Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Методы и приемы обучения дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин»

Тамара Винокурова
Консультация для воспитателей «Методы и приемы обучения дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин»
▼ Скачать + Заказать документы

(2 слайд)

Сформированная связная речь – важнейшее условие успешности обучения ребенка в школе. В настоящее время ведётся активная работа по подготовке государственных стандартов дошкольного образования, введение которых обеспечит всестороннее гармоничное развитие дошкольников. Одним из важнейших направлений работы дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС является речевое развитие.

(3слайд)

Одним из самых трудных видов речевой деятельности является составление рассказов по картине и серии сюжетных картинок.

Публикация «Консультация для воспитателей „Методы и приемы обучения дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин“» размещена в разделах

Рассказывание по серии картинок является эффективным видом работы по формированию связной речи. (4 слайд) Обучение дошкольников работе с серией картинок надо начинать с трехлетнего возраста. Детям этого возраста для составления серии предлагается 2 – 3 картинки. (5 слайд) К четырем годам объем серии увеличивается до 4 – 5 картинок. (6 слайд) В пятилетнем возрасте ребенку можно предлагаться до 6 картинок в серии по типичным событиям, переживаемым детьми в этом возрасте (покупка чего-либо в магазинах, поход в зоопарк или в лес или на рыбалку и т. д). (7слайд)

В этом же возрасте можно использовать серию картинок на основе сказочных ситуаций. (8 слайд) При возрасте детей шесть-семь лет целесообразнее использовать серии картинок из 6 – 8 кадров, связанных разнообразным содержанием (из личного опыта детей, из наблюдаемых со стороны действий; использование сказочных ситуаций из литературных произведений, не знакомых детям).

Так же в обучении детей составлению рассказа приемлемо использовать сюжетную картину из одного кадра.

Мария Конина выделяет следующие виды занятий по обучению детей рассказыванию по картине :

1) Составление описательного рассказа по предметной картине; (9 слайд)

Описание предметных картин - это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий образа жизни.

2) Составление описательного рассказа по сюжетной картине; (10 слайд)

Описание сюжетной картины - это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. Чаще всего это высказывание типа контаминации (дается и описание, и сюжет).

3) Придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине;

Повествовательный рассказ по сюжетной картине по определению К. Д. Ушинского, «рассказ, последовательный во времени». Ребенок придумывает начало, середину и конец к изображенному на картине эпизоду. От него требуется не только осмыслить содержание картины и передать его в слове, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.

4) Составление рассказа по последовательной сюжетной серии картинок; (11 слайд)

Рассказ по последовательной сюжетной серии картин. По существу ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ. Дети учатся рассказывать в определенной последовательности, логически связывая одно событие с другим, овла-девают структурой повествования, в котором есть начало, середина, конец.

5) Составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту. (12 слайд)

Описание пейзажной картины и натюрморта, навеянное настроением, часто включает элементы повествования. (13 слайд)

Принцип составления рассказа по любой картине должен основываться на достаточно богатом словарном запасе, знаниях об окружающей действительности.

Дети должны :

- знать, что у рассказа есть начало, середина и конец; эти части «дружат» между собой;

- уметь отличать рассказ от простого набора предложений.

Картины и серии картин можно условно разделить на три вида: 1) действие происходит вне помещения; 2) действие происходит в помещении; 3) пейзажные, натюрморт, без действующих лиц.

Разберем первый вид картин.

Первый вид картин : действие происходит вне помещения. (14 слайд) Как можно начать? Начинаться рассказ может со слов : как-то раз, однажды, был… Далее следует ответить на вопрос: когда? (время года и название части суток); если событие происходит: осенью, (день, утро, вечер) используем прилагательные: осенний, хмурый, пасмурный, солнечный, теплый, холодный, дождливый, ветреный, ясный; зимой – зимний, морозный, холодный, ясный, снежный; весной – весенний, ясный, солнечный, теплый; летом– жаркий, теплый, летний, ясный.

Варианты начала могут быть разные: «Однажды летним, жарким днем… Как-то раз зимним утром… Был теплый осенний вечер…» Придумать имя герою, обозначить место действия, цель. Например: «Петя вышел с машинкой во двор… Дети пошли в лес за грибами…». Середина рассказа – описание непосредственных событий, происшедших с героем (героями). Вопрос: «А что случилось?» (Устанавливаются причинно-следственные связи). Конец – результат действия, оценка поступков героев, высказывание отношения к герою. Взрослый может предложить продолжить рассказ – что могло быть дальше.

Основным приемом обучения по-прежнему остается образец. По мере овладения детьми речевыми умениями роль образца меняется. Образец дается уже не для воспроизведения, а для развития собственного творчества. В какой-то мере подражание остается - дети заимствуют схему построения текста, средства связи, языковые особенности

Таким образом, приемы обучения дошкольников рассказыванию многообразны. Методика их использования изменяется на разных этапах обучения и зависит от вида рассказывания, от стоящих задач, от уровня умений детей, от их активности, самостоятельности.

Мотивация

Очень важно педагогу создавать у детей мотивацию этой деятельности и стимулировать положительное эмоциональное состояние в процессе работы и по ее окончании.

Примеры мотивации:

для детей трех лет: пропеть песенку с картинками, проговорить рифмованный текст, вслух положительно оценить серию картинок, сложенных в нужной последовательности;

для детей четырех-пяти лет целесообразно использовать мотив оказания помощи какому – либо герою (например, Лунтик, Динозаврик, Гончик хочет разобраться в картинках);

дети пяти-семи лет с удовольствием используют мотив соревнования (работа на скорость, подготовка к школе или игра в «сыщиков»).

Обязательным принципом обучения детей рассказыванию по серии сюжетных картин является то, чтобы педагог не прибегал к авторитарному стилю общения, не навязывал свою точку зрения, учитывал сферу развития общения малышей друг с другом и с взрослыми, учитывал их особенности, опираться на их индивидуальные способности. Это в полной мере позволит решить задачи развития речи и формирования культуры общения.

Публикации по теме:

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольниковИз опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Для повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики, необходимо проводить ее в течение всего дня. Предлагаю Вашему вниманию примерный.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Педагогам известно, какую важную роль играет мелкая моторика пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста. Предлагаю Вашему вниманию.

Консультация для воспитателей «Методы и приемы руководства детским конструированием» Основной формой обучения детей конструированию являются занятия, на которых применяются различные методы и приемы работы: - наблюдение и.

Логопедическое занятие по развитию связной речи «Составление рассказа «Подвиг суворовца» по серии сюжетных картин»Логопедическое занятие по развитию связной речи «Составление рассказа «Подвиг суворовца» по серии сюжетных картин» Возрастная категория: подготовительная к школе группа Задачи: 1. коррекционно—образовательная: · продолжать работу с детьми по составлению.

Районное методическое объединение воспитателей младших групп. Формы, методы и приемы проектно-исследовательской деятельностиРайонное методическое объединение воспитателей младших групп. Формы, методы и приемы проектно-исследовательской деятельности Педагоги нашего детского сада очень активно применяют в работе проектно-исследовательскую деятельность. Метод проектов очень актуален и.

Приемы обучения дошкольников движениям игрового стретчинга Выступление на педагогическом совете на тему: «Приемы обучения дошкольников движениям игрового стретчинга».Все методы обучения взаимосвязаны.

Выступление на семинаре-практикуме по теме «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников»Выступление на семинаре-практикуме по теме «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников» Тема: «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников» Подготовила: Альфия Нуриева. Цель: -повысить компетентность и успешность.

Эффективные приемы обучения грамоте дошкольников в условиях детского садаЭффективные приемы обучения грамоте дошкольников в условиях детского сада В современной дошкольной психологии определены условия успешного учения ребенка, которые включают в себя наличие соответствующих мотивов.

Занятие по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа «Как дети спасли воробушка» по серии сюжетных картинЗанятие по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа «Как дети спасли воробушка» по серии сюжетных картин Занятие по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа "Как дети спасли воробушка" (по серии сюжетных картин) Цель: обучать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Методы и приемы обучения дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин»
Опубликовано: 16 января 2022 в 14:52
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Методы и приемы обучения дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин»» (включая файлы) размещена пользователем Тамара Винокурова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД