из положений о том, что полноценное развитие ребёнка должно осуществляться в интересных, значимых для него видах деятельности. Доступно разъяснять правила детям, а при выборе форм обучения, донести до воспитанников смысл опасности несоблюдения правил, при этом не исказив их содержания.
Самое главное – научить детей правилам жизни во взрослом мире, мире спешащих машин и людей. Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Известно, что привычки, закрепленные в детстве остаются на всю жизнь.
Обращаясь к высказыванию 28-го президента США Вудро Вильсон, сказал: «Мы должны сами верить в то, чему мы учим наших детей»; «Уча других, мы учимся сами» (Л. Сенека)