Кашникова Татьяна
Тематический день «Королевство Математики» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для повышения уровня знаний у детей элементарным математическим представлениям при проведение тематического дня.
Задачи:
Образовательная:
Закреплять порядковый счет в пределах 10.
Закрепить количественный счет, знания понятий «столько-сколько», «справа», «посередине», «около».
Совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов.
Закреплять знания у детей о последовательности дней недели.
Развивающая:
Развивать мыслительные операции, внимание, умение ориентироваться в пространстве и на плоскости, сравнивать предметы по величине.
Развить логического мышления, умение составлять заданный предмет по схеме.
Воспитательная:
Воспитывать интерес у детей к формированию элементарных математических представлений.
Воспитывать умение работать в коллективе.
Первая половина дня
Утренний прием
Сегодня мы отправимся в Королевство Математики, где будем в течение всего дня выполнять различные, интересные задания с математическим содержанием. Для того, чтобы отправиться в королевство нужно произнести слова, закроем глаза и повторим за мной:
Если мы глаза закроем
И подсматривать не будем
Мы волшебный мир откроем
О котором не забудем.
Теперь мы в королевстве математики, и уже нас ждем первое задание.
1. Сколько носов у трех котов?
2. Сколько ушей у двух мышей?
3. Сколько пальцев на одной руке?
4. Какой сегодня день недели?
5. Сколько раз в году бывает день рождения?
Молодцы на все вопросы ответили правильно.
Дидактическая игра «Что шире, что уже»
Цель: закрепление в сравнении предметов по длине, ширине.
Материалы и оборудование: по 7 полосок разной длины и ширины.
Ход: воспитатель предлагает взять детям полоски, положить их перед собой и задает вопросы: «Сколько всего полосок? Что можно сказать об их размере? Покажите самую длинную (короткую, узкую, широкую) полоску. Как разложить по порядку полоски от самой короткой до самой длинной? (Каждый раз надо брать самую короткую из оставшихся). Положите полоски по порядку от самой длинной. В каком порядке вы положили полоски? Которая по счету самая длинная полоска? (короткая). На котором по счету месте оказалась узкая полоска? (широкая). Разложите полоски по порядку от самой узкой до самой широкой. Которая по счету узкая (широкая) полоска? Которая по счету самая длинная (короткая) полоска?
Подготовка к завтраку.
Цель: закрепление количественного счета, знания понятий «столько-сколько», «справа», «посередине», «около».
Ход: дежурным предлагается показать, как они умеют накрывать на стол, и рассказать, сколько надо разложить столовых приборов и как.
Завтрак.
Цель: закрепление культурно-гигиенических навыков у детей.
Воспитатель следит за приемом пищи детей, осанкой детей.
ООД по ФЭМП
Цель: закрепление математических знаний и умений через задания.
Задачи:
Образовательные:
Совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до 10 и обратно; решать задачи;
Совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов;
Развивающие:
Развивать мыслительные операции, внимание, умение ориентироваться в пространстве, сравнивать предметы по величине;
Воспитательные:
Воспитать интерес к выполнению математических заданий
Материалы и оборудование:
Ход:
Мотивационно-ориентировочный этап:
Мы продолжаем путешествовать по королевству математики, смотрите кого мы встретили здесь с вами это жители данного Королевства. Давайте знакомиться.
Вот первый домик - жителей математического королевства
Практический этап:
В этом домике живут цифры. Они так долго готовились к встрече с вами, что совсем перепутали свои места.
Случай странный, случай редкий, цифры в ссоре. Со своей стоять соседкой не желает ни одна, нужно цифры помирить. И их строй восстановить. Назовите соседей числа 3, 5, 7обращаясь к детям, сидящим за столами.
Я задумала число, оно меньше 5, на одну единицу, какое это число? (ответ детей) .
Задумано число оно больше 6 на одну единицу, какое это число (ответ детей). Молодцы ребята!
В: ребята, а вон стоит второй домик, но чтобы добраться до него нужно пройти ров. А пройти через ров нам поможет мостик, давайте его построим из полосок, которые у вас лежат на столе. Однако они разные по длине давайте. Начните строить мост с самого длинного бревна, поставьте его вниз. Дети рассказывают про свои мостики. (Красная полоска самая длинная, синяя полоска короче, зеленая полоска еще короче… желтая полоска самая короткая.)
В: Ребята вот мы и добрались до второго домика. Здесь живут счетные палочки. Давайте построим из этих палочек фигурки: елочку, флаг, звездочку, грибок, лодку, ракету.
В: Молодцы ребята вы справились и со вторым заданием.
Пальчиковая игра «Дружная семья»
Дети поочередно загибают пальцы в кулак.
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вместе - дружная семья!
В: А теперь нам нужно пройти к третьему домику. Но он находится высоко, чтобы к нему подняться нам нужно построить лестницу. Представим, что наши полоски — это бревна. Итак, строить лестницу будем слева на право. Сначала поставьте самое высокое бревно, а в конце самое короткое. Дети рассказывают про свои лестницы.
Вот третий домик. В этом домике живут Логические задачки. Самые любимые, самые озорные. Их задания самые сложные. Они сейчас вас попробуют вас запутать, будьте особенно внимательны.
Сколько гусениц нужно добавить к двум, чтобы их стало 3, так же как и бабочек.
На травке 5 ежиков, а грибочков 4, сколько грибочков надо добавить, чтобы хватило всем ежикам.
На дереве 7 белочек, а на траве 6 ежиков кого больше. И т. д.
Посадите на цветок 7 бабочек и 8 гусениц. Кого больше? На сколько?
Назовите, каких насекомых на ромашке по 5, по 6, по 7. Каких насекомых больше и на сколько?
Вот четвертый домик математических жителей. Только кто живет в этом доме, я вам не скажу. Я хочу, чтобы вы сами их отгадали. Узнаете? Это геометрические фигуры - большие озорники очень любят играть. И хотят с вами поиграть. Вы согласны?
- Вот мы сейчас и посмотрим, кто из вас сможет правильно выложить геометрические бусы.
Дидактическая игра «На что похожа геометрическая фигура»
Цель: закрепление умения сопоставлять предметы с соответствующей геометрической фигурой
Материалы и оборудование: плоские геометрические фигуры, карточки с предметами разных форм.
Ход:
Дети подбирают к геометрическим фигурам карточки с предметами похожей формы. Динамическая пауза с элементами гимнастики для глаз «Геометрические фигуры»
Вот фигуры непоседы,
Любят в прятки поиграть.
Так давайте их, ребята,
Будем глазками искать.
К ним поближе подбегать.
Дружно глянем все налево.
Что там? Это же. квадрат.
Не уйти тебе проказник,
От пытливых глаз ребят.
На четырех углах квадрат
Шагает, прямо как солдат. (Дети шагают на месте).
Теперь вправо посмотрите,
Узнаете? Это -. круг.
И тебя мы отыскали.
Нас встречай, любимый друг.
Вокруг себя мы повернемся
И на место вмиг вернемся. (Дети кружатся на месте).
Кто так высоко забрался,
Чуть до крыши не достал?
Эта странная фигура называется -. овал.
Прыгай, руки поднимай, (Дети прыгают с поднятыми вверх руками).
До овала доставай
Вниз глазами поведем,
Треугольник там найдем.
И на корточки присядем.
Хорошо фигуры знаем! (Дети приседают).
Рефлексивно-оценочный этап:
В: вот мы и завершили знакомство с жителями математического королевства. Каких жителей вы запомнили? А сейчас я вам предлагаю оценить свою работу. Тот, кто считает, что полностью справился с заданиями - пусть возьмет по колобку, а кто считает, что не все у него сегодня получалось - пусть возьмет по солнышку.
Прогулка
Дидактическая игра «Лови, бросай, дни недели называй!»[/b]
Цель: закрепление временных понятий в активном словаре ребенка.
Ход игры: дети становятся в круг. Педагог, бросая мяч кому-либо из детей, может начинать с любого дня недели. Дети по очереди перебрасывают мяч друг другу и последовательно называют дни недели. Игру можно повторить несколько раз, каждый раз начиная с нового дня. Усложнить можно задание называния дней недели в обратном порядке.
Подготовка к обеду.
Цель: закрепление порядного счета.
Ход: дежурные отчитывают определённое количество столовых приборов.
Обед.
Ход: дети перед приемом пищи считают сколько приборов на столе где они сидят, сколько если добавить еще несколько. Сколько кусочков хлеба лежит на столе.
Вторая половина дня.
СОД.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
Цель: закрепление порядкового счета, ориентировки в пространстве.
Задачи:
Образовательные:
Закреплять вычислительные навыки у детей.
Формировать умения расставлять предметы в соответствие со схемой.
Формировать навыки культуры поведения в общественных местах.
Развивающие:
Развивать умение брать определённую роль, следовать ей во время игры
Воспитательные:
Вызвать у детей интерес к профессии продавца.
Воспитывать дружеские взаимоотношения.
Материалы и оборудование: вывеска «Торговый дом»», товар, чеки, рисунки расположения товаров.
Роли:
Директор, заведующая, кассиры, покупатели
Ход:
Вводная часть:
Ребята! Сегодня мы с вами поиграем в игру "магазин". Я знаю, что вы любите в этой игре быть продавцами, поэтому у нас сегодня не просто магазин, а большой торговый дом (показываю вывеску "Торговый дом"). Здесь много отделов и каждый может приобрести для себя интересный товар. А руководить нашим большим "ТОРГОВЫМ ДОМОМ" должен директор. Кто знает, что входит в обязанности директора? (выслушать ответы детей)
- Дети, директор - это сильный главный человек в магазине. Он обращает внимание детей на то, что все ли продавцы на месте, никто ли не заболел, у всех ли порядок в отделах, красиво ли стоит товар, аккуратно ли выглядит продавец, да и сам директор должен быть подтянутым и аккуратным. директор обязан напоминать продавцам быть вежливыми с покупателями, благодарить за покупку.
- Ребята, а какие обязанности кассира вы еще знаете? (выслушать ответы).
- Да ребята, кассир -это очень ответственная должность. нельзя отвлекаться на разговоры с посторонними людьми, знакомыми. и если он - кассир отвлечется, то может неправильно дать сдачи, если это необходимо, а также выдает чек покупателю.
- Вы много перечислили ролей в игре "Магазин". А кто еще бывает в магазине? (выслушать ответы)
- Правильно. Без покупателей наш магазин не может работать.
- А что входит в обязанности покупателей? (ответы детей)
- Покупатели с сумочками идут в магазин, внимательно осматривают товар в отделах, культурно встают в очередь, вежливо разговаривают с продавцом, оплачивают товар в кассе и не забывают благодарить продавца за покупку. если есть какие то затруднения, в плане выбора товара, замечания, пожелания, то можно обратиться к директору магазина за разъяснениями.
- Итак, мы начинаем игру, но как же нам распределить роли? Чтоб нам не обижаться друг на друга я приготовила "Чудесный мешочек" с красными и синими фишками. тот, кому достанется красная фишка - сотрудник магазина, синяя - покупатель. Договорились?
Дети вытаскивают из мешочка фишки.
Прошу детей с красными фишками подойти ко мне и предлагаю самостоятельно распределить между собой роли директора магазина, кассира и занять свои места. Покупателей прошу взять сумочки и корзинки для покупок.
После того, как все дети заняли свои рабочие места, сообщаю, что у нас сегодня необычный день. (дети, у которых роль продавцов раскладывают товары на полках в соответствии с рисунком)
Основная часть:
- Вы присутствуете на открытии нашего "ТОРГОВОГО ДОМА" (у входа в магазин вытянута красная лента и подушечка с ножницами).
Предлагаю почетным гостям - это заведующий и воспитатель нашего детского сада открыть магазин. Под музыку "С днем рождения!" почетные гости перерезают ленточку, кусочки которой мы отдаем им на память. Дети хлопают.
Воспитатель представляет гостям и покупателям директора магазина и предлагает директору рассказать о том, какие отделы открылись в магазине, как зовут продавцов, а также где находится касса.
Покупатели проходят в магазин, где директор проводит небольшой экскурс.
Заключительная часть:
В конце игры дети рассказывают о том, какие отделы им понравились больше всего, как работали сотрудники магазина. Спросить у продавцов, вежливы ли были покупатели? Что вам больше всего понравилось в игре. А кем бы вы хотели быть в следующий раз? Почему?
Прогулка.
1. «Найди зайку».
Цель: развитие пространственного воображение, умение считать шаги.
Оборудование и материал: игрушка зайца
Ход:
Воспитатель предлагает найти спрятанного зайку, выполняя команды: пройти 5шагов вперёд, 3шага до берёзы, 4шага до беседки.
2. «Раз, два, три, камешки найди».
Цель: закрепление количественного счёта.
Ход:
Воспитатель предлагает собрать детям на участке камешки и посчитать их.
Вечер.
Дидактическая игра "Колумбово яйцо"
Цель: развитие логического и пространственное мышление.
Материалы и оборудование: головоломка «Колумбово яйцо, картинки-схемы
Ход: при составлении фигур-силуэтов использовать все части, присоединяя одну к другой, не накладывая одну часть на другую. Все части игры- геометрические фигуры, комбинируя которые можно получить много новых силуэтов. В эту игру можно играть одному, двоим, группой, всей семьей.
Дидактическая игра "Лабиринт".
Цель: развитие логическое мышление, упражнение в ориентировки на плоскости и в пространстве.
Оборудование и материал: картинка с лабиринтом
Ход:
В: Королева математической страны потерялась и не может найти дорогу к своему королевству, помогите добраться ей до него.
В: ребята скажите где мы с вами находились на протяжение всего дня? (ответы детей). Уже поздно, и пора возвращаться в детский сад
Снова мы глаза закроем
И подсматривать не будем
В детский садик мы вернемся
Мир волшебный не забудем