Тамара Винокурова
Консультация для воспитателей «Методы и приемы обучения дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин»
▼ Скачать +Заказ
(2 слайд)
Сформированная связная речь – важнейшее условие успешности обучения ребенка в школе. В настоящее время ведётся активная работа по подготовке государственных стандартов дошкольного образования, введение которых обеспечит всестороннее гармоничное развитие дошкольников. Одним из важнейших направлений работы дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС является речевое развитие.
(3слайд)
Одним из самых трудных видов речевой деятельности является составление рассказов по картине и серии сюжетных картинок.
Публикация «Консультация для воспитателей „Методы и приемы обучения дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Рассказывание по серии картинок является эффективным видом работы по формированию связной речи. (4 слайд) Обучение дошкольников работе с серией картинок надо начинать с трехлетнего возраста. Детям этого возраста для составления серии предлагается 2 – 3 картинки. (5 слайд) К четырем годам объем серии увеличивается до 4 – 5 картинок. (6 слайд) В пятилетнем возрасте ребенку можно предлагаться до 6 картинок в серии по типичным событиям, переживаемым детьми в этом возрасте (покупка чего-либо в магазинах, поход в зоопарк или в лес или на рыбалку и т. д). (7слайд)
В этом же возрасте можно использовать серию картинок на основе сказочных ситуаций. (8 слайд) При возрасте детей шесть-семь лет целесообразнее использовать серии картинок из 6 – 8 кадров, связанных разнообразным содержанием (из личного опыта детей, из наблюдаемых со стороны действий; использование сказочных ситуаций из литературных произведений, не знакомых детям).
Так же в обучении детей составлению рассказа приемлемо использовать сюжетную картину из одного кадра.
Мария Конина выделяет следующие виды занятий по обучению детей рассказыванию по картине :
1) Составление описательного рассказа по предметной картине; (9 слайд)
Описание предметных картин - это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий образа жизни.
2) Составление описательного рассказа по сюжетной картине; (10 слайд)
Описание сюжетной картины - это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. Чаще всего это высказывание типа контаминации (дается и описание, и сюжет).
3) Придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине;
Повествовательный рассказ по сюжетной картине по определению К. Д. Ушинского, «рассказ, последовательный во времени». Ребенок придумывает начало, середину и конец к изображенному на картине эпизоду. От него требуется не только осмыслить содержание картины и передать его в слове, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.
4) Составление рассказа по последовательной сюжетной серии картинок; (11 слайд)
Рассказ по последовательной сюжетной серии картин. По существу ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ. Дети учатся рассказывать в определенной последовательности, логически связывая одно событие с другим, овла-девают структурой повествования, в котором есть начало, середина, конец.
5) Составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту. (12 слайд)
Описание пейзажной картины и натюрморта, навеянное настроением, часто включает элементы повествования. (13 слайд)
Принцип составления рассказа по любой картине должен основываться на достаточно богатом словарном запасе, знаниях об окружающей действительности.
Дети должны :
- знать, что у рассказа есть начало, середина и конец; эти части «дружат» между собой;
- уметь отличать рассказ от простого набора предложений.
Картины и серии картин можно условно разделить на три вида: 1) действие происходит вне помещения; 2) действие происходит в помещении; 3) пейзажные, натюрморт, без действующих лиц.
Разберем первый вид картин.
Первый вид картин : действие происходит вне помещения. (14 слайд) Как можно начать? Начинаться рассказ может со слов : как-то раз, однажды, был… Далее следует ответить на вопрос: когда? (время года и название части суток); если событие происходит: осенью, (день, утро, вечер) используем прилагательные: осенний, хмурый, пасмурный, солнечный, теплый, холодный, дождливый, ветреный, ясный; зимой – зимний, морозный, холодный, ясный, снежный; весной – весенний, ясный, солнечный, теплый; летом– жаркий, теплый, летний, ясный.
Варианты начала могут быть разные: «Однажды летним, жарким днем… Как-то раз зимним утром… Был теплый осенний вечер…» Придумать имя герою, обозначить место действия, цель. Например: «Петя вышел с машинкой во двор… Дети пошли в лес за грибами…». Середина рассказа – описание непосредственных событий, происшедших с героем (героями). Вопрос: «А что случилось?» (Устанавливаются причинно-следственные связи). Конец – результат действия, оценка поступков героев, высказывание отношения к герою. Взрослый может предложить продолжить рассказ – что могло быть дальше.
Основным приемом обучения по-прежнему остается образец. По мере овладения детьми речевыми умениями роль образца меняется. Образец дается уже не для воспроизведения, а для развития собственного творчества. В какой-то мере подражание остается - дети заимствуют схему построения текста, средства связи, языковые особенности
Таким образом, приемы обучения дошкольников рассказыванию многообразны. Методика их использования изменяется на разных этапах обучения и зависит от вида рассказывания, от стоящих задач, от уровня умений детей, от их активности, самостоятельности.
Мотивация
Очень важно педагогу создавать у детей мотивацию этой деятельности и стимулировать положительное эмоциональное состояние в процессе работы и по ее окончании.
Примеры мотивации:
для детей трех лет: пропеть песенку с картинками, проговорить рифмованный текст, вслух положительно оценить серию картинок, сложенных в нужной последовательности;
для детей четырех-пяти лет целесообразно использовать мотив оказания помощи какому – либо герою (например, Лунтик, Динозаврик, Гончик хочет разобраться в картинках);
дети пяти-семи лет с удовольствием используют мотив соревнования (работа на скорость, подготовка к школе или игра в «сыщиков»).
Обязательным принципом обучения детей рассказыванию по серии сюжетных картин является то, чтобы педагог не прибегал к авторитарному стилю общения, не навязывал свою точку зрения, учитывал сферу развития общения малышей друг с другом и с взрослыми, учитывал их особенности, опираться на их индивидуальные способности. Это в полной мере позволит решить задачи развития речи и формирования культуры общения.