Наталья Синягина
Консультация для воспитателей «Наблюдение как важнейшее средство ознакомления детей с окружающим миром»
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из важных средств ознакомления детей с окружающим миром являются наблюдения. Они должны проводиться в детском саду ежедневно. Воспитатель при планировании работы с детьми должен опираться прежде всего на индивидуальные особенности воспитанников своей группы, уровень их развития и практический опыт.
Следует учить детей наблюдать за различными объектами и явлениями природы; при этом не обязательно наблюдать только за теми объектами и явлениями, которые запланированы. Наблюдения за природными объектами и явлениями бывают случайными и неожиданными, и взрослый не должен упускать такую возможность. Педагог должен стимулировать детскую любознательность; учить детей видеть изменения в природе, самостоятельно делать элементарные выводы.
Публикация «Консультация для воспитателей „Наблюдение как важнейшее средство ознакомления детей с окружающим миром“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Все виды наблюдений требуют руководства со стороны педагога. Существуют общие требования ко всем видам наблюдений.
– Цель и задача наблюдений должны быть поставлены четко и конкретно. Задача всегда должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос.
– Для каждого наблюдения необходимо отбирать небольшой круг знаний. Представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение должно давать детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления.
– В организации наблюдений следует предусматривать системность, обеспечивающую их взаимосвязь. В результате у детей сформируется более полное, глубокое представление об окружающей природе.
– Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей. Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приемами: постановкой конкретной и доступной задачи наблюдения, использованием действий обследования как способа наблюдения, привлечением детского опыта, проговариванием результатов наблюдения, сравнением одного объекта с другим, предъявлением вопросов разной степени сложности.
– Наблюдение должно вызвать у детей интерес к природе, желание узнать о ней как можно больше.
– Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других форм и методов работы (рассказ воспитателя, чтение книг о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном).
– В результате каждого наблюдения у детей должно сформироваться представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы.
– Знания, полученные на занятиях, дети усвоят лишь в том случае, если они будут подкреплены практикой. Только в процессе взаимодействия с природой можно расширить представления об окружающем мире. Дети при этом должны обследовать предметы с помощью всех анализаторов и пытаться самостоятельно сделать элементарные умозаключения.
– Работа с дошкольниками строится, прежде всего, на деятельностной основе. Большое значение имеет формирование у дошкольников эмоционального отношения к природе (восприятие ее красоты, художественные, музыкальные образы природы).
– Воспитатель организует путешествия по «экологической «тропе».
Сезонные наблюдения
Осень
1. Фруктовые деревья и кустарники
Цель: закрепить и расширить знания детей о фруктовых деревьях.
Задачи: учить различать по внешнему виду фруктовые деревья, фрукты и называть их; расширить представление о том, что осенью в нашей природной зоне созревают фрукты и люди убирают урожай.
Воспитатель обращает внимание детей на фруктовые деревья и кустарники, уточняет, что на них растет. Дети сравнивают фруктовые деревья, например грушу и яблоню, выясняют, чем они похожи и чем отличаются, рассматривают, гладят листья, кору, выясняют, как они пахнут. Воспитатель выносит яблоко, грушу, сливу и предлагает детям вместе с ней найти на участке деревья, на которых они растут.
2. Плоды и семена
Цель: закрепить и расширить представление детей о плодах и семенах.
Задачи: сформировать у детей элементарное представление о плодах и семенах, их значении в жизненном цикле растений; о приспособлениях семьян для распространения в природе; об их значении в жизни человека и животных.
Воспитатель предлагает детям найти на территории детского сада растения с плодами и семенами и вспомнить, как они называются. Дети рассматривают разные семена, плоды. Воспитатель предлагает собрать семена с крылышками, например клена, ясеня, и попробовать подбросить их, проверить, смогут ли они летать. Затем такие же исследования проводят с нелетающими семенами. Воспитатель предлагает сравнить летающие и нелетающие семена по весу: какие из них тяжелее?
Обратить внимание детей на то, что плодами и семенами питаются птицы, многие плоды и семена люди используют в пищу.
Дети собирают разные плоды, семена и складывают их в коробочку. В конце прогулки воспитатель предлагает им рассмотреть содержимое коробочки, вспомнить, кто что нашел. Затем он кладет наиболее крупные и наименее хрупкие плоды и семена в мешочек (например, шишки, каштаны, желуди и др.) и предлагает детям по очереди отгадать на ощупь разные плоды: «Миша, опусти, пожалуйста, руку в мешочек и вынь шишку» и т. п.
3. Осенние изменения в жизни деревьев
Цель: обратить внимание детей на осенние изменения в жизни деревьев.
Задачи: показать, что осенью листья деревьев меняют окраску; знакомить с осенним явлением природы – листопадом, его причинами; закрепить представления детей о лиственных и хвойных деревьях; учить узнавать деревья по листья (хвое).
Воспитатель обращает внимание детей на осенние изменения в природе. Вместе с воспитателем дети выясняют, изменился ли цвет листьев на березе, клене, тополе и других деревьях. А что происходит с хвоинками лиственницы, сосны, ели?
Дети трогают, рассматривают хвоинки этих деревьев. Воспитатель рассказывает, что лиственница осенью меняет свой наряд. Ее хвоинки становятся желтыми, а потом падают на землю. А вот ели, сосны, пихты, кедры (объект исследования зависит от природной зоны, в которой находится детский сад) всегда одеты в наряд из зеленых иголок. Воспитатель показывает детям листья разных деревьев и хвоинки, объясняет, что у некоторых растений есть иголки-хвоинки: у сосны, ели, лиственницы, кедра, пихты. (Воспитатель показывает детям хвойные растения участка.) Дети трогают хвоинки, выясняют, острый ли у них кончик. Воспитатель показывает детям листья разных деревьев, называет их и раздает детям по одному листу. Каждый ребенок с помощью воспитателя ищет дерево, на котором мог расти этот лист (хвоинка). Дети находят, раскладывают на земле листья разного цвета, сравнивают их. Собирают букеты из осенних опавших листьев. Воспитатель может использовать собранные детьми листья для составления гербария.
4. Деревья
Цель: закрепить представление об особенностях строения деревьев.
Задачи: показать особенности строения деревьев (ствол, ветки, листья, иголки); сформировать представление о функциями частей дерева.
Дети с воспитателем продолжают наблюдать за деревьями, отмечать изменения в их внешнем виде. Воспитатель спрашивает, какого цвета стали листья на деревьях. Дети подходят к дереву, воспитатель рассказывает о частях дерева и показывает их, например:
— Давайте обнимем ствол этого дерева. Какой ствол — толстый или тонкий? Для чего он нужен дереву? Он держит ветки с листьями. Это старое дерево или молодое? Давайте послушаем, как оно шумит листочками, может, оно нам рассказывает, сколько ему лет. Слышите? Дерево сказало, что оно живет уже много-много лет, поэтому у него старый толстый ствол. Погладьте ствол. Что вы чувствуете? Какой он — гладкий или шершавый? А что именно мы с вами гладим? Пом ните, мы говорили, что у дерева есть особая «одежда» — кора, которая защищает его ствол? Какого цвета кора этого дерева? Воспитатель подчеркивает, что кора — это «одежда» дерева. Дети гладят кору, нюхают, рассматривают с помощью лупы. Кора согревает дерево, защищает его. Поэтому к коре нужно относиться бережно. Нельзя ее разрезать, чтобы не поранить ствол. Поднимите голову и послушайте, как шуршат листья, как стучат друг о друга ветки. (Наблюдения за листьями проводятся в южных районах.) На чем растут листья? На веточках. Поищите упавшие веточки под ногами. Как вы думаете, почему они оказались на земле? (Например, был сильный ветер.) Давайте рассмотрим эти веточки. Какие они — твердые или мягкие? Чем они пахнут? Есть ли на них листья? Кто хочет, может взять веточку, сухие листики в группу. А теперь обнимите дерево и попробуйте вытащить его из земли. Почему мы не можем это сделать? Что же так крепко держит дерево в земле? Давайте посмотрим под ноги. Под землей у дерева находятся корни. Они очень крепко держат дерево в земле, не дают сильному ветру сломать его. В конце прогулки воспитатель обобщает: у дерева есть разные части: ствол, ветви, листья, корни. (Дети показывают части, которые называет воспитатель).
5. Наблюдение за рябиной
Цель: упражнять детей в умении отыскивать знакомые деревья по характерным признакам.
На прогулках особое внимание уделяется рябине, дети наблюдают, прилетают ли к ней птицы, кто ест ее ягоды, ищут на коре, листьях насекомых, сравнивают рябину с другими деревьями. Например, воспитатель предлагает сравнить листья (кору) рябины и березы, рябины и дуба, рябины и ели, рябины и клена, чтобы выяснить, чем они похожи, и чем отличаются. Дети выясняют, есть ли на других деревьях такие же ягоды, как на рябине, собирают ягоды, делают из них бусы или картины.
6. Как узнать ель?
Цель: упражнять детей в умении отыскивать знакомые деревья по характерным признакам.
Задачи: закрепить представление детей о строении ели: один ствол, покрытый коричневой корой; верхушка; много веток, которые постепенно увеличиваются книзу, все ветки покрыты зелеными, жесткими, колючими иголками; коричневые шишки на верхушке (высокой взрослой ели).
На участке воспитатель предлагает детям отыскать знакомые им деревья: березу – по белому стволу, тополь – по серому стволу, рябину – по ягодам, и т. д.
Затем воспитатель говорит, что надо отыскать еще одно дерево, про которое придумана интересная загадка.
Ее всегда в лесу найдешь –
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем. (Ель)
Отыскав ель, воспитатель обращает внимание детей на два признака – «наряд» из иголок и пирамидальное строение. Говорит, что по этим особенностям дерево легко отличить от всех остальных.
Проводя наблюдение, воспитатель предлагает детям, чтобы они получили не только зрительные, но и кинестетические тактильные впечатления, совершить разнообразные действия: погладить ствол, потрогать иголки, ощутить их жосткость, колючесть; показать руками пирамидальное строение дерева.
7. Береза
Цель: упражнять детей в умении отыскивать знакомые деревья по характерным признакам.
Задачи: способствовать обобщению представлений детей о строении, росте и развитии растений; развивать у детей умение обобщать по существенным признакам; расширять представления детей о частях растений; воспитывать интерес к растениям; накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к ним; рассмотреть ствол березы.
Подойти к березе. Полюбоваться красотой кроны, послушать, как над головой шуршит листва, через нее пробиваются лучи солнца. Береза особенно мила нашему народу. Она нарядна, красива. Ее называют березонькой белоствольной, русской красавицей. Прикоснуться ладонями к стволу, какой он на ощупь. Спросить у детей, что они знают о березе, о ее строении, какую пользу она приносит.
Снизу ствол темный, а по белой коре рассыпаны темные пятна. Береза – единственное в мире дерево с белой корой. Это делает ее особенно красивой, трогательной, нежной. Оказывается, в бересте березы находится красящее вещество белого цвета – бетулин. Белый цвет коры защищает дерево от перегрева.
Из коры можно сделать различные поделки: корзинки, коробочки.
Березе посвящено много стихотворений, песен, сказок. Береза очень полезна. Из почек изготовляют лекарство, из листьев – желтую и зеленую краску. Березовые дрова считаются ценным топливом. Березовые почки любят птицы. Из древесины делают фанеру, мебель, лыжи. Еще береза является домом для многих живых существ. (Попросить детей вспомнить жильцов, обитающих на деревьях.)
8. Знакомые деревья
Цель: упражнять детей находить деревья по их названию.
Задачи: продолжать обучать описывать деревья, отмечая их отличия и сходство; закреплять знания названий деревьев; воспитывать любознательность, находчивость; расширять словарный запас.
– Найдите и назовите знакомые деревья. (Тополь, клен, береза, ель.)
– Назовите сходства и различия.
– Как вы узнали эти деревья? (По форме кроны, по стволу.)
При рассматривании деревьев обратить внимание на форму их частей, например: ствол прямой, внизу толстый, наверху тонкий; ветки около ствола толстые, на конце тонкие, к веткам прикреплены листья.
9. Рассматривание листьев на деревьях
Цель: познакомить со строением листьев деревьев.
Задачи:обратить внимание на листья дерева, познакомиться с их строением, разнообразием.
Лист состоит из листовой пластинки и черешка. Рассмотреть с детьми лист яблони. Лист большой, и на нем хорошо видны прожилки, по которым по листу проходят питательные вещества и вода. Лист прикреплен к ветке черенком, который мягкий и гибкий, что при ветре не дает листу отрываться от дерева.
У разных видов деревьев листья падают по-разному, у осины - стремительно и прямо; у клена - долго качаются или кружатся в воздухе, прежде чем опус-тятся на землю; у вяза листики засыхают, сворачиваются и лишь потом падают на землю.
Рассмотрите листья у разных деревьев: клена и березы, сравните их форму, цвет, размер.
Посмотрите, цвет листьев на деревьях и кустарниках постепенно меняется: береза желтеет, клен краснеет, а дуб и тополь пока остаются зелеными. Деревья готовятся к зиме.
Поднимите с земли листья от разных деревьев. Подбросьте их вверх. Как они падают?
Соберите самые красивые по раскраске и форме листья для осеннего букета в группу.
10. Листопад
Цель: сформировать представление о значении листопада в жизни растений.
Задачи: показать детям, что природа прекрасна во все времена года; объяснить, что в природе ничего не происходит случайно: опавшие листья нужны растениям зимой и осенью на земле.
Воспитатель обращает внимание на опавшие листья, предлагает самим проверить, как шуршат опавшие листья. Он рассказывает о том, что, сбрасывая листья, деревья готовятся к зимним холодам. Листья укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев от мороза. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега сильно не уплотнится! Сохранит воздух, что очень важно для различных обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. Весной под опавшей листвой земля дольше сохраняет влагу от растаявшего снега. Опавшие листья на земле – это не мусор, они очень нужны почве и растениям.
Литература
1. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми сред. и ст. групп дет. сада: Кн. для воспитателей дет. сада / С. Н. Николаева. – 4-е изд. – М. : просвещение, 2002 г.
2. Развивающие занятия с детьми 4—5 лет / Под ред.
Л. А. Парамоновой. - Изд. 2-е, испр. — М. : ОЛМА Медиа Групп, 2014. — 592 с. :ил. — (Программа развития и обучения дошкольника).
3. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М. : Мозаика-Синтез, 2007. – 48 с.