МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Формирование пространственно-временных представлений у детей»

Татьяна Пожильцова
Консультация для воспитателей «Формирование пространственно-временных представлений у детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Традиционными направлениями в системе работы по устранению речевых нарушений и у дошкольников, и детей школьного возраста является формирование пространственного восприятий и пространственных представлений, а также временных ориентировок.

2 слайд

Пространственные представления включают в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела. Они играют значительную роль во взаимодействии человека с окружающей средой и служат необхо-димым условием ориентировки в ней.

Публикация «Консультация для воспитателей „Формирование пространственно-временных представлений у детей“» размещена в разделах

Представления о последовательности смены явлений и состояний материи называются временными. Здесь мы имеем в виду смену времени суток, времен года, смену поколений.

3 слайд

Как отмечал П. Ф. Лесгафт, каждая сознательная работа требует серьезного понимания соотношений пространства и времени и умения справляться с ними.

4 слайд

Недостаточная сформированность пространственно-временных представлений у дошкольников обязательно будет сказываться на формировании полноценной связной речи, а у школьников — на развитии навыка чтения и письма. Ведь для овладения письмом ребенку необходимо научиться взаимно трансформировать пространственную после-довательность — графических знаков и временную — звуковых комплексов. Таким образом, временной и пространственный аспекты восприятия и воспроизведения речи не могут быть разобщены.

Дети, у которых не сформированы пространственные представления, не используют предлогов, обозначающих пространственные взаимоотношения предметов, людей и животных («над», «под»). Дошкольники, а иногда и младшие школьники затрудняются в дифференциации предлогов «к— у», «в—на» («к дому — у дома», «в столе — на столе»). Нередко они смешивают предлоги «перед— после — за». Например: «Шкаф стоит после стула» вместо «Шкаф стоит за стулом». Или «Лето бывает перед весной, а осень после зимы».

Дошкольники испытывают трудности при использовании при-лагательных «широкий — узкий», «толстый — тонкий». Они заменяются обозначениями «большой» или «маленький» («широкая река — большая река», «тонкий стебелек — маленький стебелек»). Часто у них наблюдается запаздывание формирования «схемы тела». В дальнейшем могут по-явиться сложности при ориентировке в схеме тетрадного листа. Например, дети долго не могут усвоить и довести до автоматизма стандартные требования к оформлению письменных работ (пропуск определенного количества строчек или клеточек, выделение красной строки, соблюдение полей письма в два-три столбика, равномерное заполнение тетрадного листа текстом).

Закономерные на ранних этапах обучения грамоте ошибки (зеркальное написание букв, в норме исчезающие по мере формирования навыка письма, оказываются у таких детей достаточно стойкими.

Дети с проблемами в усвоении временных представлений испы-тывают сложности при обозначении основных единиц времени и периодов человеческого возраста. При этом, если слова называют категории, существенно различающиеся по внешним признакам («зима — лето», «день — ночь», ошибок не допускается. Но, если различия не столь ярко выражены («весна — осень», «вечер — утро», возникают значительные затруднения. Проблемы появляются при различении сходных в понимании детей описаний («птицы прилетают — птицы улетают», «листья опадают — листья прорастают», «день прибывает — день убывает», «солнце всходит — солнце заходит»). Это связано со сложностями выделения в структуре слова и дифференциации приставок, имеющих пространственное значение. Детям становится не понятно, например, куда полетели птицы. Ясно лишь то, что они перемещаются.

Недостаточно развитая ориентировка во времени, в дошкольном возрасте проявлявшаяся в ошибках грамматического оформления устной речи, в школе выльется при письме в выраженные аграмматизмы. Сюда относится и различение настоящего, прошедшего и будущего времени глагола «Иду я вчера. Иду я сегодня. Иду я завтра», и употребление глагола совершенного и несовершенного вида «Я делал домашнюю работу — Я сделал домашнюю работу».

5 слайд (Этапы развития)

Первым шагом должна стать маркировка правой руки с помощью часов, браслета, резинки и т. п. Тогда ребенок узнает: «справа» - это «там, где браслет». Таким образом, ребенку дается опора для дальнейших манипуляций с внешним пространством - ведь представление о нем строится вначале от его собственного тела и только потом превращается в абстрактные пространственные представления. Такие маркеры на первых этапах должны присутствовать на ребенке постоянно.

6 слайд (игры и упражнения)

Итак, на первом этапе мы учим детей ориентироваться в схеме собственного тела.

«Выше-ниже».

Стоя перед зеркалом, ребенок и взрослый, не забывая о маркерах, находят, показывают и называют то, что «выше всего» (голова, макушка, «ниже всего» (ноги, стопы, «выше, чем.», «ниже, чем.». Затем ребенок повторяет все это без зеркала и, наконец, с закрытыми глазами. Аналогично отрабатывается взаимное расположение отдельных частей лица (лоб, глаза, нос, уши, рот, щеки, рук (плечо, локоть, ладонь, пальцы, тела (шея, плечи, грудь, спина, живот, ног (колено, стопа, пятка) относительно друг друга.

«Спереди-сзади».

Глядя в зеркало и ощупывая части тела спереди, ребенок называет их (нос, грудь, бровь и т. д., аналогично сзади (затылок, спина, пятки и т. д.). Затем с закрытыми глазами он по инструкции последовательно дотрагивается до передней (задней) поверхности своего тела и называет соответствующие части тела.

«Дальше-ближе».

Ребенку предлагается назвать у себя (относительно, например, головы) части тела, расположенные «ближе, чем.», «дальше, чем.», «ближе, чем. но дальше, чем.».

На следующем этапе мы учим детей определять направление в пространстве относительно своего тела

«Движения в одном направлении».

Предложите ребенку вытянуть руку вправо, отставить ногу вправо, повернуть голову вправо, наклонить голову к правому плечу, сделать три наклона вправо, присесть на правое колено и т. д. Так же отрабатываются другие направления: слева, сверху, снизу, спереди и сзади.

«Что находится справа от меня?».

Для этой игры понадобится большой мяч. Водящий стоит в центре, с четырех сторон - игроки. Игрок командует водящему: «Направо!». Тот кидает мяч направо и только после этого поворачивается в ту же сторону. Игрок с мячом снова командует: «Направо! Налево! Вперед! Назад!». Если играющих не хватает, то водящий ударяет мячом об пол с нужной стороны от себя и поворачивается, а следующую команду дает кто-либо из играющих (по договоренности).

«Кто где стоит?» (определяют местоположение каждого ребенка относительно себя)

«Стоп!»

Дети под музыку двигаются по группе, музыка останавливается, дети замирают. Психолог спрашивает: «Даша, кто (что) справа (слева) от тебя?»; «Кто дальше всех от тебя?», «Кто стоит рядом (сзади, впереди?».

«Робот»

Ребенок изображает робота, точно и правильно выполняющего команды человека: «Один шаг вперед, два шага направо, прыжок вверх, три шага налево, вниз (присесть)». И т. д. Затем дети играют в непослушного робота, который выполняет все команды наоборот: идет не вперед, а назад; вместо того чтобы подпрыгнуть вверх, приседает; поворачивает не направо, а налево. После того как ребенок начнет, не ошибаясь, в соответствии с условием быстро выполнять эти задания, усложните инструкцию: «Шаг влево правой ногой; два шага вперед, начиная с левой ноги». И т. д.

«Моя комната» (располагают предметы мебели по заданию или определяют, где находится каждый предмет мебели относительно друг друга).

После того как дети научатся ориентироваться в пространстве относительно себя, можно переходить к ориентации себя относительно других объектов и других объектов относительно друг друга.

«Капризный фотограф»

(Фотограф, желая сделать снимок зверей, ищет кадр. Его помощнику (ребенок) надо рассадить зверей: лису - справа от зайца, мишку - слева от мышки и т. д. Более сложная задача выполняется по двухступенчатой инструкции: «Посади утку справа от медведя, а птицу - слева от лисы». Модификация задания: ребенок сам говорит: «Я посадил льва справа от медведя». Остальные дети или взрослый его проверяют. Затем кто-то из детей становится фотографом, он дает инструкцию остальным и проверяет ее выполнение.

«Собираем урожай»

Разложите перед ребенком ряд картинок с любыми изображениями. Он должен отобрать, например, только те овощи, которые лежат «правее, чем капуста», «левее, чем морковь».

Знакомство со схемой тела человека, стоящего напротив, всегда вызывает у детей значительные затруднения и нуждается в тщательной проработке.

Необходимо на практике убедить детей, что у человека, стоящего напротив, «все наоборот» : «Право - где у меня лево, а лево - где право». А. В. Семенович предлагает это делать следующим образом:

• Двое детей, стоящих друг за другом, берутся за правые руки и убеждаются, что у обоих правая рука с одной и той же стороны. Затем, не разнимая рук, они поворачиваются лицом друг к другу и убеждаются, что правые руки находятся наперекрест.

• Ребенок, стоя в колонне спиной к остальным, поднимает правую руку; остальные поднимают свою правую руку и убеждаются, что он сделал это правильно. Не опуская руки, ребенок поворачивается лицом к остальным. Дети, сопоставив положение его поднятой руки с положением своих рук, делают вывод о противоположном расположении правых и левых частей тела у стоящих напротив друг друга.

«Моя рука, твоя рука».

Ребенок, стоя лицом к педагогу или сидя напротив куклы, определяет по указанию взрослого сначала у себя, потом у партнера (куклы) левую руку, правое плечо, левое колено и т. д. Потом надо поменяться ролями: инструкцию дает ребенок.

«Назови часть тела».

Дети стоят лицом друг к другу. Один молча показывает на себе отдельные части тела, а другой называет: «Это твое правое колено, это твой левый глаз». И т. д.

«Делай, как я!».

Сидя напротив ребенка, педагог дает инструкцию: «Делай своей правой рукой то, что я делаю правой». Интересно делать по очереди одинаковые жесты одноименными частями тела (вытянуть правую руку, потом левую ногу; согнуть сначала левую ногу, а потом правую руку и т. д.).

«Правильное зеркало».

Стоя или сидя напротив друг друга, вы отрабатываете схему «зеркало» на движениях сначала одной рукой, потом другой, затем двумя вместе. Так, если педагог переносит свою правую руку вправо, то ребенок свою левую -влево. Ясно, что движения вверх, вниз, к себе и от себя будут идентичными.

«Неправильное зеркало»

И. п. то же, но инструкция изменяется: «То, что я буду делать левой рукой, ты делаешь своей левой рукой (оба поднимают левые руки, а то, что я буду делать правой рукой, ты - своей правой (поднимаются правые руки)». Таким образом, если психолог переносит свою правую руку вправо относительно себя, то ребенок тоже переносит свою правую руку вправо относительно себя и т. д.

Следующим этапом формирования пространственных представлений является переход к двигательным диктантам и графическим схемам.

Двигательный диктант

(по шагам) : например, один шаг вперед, два шага вправо.

«Найди предмет».

Педагог диктует траекторию, по которой нужно найти предмет в комнате или здании. Далее осуществляется совместное, а затем самостоятельное составление планов (группы, спальни, участка и т. д.). Проведите сопоставление листа бумаги с высоким домом, у которого покажите верх, низ, все углы. Потом нарисуйте такой дом на листе бумаги.

«Засели жильцов».

Предложите ребенку поместить в комнате или нарисовать определенные фигуры в правом нижнем углу, левом верхнем и т. д. Определите, какие углы еще не заполнены. Пусть ребенок сам заполняет их с комментарием, например: «Нарисую месяц в правом верхнем углу».

«Покажи направление».

Научите ребенка показывать направление сначала рукой, потом поворотом головы, взглядом в воздухе сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево, затем - по диагональным направлениям (направо вверх, налево вниз и т. д.).

«Проведи линию».

Предложите ребенку расположить карточку со стрелкой, ориентируя ее последовательно во всех называемых вами направлениях, и назвать их; аналогично нарисовать стрелки на листе бумаги с какими-то рисунками или планом.

«Куда указывает стрелка?».

Предложите ребенку расположить карточку со стрелкой, ориентируя ее последовательно во всех называемых вами направлениях, и назвать их; аналогично нарисовать стрелки на листе бумаги с какими-то рисунками или планом

Далее проводится работа в тетради в клеточку - графические диктанты

7 слайд предлоги

Предлоги выражают некоторые пространственные взаимоотношения двух предметов.

Поскольку предложные конструкции связаны с основными формами косвенных падежей, рекомендуется знакомство с предлогами проводить на материале словосочетаний и несложных фраз.

Предложно-падежные конструкции обозначают как местонахождение предмета, место действия, так и направление. Один и тот же предлог, употребляется в различных предложно-падежных конструкциях, имеет различные значения. Употребление предлога со значением местонахождения (где, а затем - тот же предлог, но со значением направления действия (куда).

«Маленькое слово» - знакомство с предлогом и его значение.

«Кто, где живет?»

Лиса живет (в норе)

Волк живет …

Собака живет… (лошадь, корова, свинья, белка, заяц и т. д)

«Что в чем?»

В чем варят суп?

В чем носят воду из ручья, колодца?

В чем кипятят чай? И т. д.

«Где, что лежит?»

Где лежит хлеб? (масло, конфеты, салат, мясо, соус, сахар и т. д.

«Где, что растет?»

«Кто (что) на елке, кто (что) под елкой?»

На елке шишки, под елкой … На елке белка, под елкой …

«Что с чем?»

С чем ведро, если в нем… (вода, молоко, белье, снег и т. д. ?

С чем кастрюля, если в ней (суп, борщ, компот и. т. д. ?

С чем банка, если в ней (мед, капуста, мука, варенье и т. д. ?

С чем батон, если на нем (масло, сыр, варенье, джем, икра и т. д. ?

«Что без чего»?

Стул без (ножки, спинки, сидения).

Кастрюля без (ручки, донышка, стенок, крышки).

Платье без (рукава, воротника, рюшек).

Сапоги без (голенищ, подошвы, замка, шнурков).

Расческа без зубчиков, ручки.

«Игра в неделю»

В игре принимают участие семеро детей. Каждый из них получает «имя» одно из дней недели. Дети стоят друг за другом так, как идут дни недели. «Вторник», скажи, кто идет за тобой? Кто перед тобой? «Среда», кто приходит раньше тебя? А кто позже?

Аналогично проводится игра в части суток, во времена года.

«Из чего делают

(апельсиновый сок, котлеты, борщ и т. д. ?

«Добавь слова».

Кукла лежит…

Мишка сидит…

Стол стоит.

Дверь находится …

Полочка висит…

«Исправь ошибки»

Дед в печи, дрова на печи. А как надо сказать? Почему смешно?

Мяч играет с Сашей.

Дорога идет по машине.

Оля с картинкой рисует папу.

Маша несет сумку в капусте.

«Подскажи словечко»

Пчела села … цветок.

… окном растет куст сирени.

Ласточки свили гнездо … крышей.

Посуда на …

Веник под …

Девочка в …

«Скажи наоборот»

Мальчик положил мяч в ящик, а потом его (вынул из ящика)

Девочка налила в ведро воду, а потом …

Машина подъехала к дому, а потом …

8 слайд (игры на материале сказки «Репка»)

Звуковой анализ у многих детей вызывает значительные трудности, поскольку слово представляет собой определенную пространственно-временную последовательность звуков. Если ребенок не умеет определять левую и правую стороны своего тела, не усвоил на математике понятие «ряд», затрудняется в расположении предмета в соответствии с заданием (не владеет понятиями слева, справа, перед, за, между, в начале, в конце, в середине, то будут проблемы со звуковым анализом и синтезом.

При подготовке к звуковому анализу понятие «ряд» является узловым. Используя известную сказку «Репка», можно провести игры по подготовке к анализу и синтезу звуков в слове. Вам понадобятся фигурки настольного театра «Репка», дорожка с обозначенной на ней решеткой для размещения 6 предметов.

«Кто тянул репку?»

Взрослый демонстрирует образование ряда из фигурок настольного театра:

- Сначала пришел тянуть репку (дед, мы его поставим в начале ряда, потом пришла … (бабка) и встала (за дедом, после бабки прибежала (внучка) и встала (за бабкой) и т. д. Все встали по линеечке друг (за другом) и получился ряд. Поднимите левую руку. Дед встал ближе к левой руке, слева. Ряд тянется вправо от деда до мышки. Здесь ряд закончился, мышка последняя.

- Кто стоит в начале (в конце? Между дедом и мышкой кто? Это середина (жест).

«Пустое место»

- Это дорожка со свободными, пустыми местами. Количество мест можно сосчитать. Место за местом получается ряд. где первое место? Слева, в начале ряда, где последнее? Справа, в конце ряда.

Давайте заполним все пустые места на дорожке. Кто тянул репку? Кто стоял за дедом? Зовите бабку на место. Кто стоял за бабкой? Зовите внучку на место и т. д.

Кто перед бабкой? Кто между внучкой и кошкой? Кто в начале, в конце? Кто за мышкой, кошкой?

Ряд закрывается, игра продолжается (предметы скрываются за экраном, убирается одна из фигурок).

Ряд открывается, игра продолжается. Кто ушел? Тили-тили тесто вот пустое место. Бабка, иди на место.

«Прогулка»

Все герои сказки пошли в лес. Идут друг за другом. Кто за кем?

Вдруг мышка говорит: «Я хочу идти впереди. Дед, иди на мое место. Кто в начале, кто в конце? Тут внучка говорит, что хочет идти впереди. Мышка, иди на мое место (все меняются местами)

Все разбрелись, и тут дед говорит: «Займите все свои места!» (все постояли с дедом, и снова разошлись). Дед командует: «Займите чужие места!». Тили-тили тесто у всех пустое место (затем все становятся на свои места).

«Который? Сколько?»

Я буду называть тех, кто пришел тянуть репку, а вы будете считать, потом скажете, сколько собралось персонажей.

Который по счету дед? Сколько стоит посередине персонажей? И т. д.

«Что изменилось в ряду?»

Ряд, составленный из персонажей, закрывается экраном и удаляются (добавляются) новые фигурки.

- Вот пустое место. Которое оно по счету? Кто ушел? Что изменилось? Кто поменялся местами? На котором месте мышка, Жучка? И т. д.

9 слайд

Распределите старославянские названия месяцев между современными названиями.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Проект «Развитие пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ» Проект Разработала: учитель-дефектологБауэр Н. А г. Ачинск Красноярский край МБОУ «Школа № 15» Тема: «Развитие пространственно-временных.

Консультация для воспитателей «Формирование представлений об объектах окружающего мира в процессе познавательного развития» Для успешного развития детей важно, чтобы они с детства приобрели жизненно необходимые сведения об окружающих предметах и явлениях. Формирование.

Формирование пространственно-временных представлений у детей с ЗПР с использованием пособия «Времена года». Формирование пространственно-временных представлений у дошкольников с задержкой психического развития с использованием авторского пособия.

Комплексно-тематическое планирование по формированию пространственно-временных представлений в средней группе с детьми ЗПР Месяц Неделя Лексическая тема Задачи Дидактические игры Ориентировка во времени в пространстве Сентябрь 4 Осень. Деревья Ориентировка.

Конспект занятия по математике «Формирование временных представлений в средней группе» Направления развития: – познавательное: закреплять знания о частях суток, их признаках, последовательности, значения для жизни; закреплять.

Консультация для родителей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» Исследования последних лет показали, что маленький ребенок очень пластичен и легко обучаем, при этом важны формы обучения, оказывающие влияние.

Консультация для воспитателей «Формирование правильной осанки у детей» Консультация для воспитателей «Формирование правильной осанки у детей» «Многочисленные исследования последних лет показывают, что около.

Консультация «Формирование сенсорных представлений у детей раннего дошкольного возраста» Важную роль в процессе познания детьми окружающей действительности играет их чувственный опыт. Формирование чувственного опыта способствует.

Развитие пространственно-временных представлений у детей 6–8 лет. Дополнительная общеобразовательная программа СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ 1. Пояснительная записка 2. Задачи 3. Формируемые компетенции 4. Содержание образования 5. Методическое обеспечение.

Семинар для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ»Семинар для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ» Ногинского муниципального района «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ». Дошкольный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Формирование пространственно-временных представлений у детей»
Опубликовано: 31 марта 2016 в 09:43
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Формирование пространственно-временных представлений у детей»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Пожильцова (УИ 591294) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД