Татьяна Сердюк
Консультация для воспитателей на тему: «Влияние физкультминуток на физическое состояние и умственную работоспособность детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание «Программы детского сада» предусматривает значительный объем знаний и достаточно высокий уровень умственного развития детей. Овладение знаниями осуществляется преимущественно на занятиях, где дети находятся в неподвижном положении. Следует отметить, что статическая нагрузка является самой тяжелей для дошкольника. Во время статического напряжения происходит снижение объема вещества, замедления тока крови и кровоснабжения мозга, учащается пульс, нарушается дыхание, наблюдаются застойные явления в мышцах. Эти изменения приводят к снижению умственной работоспособности, утомлению.
Публикация «Консультация для воспитателей на тему: „Влияние физкультминуток на физическое состояние и умственную работоспособность детей“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Физминутки, физкультминутки, динамические паузы
- Темочки
Быстрая утомляемость, которая происходит вследствие истощения нервных клеток, особенно свойственна детям дошкольного возраста. Это обусловлено тем, что для детей характерна неустойчивость нервных процессов, повышенная возбудимость коры головного мозга.
Утомление является основной причиной различных стойких нарушений функций коры, проявления нервности, что может привести к невротическим состояниям различной степени. Поэтому переутомление нервной системы отрицательно сказывается на развитии ребенка, его здоровье и поведение. Следовательно, важно предупредить возникающее утомление, своевременно обнаружить первые его признаки и как можно быстрее снять их.
ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ УТОМЛЕНИЯ:
- нарушение недавно сформированных умений;
- нарушение координации мелких движений, замедленность их;
- длительные отвлечения;
- примитивные манипуляции (накладывание, постукивание, бросание
предметов и др.);
-появление ранее существовавших, но уже изжитых автоматических
движений, например сосание пальца, раскачивание и др. ;
- повышенная раздражительность;
- зевота.
Исследования показали, что первые признаки утомления появляются у детей средней группы на 7-9 минуте занятия, старшей – 10-12 –й, в подготовительной к школе группе – на 12-14 минуте.
Эффективным средством предупреждения утомления, улучшения общего состояния являются физические упражнения. Под их влиянием увеличивается количество импульсов, поступающих из двигательно-вестибулярного и других анализаторов. Более интенсивно работают железы внутренней секреции, что приводит к возбуждению нервной системы, повышению ее работоспособности. Одновременно происходит восстановление функций тех центров, которые находились в активном состоянии при умственной работе.
Физические упражнения особенно повышают последующую работоспособность при сложной умственной деятельности. Поэтому в детском саду на занятиях широко используются физкультминутки. Их рекомендуется проводить в течении 1,5 – 3 минут.
Основные требования при организации физкультминуток :
1. Упражнения должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям.
2. Упражнения должны быть удобны для выполнения на ограниченной площади.
3. Упражнения должны включать движения, воздействующие на крупные группы мышц, улучшающую функциональную деятельность всех органов и систем.
4. Комплекс физкультминутки обычно состоит из 2-3 видов движений: для рук и плечевого пояса, типа потягивания – выпрямление позвоночника, расширение грудной клетки; для туловища, для ног.
Известно, что положительные эмоции влияют на регуляцию деятельность всех внутренних органов, повышая тонус коры головного мозга, побуждают к активной деятельности. Учитывая это, а также образность мышления дошкольников, их стремление к игровой деятельности, в комплексы физкультминуток широко вводятся имитационные движения в сопровождении стихов.
При подборе упражнений необходимо помнить об объеме и характере двигательной активности на занятиях. Так, на занятиях по развитию математических представлений дети выполняют некоторые движения руками, раскладывая, переставляя мелкие предметы и пособия. На занятиях по изобразительной деятельностью в напряжении находятся мелкие мышцы кистей рук. Поэтому в физкультминутки наряду с другими нужно включать упражнения на расслабление мышц рук.
Почти отсутствуют движения на занятиях по развитию речи. В данном случае требуется введение интенсивных движений с большой амплитудой, а также энергетических движений кистей (сжимание, разжимание, вращение, повышающих тонус в целом.
Определенное значение имеет и смысловое содержание физкультминутки. Если упражнения даны в виде образов или заданий и они связаны с содержанием занятия, то переход от занятия к физкультминутке, и наоборот, совершается легко.
Однако следует отметить, что на некоторых занятиях (например, по изобразительной деятельности) дети бывают насколько увлечены, что отрывать их не целесообразно. Утомление проявляется лишь при нарушении осанки (низкий наклон головы, изгиб туловища в сторону и т. п.). В таких случаях достаточно дать 1-2 упражнения, сидя на выпрямление корпуса.
Если упражнения не связаны с содержанием занятия, то переключение с одной деятельности на другую происходит труднее. При этом нужно акцентировать внимание детей на отдельных качественных сторонах движения, что повышает их физиологический эффект. Так, во время вращения рук, согнутых в локтях, взрослый подчеркивает: «Локти отведите назад, как можно дальше, спина прямая, голову не опускать». Такие упражнения целесообразно использовать в подготовительной к школе группе, так как у детей этого возраста более устойчиво внимание и лучше концентрация возбудительных процессов.
Следовательно, упражнения, используемые в физкультминутке, должны быть эмоциональными, достаточно интенсивными. Плюс физкультминуток заключается еще и в том, что они развивают словарный запас, связную речь, автоматизируют поставленные звуки.