Зинаида Истомина
Консультация для воспитателей «Организация и проведение физкультурных занятий с элементами логоритмики в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация и проведение физкультурных занятий
с элементами логоритмики в ДОУ
Специалисты, изучающие детей с общим недоразвитием речи (Р. Е. Левина, Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева и другие, отмечают необходимость комплексного подхода к обучению и воспитанию детей с речевой патологией. В типовой программе "Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина) даны предложения по организации сотрудничества учителя – логопеда со специалистами детского сада. Согласно рекомендациям авторов для стимуляции деятельности речевых центров в физкультурные занятия следует включать упражнения на развитие дыхания, на расслабление, использовать больше подвижных игр с рифмованным текстом и ритмичными движениями.
Публикация «Консультация для воспитателей „Организация и проведение физкультурных занятий с элементами логоритмики в ДОУ“» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Логопедические занятия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
Логоритмика – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.
Элементы логоритмики включаются и в физкультурные занятия, что делает коррекционную работу более успешной.
В вводной части занятия берутся различные виды ходьбы, перестроений и бега под музыку, упражнения с речевками.
При выполнении упражнений дети одновременно проговаривают речитатив.
Например: (различные виды ходьбы с речевым сопровождением)
Текст
Движения
Зайка весело шагает,
ножки выше поднимает,
Вот так, вот так,
Ножки выше поднимает
(ходьба, высоко поднимая колени)
Он на пяточках шагал,
Носик кверху поднимал,
Вот так, вот так,
Носик кверху поднимал.
(ходьба на пятках)
На носочки зайка встал,
По дорожке зашагал,
Вот так, вот так,
По дорожке зашагал
(ходьба на носках)
Упражнение с речевкой:
Текст
Раз, два
Стоит ракета
Три, четыре
Самолет
Пять, шесть
Хлопок в ладоши
А потом
Прыжок вперед
Движения
приставной шаг вперед
руки вверх
приставной шаг вперед
руки в стороны
приставной шаг вперед
хлопок
пружинка
прыжок
Элементы логоритмики в вводной части способствуют эмоционально-положительному настрою и повышению двигательной активности детей.
Введение слова, особенно в стихотворной форме помогает сохранять ритм движения.
В основной части занятия элементы логоритмики можно использовать как в общеразвивающих упражнениях, так и в основных видах движений (лазание по гимнастической лестнице с речевкой, упражнения с мячом). При разучивании упражнений соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков.
В начале большинство упражнений выполняется на основе показа, совместных с педагогом действий, затем задания постепенно усложняются и постепенно педагог переходит к речевой инструкции.
На этапе освоения упражнения и на этапе автоматизации действий применяется метод "проговаривания в громкой речи".
Общеразвивающие упражнения разучиваются поэтапно: сначала текст, затем движения, потом произносят текст вместе с выполнением упражнений. Стихотворения подбираются так, чтобы соотнести ритм стихотворной строки с движениями рук, ног, и туловища, произносятся в умеренном темпе с речевыми паузами и логическими ударениями. Все упражнения выполняются поточным способом.
При выполнении основных движений не все задания можно выполнять, двигаясь и одновременно произнося слова. Это может вызвать расстройства дыхания, поэтому лучше разделить детей на две группы: одна выполняет движения, другая произносит текст.
Например, при лазании по гимнастической лестнице одна подгруппа детей лазает по лестнице, а другая в это время произносит текст:
Текст Движения
Ёжик топал по тропинке, Топ, топ, топ, топ, И грибочек нёс на спинке, Топ, топ, топ, топ.
Дети поднимаются по лестнице
Спускаются
Поднимаются
Спускаются
При проведении физкультурных занятий с элементами логоритмики подбираются подвижные игры с речевым сопровождением.
Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры.
Тематика подвижных игр согласовывается с логопедом группы, который консультирует инструктора по физвоспитанию, на какую тему следует подбирать речевой материал, тем самым закрепляя материал лексической темы. В игры включаются различные формы передвижения – бег, прыжки, поскоки, ходьба и т. п., которые требуют быстроты, силы, ловкости, координации движений, выносливости и оказывают всестороннее воздействие на организм.
Игры с речевым сопровождением воспитывают такие качества, как внимание, инициатива, смелость, чувство товарищества, дисциплина, умение действовать в коллективе и способствуют развитию речи детей.
Музыкальное сопровождение игр ведет к еще более эффективному развитию и закреплению полезных качеств и умений, полной согласованности движений, воспитывает чувство ритма, развивает координацию движений.
В заключительной части занятия хорошо использовать игры и игровые упражнения малой подвижности со словесным сопровождением.
В каждое занятие включаются задания на развитие произвольного внимания, быстрых и точных реакций на зрительные и слуховые раздражители. Они совершенствуют зрительную, слуховую и двигательную память, способствуют увеличению объема слухоречевой памяти, формируют способность к сосредоточению и развитию волевой сферы детей. Сочетание движения и речи развивает умение владеть своим телом.
Использование элементов логоритмики на физкультурных занятиях является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков детей с речевой патологией, способствуют преодолению речевой патологии и в конечном итоге социальной реабилитации детей.