Светлана Николаевна Соколова
Консультация для воспитателей «Организация мордовских национальных подвижных игр» (младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время все чаще поднимается вопрос о большой значимости здоровье - сберегающих технологий в образовательном процессе дошкольного образования. Проблема сохранения и укрепления здоровья детей является очень актуальной, так как от состояния здоровья наших детей зависит будущее общества в целом.
В связи с этим дошкольное образовательное учреждение, как первое звено непрерывного образования, должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья детей на всех этапах его обучения и развития.
Публикация «Консультация для воспитателей „Организация мордовских национальных подвижных игр“ (младшая группа)» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Мордовия
- Мордовские народные игры
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры для малышей
- Подвижные игры. Консультации для родителей
- Темочки
Существуют разнообразные виды, формы деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Подвижные игры являются одним из самых часто применяемых видов здоровье - сберегающих технологий, которые используются в практике ДОУ.
Подвижные игры относится к видам игровой деятельности, в которых выражена роль движений. В процессе организации подвижных игр с детьми возникают возможности для комплексного решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Подвижная игра, также, в силу своей специфики является, прежде всего, эффективным средством укрепления здоровья и физического развития детей дошкольного возраста.
Подвижные игры при правильном их подборе, т. е. с учётом возрастных особенностей и физической подготовленности детей, оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление здоровья дошкольников.
При системном проведении подвижных игр оптимальные для детского организма физические нагрузки также имеют огромное значение для тренировки и развития у детей способностей к изменениям условий двигательной деятельности, и к тому же, подвижные игры, это хороший активный отдых после умственной деятельности. Особенно ценно с точки зрения оздоровления проведение подвижных игр на свежем воздухе.
Использование национальных игр способствует интернациональному воспитанию детей, их ознакомлению с обычаями и особенностями мировоззрения и жизненного уклада мордовского народа. Уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному, доброму отношению к представителям других культур, к их обычаем, нравам.
У мордовского народа, как и у других народов, есть свои национальные игры, которые имеют многовековые традиции. Они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение.
Национальные мордовские игры тесно связаны с песнями, народными афоризмами и крылатыми выражениями.
Данные игры рекомендованы для детей младшего дошкольного возраста программой «Мы в Мордовии живём» :
«В ключи» - («Панжомнесэ» - эрз.).
Играющих пять человек. На земле чертится квадрат, по углам дома садятся четыре играющих, а пятый стоит на середине. Он подходит к одному из сидящих игроков и спрашивает:
Дядя (тётя, у тебя ключи?
Тот отвечает, указывая на соседа:
Вон у дяди (тёти) спроси.
Так водящий обходит всех четверых. Последний ему советует:
Посередине поищи!
Водящий отходит в середину, а в это время остальные вскакивают и меняются местами. Водящий старается быстро занять чьё-либо место, пятый играющий опять остаётся без места. И игра повторяется сначала.
Правила игры. Меняться местами можно лишь тогда, когда ведущий отходит в середину. Уголок занимает тот, кто первым туда попал. Если кто-нибудь не поменяет место, то он становится водящим.
«Круговой» - («Мячень кунсема» - эрз,.)
Играющие чертят большой круг, делятся на две равные команды и договариваются, кто будет в кругу, а кто – за кругом. Те, кто остаётся за кругом, распределившись равномерно, стараются попасть мячом в находящихся в кругу. Если кому-либо в кругу удаётся поймать мяч, он старается попасть им в любого ребёнка за кругом. Если ему удаётся, то у него в запасе очко, если промахнётся, то выходит из круга. Когда мяч запятнает всех детей, играющие меняются местами.
Правила игры. Мяч можно ловить лишь с воздуха, от земли – не считается. Остальные выходят из круга. Ребёнок, поймавший мяч и попавший в игрока за кругом, остаётся в кругу.
«Раю – раю»
Для игры выбирают двух детей – ворота; остальные играющие – мать с детьми. Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:
Раю – раю. Пропускаю,
А последних оставляю.
Сама мать пройдёт
И детей проведёт.
В это время дети, став паровозиком, за матерью проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребёнка и шепотом спрашивают у него два слова – пароль (например, один ребёнок – щит, другой – стрела). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встаёт в команду к тому ребёнку, чей пароль он назвал. Когда мать остаётся одна, ворота громко спрашивают у неё : щит или стрела? Мать отвечает и встаёт в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг е другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей.
Правила игры: Дети не должны подслушивать или выдавать пароль.
«В курочек» - («Сараскесэ» - эрз.).
Играющие делятся на две группы. Дети – курочки, усевшись на траву, образуют круг. За каждой курочкой стоит игрок – хозяин курочки. Водящий ходит по кругу и решает, у кого взять курочку. Подходит к одной из них и трогает её за голову. Сразу же водящий и хозяин курочки пускаются бежать наперегонки по кругу. Кто из них прибежит первым, тот и становится хозяином, а оставшийся становится водящим. Игра продолжается.
Правила игры. Нельзя мешать бегающим вокруг играющих. Хозяином будет тот, кто первым займёт место. Бежать наперегонки можно только после того, как водящий дотронется рукой до курочки.
• Бурляева О. В. и др. «Мы в Мордовии живем». Примерный региональный модуль программы дошкольного образования»; С. 2011.
• Анисимова Т. Г., Ульянова С. А. «Формирование правильной осанки», изд-во «Учитель», 2008.
• Кочеткова Л. В. «Оздоровление детей в условиях детского сада», творческий центр, М. ,