МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Дидактическая игра, как средство цветовосприятия у детей раннего возраста»

Татьяна Бондаренко
Консультация для воспитателей «Дидактическая игра, как средство цветовосприятия у детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

"Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра,зажигающая огонёк пытливости и любознательности".

В. А. Сухомлинский

Детство - пора удивительных открытий. Мир малышу предстает разнообразием форм, цветов, запахов, вкусов, звуков.

Публикация «Консультация для воспитателей „Дидактическая игра, как средство цветовосприятия у детей раннего возраста“» размещена в разделах

Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.

Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Знакомство малышей с цветом надо начинать с четырёх основных цветов : красного, жёлтого, зелёного и синего. Только после того, как дети научаться без труда узнавать и различать цвета, а также называть их, можно знакомить их с белым, чёрным, оранжевым и фиолетовым цветами.

В процессе знакомства детей с цветом можно выделить следующие этапы:

1. Сравнение предметов по цвету (без называния) :

• Практическое соотнесение – это сравнение предметов при их непосредственном

сближении: Этот кубик такой? Правильно, такой. Нет, не такой!

На этом этапе дети сравнивают предметы по цвету, прикладывая их друг к другу.

Например, можно предложить ребёнку найти пары пары предметов одинакового цвета.

Когда малыш сравнит цвета, назовите их, не требуя от него повторения.

• Зрительное соотнесение – восприятие цвета на расстоянии, выбор цвета по образцу. Дай такой кубик! Найди такой же по цвету! Взрослый показывает образец цвета и просит ребенка найти предметы или картинки такого же цвета (образец остается у взрослого). Малыш учится воспринимать цвет не только реальных предметов, но также фигур и картинок.

На этих этапах обучения знанию цветов спектра, взрослый не требует знания названий цвета от ребенка и сам называет цвета после выполнения ребенком задания.

2. Называние цвета – закрепление представлений о цвете в слове-названии : ребенок не только различает цвета, но и определяет их по названию, а в последующем называет их сам. Взрослый на занятии многократно повторяет названия цветов, побуждая ребенка повторить и запомнить их. Дай красный кубик. А этот кубик какой по цвету? Правильно, синий.

Изучать цвета и закреплять знания о цветах можно несколькими разными способами:

• используя специальные дидактические игрушки и игры, направленные на изучение цветов – цветные пирамидки, цветное лото и др. ;

• рассматривая и сравнивая по цвету реальные предметы – игрушки, овощи и фрукты, одежду и др. ;

• рассматривая картинки в книжках;

• в процессе занятий продуктивными видами деятельности – рисованием, лепкой, аппликацией.

Основным средством сенсорного воспитания детей раннего возраста является дидактическая игра.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей раннего возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Следовательно - дидактическая игра как средство развития сенсорного воспитания детей раннего возраста, является актуальной. Сенсорное воспитание детей раннего возраста эффективно, если:

• основным средством взаимодействия педагога с детьми является дидактические игры;

дидактические игры включают все направления сенсорного развития детей : восприятие цвета, формы, величины, слуховое восприятие, речевое восприятие, тактильно-двигательное восприятии, восприятие пространства.

Ознакомление детей раннего возраста с цветом происходит в игровой деятельности, так же через дидактические игры.

В первые годы жизни до трёх лет запоминание названий цвета протекает у большинства детей чрезвычайно медленно и со значительными трудностями.

Условия для выполнения задач:

• использование дидактических игр;

• создание условий для ознакомления детей с цветом, формой, величиной.

Я предлагаю дидактические игры, которые помогают познакомить малыша с цветом.

Игры с использованием игрушек и предметов

Игра " Цветные кубики"

Цель: учить сравнивать цвета по принципу "такой-не такой", подбирать пары одинаковых по цвету предметов.

Материалы: пары разноцветных кубиков (красные, жёлтые, синие, зелёные)

Ход игры.

Разложите кубики на столе. Затем возьмите один кубик и покажите детям: "Вот какой кубик я выбрала. Давайте найдём такой же кубик".

Возьмите кубики контрастного цвета и приложите к выбранному кубику. Таким же образом прикладывайте другие кубики, пока цвет кубиков не совпадёт. Комментируйте свои действия: 2Такой? Нет, не такой. И этот тоже не такой. Вот этот такой. Одинаковые кубики".

Затем раздайте нескольким детям кубики разных цветов и предложите найти им пары.

В следующий раз увеличьте число кубиков каждого цвета и попросите найти все кубики заданного цвета.

Игра "Цветные парочки".

Цель: учить сравнивать цвета по принципу "такой-не такой", подбирать пары одинаковых по цвету предметов.

Материалы: пары одинаковых по цвету предметов (кубики, пирамидки, шарики и др., коробка.

Ход игры: Перед началом игры подберите пары: сначала одинаковые (например, красные кубики, жёлтые шарики и др.). затем разные (красный помидор и красный мяч, жёлты шарик и жёлтый цыплёнок, зелёная ёлочка и зелёный листок и др.). Раздайте детям по одному предмету из пары, остальные перемешайте на столе или в коробкею Попросите малышей найти цветные пары своим предметам.

Игра "Разноцветные палочки"

Цель: учить различать цвета по принципу "такой-не такой", сортировать предметы по цвету.

Материалы: счётные палочки двух коньрастных цветов (по 5 шт. каждого цвета)

Ход игры. Подберите набор счётных палочек двух контрастных цветов и высыпьте их на столе перед малышом. Затем справа положите палочку одного цвета, а слева – палочку другого цвета и предложите ребенку рассортировать палочки по цвету : Давай разложим палочки на две кучки – сюда все такие, а сюда – вот такие! После выполнения ребенком задания подведите итог: Ты все правильно разложил – здесь все зелёные палочки, а здесь – все красные. Молодец!

Постепенно колличество палочек можно увеличить.

Игра "Построим башню!"

Цели: учить различать цвета по принципу "такой-не такой".

Материалы. Крупные пластмассовые кубики контрастных цветов, например, красные и жёлтые (зелёные и красные, синие и жёлтые).

высыпьте разноцветные кубики на ковёр и предложите малышам построить башню, например, красного цвета. Покажите детям красный кубик и поставьте его на пол: "Давай построим башню такого цвета! Найди такие же кубики! "– покажите малышу кубик определенного цвета, побуждайте принести другой кубик такого же цвета. Затем помогите ребенку приложить кубик к тому, что уже стоит в основании башни и сравнить «такой – не такой». Если «такой» – кубик можно ставить сверху. Если «не такой» – предложите малышу попытаться выбрать похожий кубик еще раз.

В конце игры назовите цвет башни : "Вот какая у нас получилась красивая красная башня!"

В следующий раз проведите игру с использованием большего количества кубиков разных цветов.

Игра "Найди колечко!"

Для игры нужна деревянная пирамидка с колечками основных цветов (по 2 колечка каждого цвета). Предложите малышу разобрать пирамидку и перемешать разноцветные колечки. Затем покажите одно колечко и попросите найти колечко такого же цвета : Найди такое же по цвету колечко! Помогите малышу сличать цвета – подносить к колечку-образцу поочередно другие колечки, обозначая результаты сравнения словами «такой – не такой» : Такой цвет? Не такой! И это не такой! Вот – такой! Это желтые колечки! (назовите цвет после достижения результата, когда пара найдена) Продолжайте с колечками другого цвета.

Игра "Разноцветные пирамидки"

Подберите для малыша игрушку, в которой на стержни, расположенные в ряд, надеваются разноцветные шарики или колечки. Сначала вместе с малышом снимите шарики со стержней, поиграйте с ними, перемешайте. Затем наденьте на стержни по одному шарику разных цветов и предложите ребенку надеть остальные шарики: Сюда надень все такие шарики, сюда – такие, а на этот стержень – вот такие. После выполнения ребенком задания, назовите цвета : Ты всё правильно сделал! Здесь красные шарики, здесь жёлтые, а здесь – синие!

"Выбери цветную картинку!"

Разложите перед ребенком несколько картинок, различающихся цветом – например, красный, синий, желтый цветы. Попросите малыша найти цветок заданного цвета : Найди красный цветок! Дай синий цветок!

«УГОСТИ КУКОЛ»

Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов (выбор из двух).

Материал: две куклы, одетые в разные платья (красное и жёлтое, набор посуды (блюдца, чашки, ложки) двух цветов.

Ход игры: Взрослый обращает внимание ребёнка на кукол, которые пришли к нему в гости. «Куклы хотят, чтобы ты угостил их чаем. Каждая кукла хочет пить из своей чашки. Раздай им свои чашки». То же самое педагог просит сделать с блюдцами и ложками. При затруднениях использует метод сличения (такая — не такая).

"Цветное лото"

В игре принимают участие два игрока (ребенок и взрослый) и больше – каждый игрок получает по большой карте лото, маленькие карточки-картинки перемешиваются на столе или выкладываются стопкой. Взрослый достает по одной карточке: У кого большая красная карта – тот будет собирать красные картинки. У кого большая зеленая карта – тот будет собирать зеленые картинки. Вот зеленый дом. У кого такая картинка?И т. д. Усложняя игру, предлагайте подбирать картинки уже не зрительно, а только на слух, ориентируясь на название цвета.

"Четвёртый лишний"

Цель: закреплять знания цветов.

Материалы: Карточки на которых нарисованы по четыре предмета.

Разложите перед малышом 4 разных изображения на карточках, 3 из которых одинакового цвета, а одно – другого цвета. Попросите ребенка найти лишнюю карточку и убрать ее. Если речевые возможности малыша позволяют, попросите объяснить, почему он выполнил задание именно так. В конце игры обязательно подведите итог: Правильно, здесь все синие картинки. А это – желтая картинка. Желтая картинка лишняя. Продолжайте игру с другими четверками картинок.

«Посуда для Маши» Цель: Учить детей группировать предметы по цвету. Познакомить детей с чайной посудой. Развивать память.

Результаты этой работы показывают, что систематическая, последовательная работа с детьми по сенсорному развитию на основе дидактических игр способствует развитию зрительного и цветового восприятия, формирует познавательный интерес, творческое воображение. Таким образом, роль дидактических игр в сенсорном воспитании детей раннего возраста несомненна.

Список используемой литературы:

1. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Э. Г. Пилюгина «Просвещение»1983 г.

2. Журнал «Воспитатель ДОУ» №11; 2008 г.

3. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

4. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» – М. : Просвещение, 1995.

5. Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников» – М. : Просвещение, 1997г.

6. «Математика для малышей» Е. В. Сербин., 1992г.

7. "Сенсорное развитие детей раннего возраста" Е. А. Янушко 2009 г.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Дидактическая игра «Чудесная коробочка» для детей раннего возрастаДидактическая игра «Чудесная коробочка» для детей раннего возраста Игра предназначена для развития сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста. Использование игры в работе с детьми даёт.

Дидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возрастаДидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возраста Через каждое занятие, через любую деятельность с детьми я пытаюсь привить у них любовь к родному языку, развить умение правильно говорить,.

Дидактическая игра «Сенсорный домик» для детей раннего возрастаДидактическая игра «Сенсорный домик» для детей раннего возраста Дидактическая игра для детей раннего возраста. «Сенсорный домик» Цель: развивать работу по сенсорному развитию детей раннего возраста..

Дидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возрастаДидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возраста Дидактическая новогодняя игра на развитие внимания у детей дошкольного возраста Воспитатель: Назарова Т. А. Дошкольный возраст - это период.

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краемДидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краем при ознакомлении дошкольников с Приморским краем (из опыта работы)Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию.

Консультация для воспитателей «Формирование игровой деятельности детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Формирование игровой деятельности детей раннего возраста» В 1 младшей группе (третий год жизни) мы уделяем большое внимание формированию самостоятельной, более развернутой сюжетной игре детей с.

Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» - консультация для педагогов дошкольного образования.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Сказки о животных как средство умственного воспитания детей младшего дошкольного возраста. Консультация для воспитателей Одним из самых распространенных литературных жанров, с которым дети знакомятся еще с раннего детства, являются сказки о животных. И начинаем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Дидактическая игра, как средство цветовосприятия у детей раннего возраста»
Опубликовано: 1 октября 2020 в 08:06
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Дидактическая игра, как средство цветовосприятия у детей раннего возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Бондаренко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД