Татьяна Ребеза
Консультация для воспитателей «Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей на тему :
«Опытно-экспериментальная деятельность, как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории Ребеза Т. В.
Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее; она чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.
Публикация «Консультация для воспитателей „Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и - обязательно! - инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Именно на это указывается в законе РФ “Об образовании”. Активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит возможность для совершенствования.
Путь становления творческой личности сложен, труден. Но эти большие трудности могут дать и большие радости, причем радости высшего человеческого порядка - радость преодоления, радость открытия, радость творчества.
Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные мотивы, яркие, глубокие, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать жизненные затруднения, неблагоприятные условия, обстоятельства, настойчиво продвигаться к намеченной цели
Одним из таких видов деятельности является экспериментирование. В работах многих отечественных педагогов Н. Н. Поддьякова (1995 год, А. П. Усовой, Е. Л. Панько говорится, что “детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития”, и выделяют основную особенность этой познавательной деятельности : ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность
Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практику работы ДОУ. В процессе организации опытно-экспериментальной деятельности решаются следующие задачи:
• создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
• развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
• развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.
• создание предпосылок формирования у практических и умственных действий.
Опытно-экспериментальную деятельность можно распределить по направлениям:
• живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде.
• неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет.
• человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.
Примерная модель обучения детей организации экспериментирования
Этапы обучения Приемы Навыки исследовательской деятельности
Мотивация деятельности - создание развивающей среды;
- проблемные ситуации; Устойчивый интерес
- интрига и сюрпризные моменты Планирование, выбор средств, реализация и формулирование выводов эксперимента при поддержке педагога
1 этап Педагог ставит проблему и начинает ее решение, дета самостоятельно осуществляют решение проблемы - наводящие вопросы;
- уважительное отношение к любым высказываниям ребенка, его действиям;
- предоставление свободы выбора, действий и перемещения в пространстве Самостоятельное планирование, реализация эксперимента; формирование цели и простейших гипотез с помощью педагога; графическое фиксирование результатов
2 этап Педагог ставит проблему, дети самостоятельно находят ее решение и осуществляют эксперимент - проблемные вопросы;
- пополнение уголка новыми материалами и предметами;
- приемы межличностного общения и сотрудничества Самостоятельная организация детьми исследовательской деятельности; фиксирование результатов, формулирование выводов и рефлексия
- работа воспитателя по указанию целей;
- допущение неточности в действиях воспитателя;
3 этап Постановка проблемы, отыскивание метода и разработка самого решения осуществляются самостоятельно - изготовление карточек с символическим изображением темы эксперимента;
- разработка совместно с детьми условных графических обозначений
Структура детского экспериментарования:
- постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
- анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);
- формулирование выводов.
Перспективное планирование занятий по теме: “Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников”, включает в себя:
• экспериментальная деятельность, организованная педагогом;
• познавательная непосредственная образовательная деятельность с элементами экспериментирования;
• демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми
• долгосрочные наблюдения-эксперименты.
Перспективное планирование рассчитано на все возраста дошкольного периода, и может быть реализовано как в НОД, так и в совместной деятельности воспитателя и детей, игровой и проектной деятельности.
Для реализации всего объема работы необходимо создание предметно-развивающей среды, которая дает возможность, проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками групп. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности, помимо традиционных уголков природы не плохо было бы создать и постоянно пополняющуюся детскую экологическую лабораторию, где были бы представлены различные материалы для исследования:
• приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
• разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);
• природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др. ;
• утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др. ;
• технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др. ;
• разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. ;
• красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
• медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др. ;
• прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.
При оборудовании уголка экспериментирования обязательно нужно учитывать следующие требования:
• безопасность для жизни и здоровья детей;
• достаточность;
• доступность расположения
Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования можно менять в соответствии с планом работы.
В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.
Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности : наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ. Например, при ознакомлении детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни человека можно использовать следующие методические приемы:
• наблюдение на прогулке за движением облаков; эксперимент “Какая сила у ветра?”;
• для закрепления представлений о движении теплого и холодного воздуха игра “Разный ветер” (холодный, теплый);
• чтение и обсуждение отрывка из сказки А. С. Пушкина “Сказка о царе Салтане. ”; решение экологических задач, например: “Света с мамой гуляла по улице и любовались облаками. Вдруг Света закричала; “Мама, на крыше этого двухэтажного дома вырос одуванчик! Кто его там посадил?”; “Однажды ученые приплыли на небольшой остров, чтобы изучать животных, насекомых. Они были очень удивлены тем, что насекомые почти не летали, а ползали. Оказалось, что крылья им почти не нужны. Ученые решили, что во всем виноват ветер. На острове постоянно дули сильные ветры. Почему стрекозы и жуки на этом острове почти не летали, а ползали по земле?” и т. д.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.
Обязательным условием эффективности работы в организации опытно-экспериментальной деятельности является диагностика.
Наши дети взрослеют очень быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут, если мы сегодня поможем развиваться их способностям и талантам. Пробудим интерес к самому себе, к окружающему миру.
Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.
Литература.
1. “Экспериментальная деятельность детей” Л. Н. Менщикова.
2. “Опытно-экспериментальная деятельность” В. В. Москаленко.
3. “Экологические занятия с детьми 6-7 лет” Т. М. Бондаренко.
4. “Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации” Л. Н. Прохорова.
5. “От педагогики повседневности – к педагогике развития” Журнал “Дошкольное воспитание”. № 11/2004.
6. “Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек” А. И. Иванова.