Любовь Гальчанская
Консультация для воспитателей на тему: «Применение дошкольниками математических знаний в играх-занятиях»
▼ Скачать + Заказать документы
Закрепление и обобщение математических знаний происходит на разных занятиях. Так, на занятиях по конструированию и изобразительной деятельности создаются многочисленные ситуации, в которых дошкольники упражняются в различении и назывании геометрических фигур, величины, цвета, деления целого на части и т. д.
Публикация «Консультация для воспитателей на тему: „Применение дошкольниками математических знаний в играх-занятиях“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Ориентировка в пространстве и времени лучше развивается на физкультурных и музыкальных занятиях (например, использование количественного и порядкового счета при построении в две, три колонные, в круг, движении направо, налево и т. д; знакомство со свойствами звука (высота звука, его продолжительность и др.) У детей ассоциируется с пространственными, временными, количественными представлениями.
В работе с детьми 4-5 лет особое место отводится играм-занятиям по сюжетам знакомых сказок, потешек, песенок. Игра-занятие позволяет избежать умственных и психических перегрузок, создает свободу выбора и возможности высказаться каждому ребенку. А постоянно подкрепляемая игровая мотивация изменяет отношение к математическому содержанию предлагаемых познавательных задач.
Примерный конспект игры-занятия для детей средней группы по сказке «Теремок».
Воспитатель с детьми под ходит к фланелеграфу и начинает сказку: «Стоит в поле теремок….». Воспитатель рассказывает сказку, а дети выставляют зверей на фланелеграф в ряд. Появление зверей сопровождается счетом (один, два, три, четыре,пять. Всего пять зверей). Когда все звери «собрались», воспитатель предлагает детям угостить их: «Чем будем угощать?». (конфетами) Дети дают каждому зверю угощение. Воспитатель контролирует действия детей вопросами: Всех ли угостили? У каждого ли есть конфета? Нет ли зверей, у которых нет конфет? Затем воспитатель, убрав конфеты, говорит о том, что звери съели все конфеты. И далее задает вопросы: «Сколько конфет у нас было?». Если дети не делают правильное умозаключение, воспитатель повторяет ситуацию (угощение, количество конфет пересчитывается, делается обобщение: зверей и конфет поровну: 5 и 5.
Далее звери предлагают детям игру в прятки. Дети отворачиваются, воспитатель прячет зверей, дети ищут, а затем каждый рассказывает, где нашел своего зверя. Воспитатель вопросами активизирует речь детей, побуждает к использованию в речи пространственных предлогов.
В конце занятия воспитатель благодарит детей от имени героев.
В игровых занятиях меняется характер общения педагога с детьми, игровой сюжет увлекает, делает познавательную задачу разумной. Такие игры-занятия целесообразно проводить с подгруппой детей или отдельными детьми, у которых по тем или иным причинам оказались пробелы в знаниях и навыках. Игры-занятия можно проводить утром или вечером в групповой комнате или на участке.
Необычными по содержанию и форме являются игровые занятия, в процессе которых дети занимаются разными видами деятельности (интегрированные занятия, объединенные единым сюжетом). Например, разыгрывая сказку Л. Н. Толстого «Три медведя», дети сначала решают задачи на счет, сериацию по возрастанию (выбор наименьшего из оставшихся) и убыванию (выбор наибольшего из оставшихся, действуя с предметами, игрушками разного размера, а затем закрепляют приемы создания в лепке круглой формы, сглаживая поверхности предмета пальцем: из 3-х комочков глины разного размера «пекут» печенье круглой формы для сказочных героев. Все очень стараются и достигают особой выразительности в лепке, точности в решении математической задачи (соотнесение предметов по величине, пересчет и др.) Игра-занятие переходит в игру со сказочными персонажами (дети угощают медведей печеньем, играют с Мишуткой в прятки, пью чай и т. д.).
Старшие дошкольники, получив инструкцию начертить план детской площадки, превращаются в конструкторов. На листе бумаги выполняют «графический» диктант (условно изображают 7-8 объектов, а затем переносят плоское изображение –«план» на объемную конструкцию предметов. Группа делится на команды и каждая выбирает план, выполненный, по их мнению правильно и красиво, и из комплектов деталей строительного материала создают коллективную постройку. Воспитатель в ходе работы учит анализировать созданную постройку, сравнивая ее с планом: в каком месте находится веранда? Какие и сколько деталей потребовалось для ее строительства? Что находится в середине? Какой формы? Где растут деревья? Сколько? Какие? Где стоит скамейка? И др. Каждый ребенок таким образом, практически используя пространственные ориентировки, должен определить словом геометрические и конструктивные формы, положение того или иного предмета по отношению к другому. Воспитатель обращает внимание на детские взаимоотношения, обеспечивает самостоятельность каждого ребенка. Возведенная постройка служит началом игры. Создаются новые сооружения, а значит, накапливается практически действенная ориентировка в пространстве, развиваются конструктивные умения.
Многое удивляет ребенка в процессе таких игр-занятий: неожиданное сочетание разных видов деятельности (математика и лепка, математика и конструирование, последовательность заданий, использование разного материала, своеобразное распределение действий. Дети на таких занятиях раскрепощены, чувствую себя свободно, непринужденно общаются друг с другом и воспитателем, учатся излагать свои мысли, проявляют инициативу и самостоятельность.
Игры-занятия требуют предварительной подготовки педагога: анализа программных задач соответствующих разделов программы, работы с методической литературой, составления конспектов или планов, подготовки оборудования, продумывания организации занятия. Такие занятия организуются иначе, чем обычные: детям предлагается большой выбор материала, они свободно перемещаются по группе и т. д.
Как показывает практика, такие занятия целесообразно проводить на обобщающем этапе обучения по отдельным разделам программы.