Степаненко Татьяна
Лепка «Игрушка-свистулька для Матрёшек». Комплексное занятие «Ознакомление детей с русскими народными традициями»
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексное занятие по художественно-эстетическому развитию.
Ознакомление детей с народными традициями элементами лепки для детей младшего дошкольного возраста на тему:«Игрушка-свистулька для Матрёшек»
Цели: содействовать эстетическому воспитанию учащихся; развивать художественный вкус; формировать познания о народном декоративно-прикладном искусстве; продолжать знакомить детей с лепкой традиционных игрушек русского народа – игрушка-свистулька (птичка).
Задачи:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. ВСЕ материалы
- Лепка. Конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрешка, матрёшки. Лепка, пластилин
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Русская народная культура, фольклор
- Русская народная культура. Конспекты
- Темочки
- Познакомить с русской народной игрушкой – свистулькой (птичка, с процессом ее изготовления. Формировать начальное представление о ремесле игрушечных дел мастеров. Продолжать приобщать детей к исконно русскому промыслу – изготовлению игрушек.
- Учить лепить фигурку птички из цельного куска пластилина, передавая некоторые характерные признаки образа (замечать особенности формы клюва, хвоста, использовать в работе приемы оттягивания и сглаживания; прищипывать клюв и вытягивать пальчиками хвост; упражнять в работе со стекой. Учить видеть выразительность формы игрушки.
- Развивать эстетический вкус, мелкую моторику, самостоятельную творческую изобразительную деятельность.
- Воспитывать интерес к быту и обычаям России.
Интеграции образовательных областей: познавательное, речевое развитие.
Используемые методы: словесный (беседа, пояснение, наглядный (показ приёмов и способов лепки, демонстрация иллюстраций, практический (практическая работа).
Используемые технологии: здоровьесберегающая (пальчиковая гимнастика, хороводная игра, информационно-коммуникативная (мультимедийная технология: изображение, видео, звук).
Предварительная работа: Беседы об истории возникновения народных промыслов России. Рассматривание иллюстраций народной игрушки и расписной посуды. Знакомство с хороводными играми и обычаями русского народа рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, беседа о том, что все эти красивые вещи создали мастера-народные умельцы. Проведение дидактических игр: «Собери картинку», «Найди нужный цвет», «Разложи по местам», «Правильно и не верно», «Помоги Матрёшке».
Материалы и оборудование: Макет матрёшки, мольберты, технические средства обучения (телевизор, музыкальная колонка, д / и «Бусы для матрёшек» (изображения матрёшек (3 шт. по разновидностям народных промыслов, разноцветные кружочки-бусинки для матрёшек, д/и «Собери картинку», пластилин красного, оранжевого, коричневого цветов; дощечки, стеки, влажные губки, тарелочки-подставки, подносы (2 шт.).
Ход занятия
1. Вступительная часть. Организационный момент.
Мальчик: На ярмарку! На ярмарку!
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости
Давно вас ждут, друзья!
Девочка: Эй! Не стойте у дверей!
Заходите к нам скорей!
Воспитатель: Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришла Матрешка.
-Дорогие ребята, уважаемые гости! С ярмарки народных промыслов пришла к нам русская Матрёшка Матрёна. Земля наша русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, одаренными людьми, создавшими своими руками сказочную красоту. Настоящая русская красавица, на матрёшке простой русский наряд: сарафан, кофта, передник и платок. Единственное украшение на ней - это нитка красных бус.
- А её подружки матрёшки без бус, нарядим и их, чтобы были нарядными, праздничными.
Д/и «Бусы для матрёшек» (Собрать бусы из бусинок, подобрав для каждой матрёшки характерный цвет по народным промыслам).
- Матрёна и её подружки матрёшки будут выступать на ярмарке, петь, плясать, играть.
- А мы тоже заведём нашу хороводную!
Хороводная народная игра «Матрёшка»
Дети ходят по кругу, взявшись за руки, и выполняют движения по тексту
Ходим, ходим хороводом
Перед всем честным народом.
Сели, присаживаемся
Встали, встаем
Себя показали. кружимся
Попрыгали, прыгаем
Потопали топаем
В ладошки мы похлопали. хлопаем
Ребёнок: Наша русская матрешка
Не стареет сотню лет.
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.
- У Матрёны есть секрет для нас, и она хочет с нами поделиться. (Разбирается матрёшка и достаётся из неё коробочка).
- Давайте посмотрим, что там внутри лежит. Чтобы узнать, что это, нам надо собрать целое из частей!
Д/и «Собери картинку» (Выложить разрезанную картинку из 3 частей).
- Кто узнал предмет, изображенный на картинке? Правильно, это игрушка-свистулька. На ней матрёшки будут играть. Какому промыслу относится игрушка-свистулька? Правильно, к дымковской игрушке.
-Кто-то нам хочет дозвониться по видеосообщению. (Видеоролик, созданный нейросетью (искусственным интеллектом, на котором матрёшки просят помощи у ребят, чтобы сделали для каждой по игрушке-свистульке для их выступления на ярмарке, а также в конце благодарят за оказанную помощь).
-Мы с вами сердцем добрым, руками искусными людей русского, игрушечных дел мастера поможем матрёшкам, слепим им игрушки-свистульки.
2. Основная часть.
Работа за столами.
-Проходите в нашу мастерскую, занимайте рабочие места. Из чего будем лепить игрушку-свистульку?
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Комплексное занятие по художественно эстетическому развитию](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-3512757-1738763405.jpg)
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Задачи Темочки Конспекты занятий](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-3512757-1738763410.jpg)
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Все конспекты Лепка](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-3512757-1738763415.jpg)
Рассмотрение образца.
-В виде кого игрушка-свистулька? (Птички.) Из каких частей состоит птичка-свистулька? Что находится на голове? На туловище? Какой формы туловище? На чем держится голова? Какой формы голова? Что находится на голове? Какая часть у птички больше, а какая меньше?
Показ действий лепки.
- Сегодня мы будем лепить одним из элементов пластического способа, из одного куска пластилина, который поможет нам не разделять пластилин на кусочки, тем самым создать цельную форму предмета.
- Кусок пластилина сначала разминаем в ладошках, сжимая в кулачках. После разогрева пластилина кладем его между ладошками и прямыми движениями раскатываем до тех пор, пока не получится не большой валик. На что похож сейчас кусок пластилина? Потом, придерживая кусок пластилина за продолговатую часть одной рукой, а второй, зажимаем не большую часть валика пальцами, слегка придавливая со всех сторон, тем самым вытягивая нужную нам форму предмета необходимой величины. Пальчиками формируем голову и двумя пальцами прищепляем в том месте, где должен находиться клювик. Перекладываем птичку в другую руку, а тремя пальцами придавливаем на конце туловища и лепим хвостик. Чтобы придать птичке красивый внешний вид, разглаживаем её смоченными пальчиками влажной губкой. Кто успеет справиться с работой раньше, стекой дорисовываем необходимые детали.
Закрепление последовательности действий лепки.
- Какой способ лепки нам поможет не разделять пластилин на кусочки, а слепить с целого? С чего начнём нашу работу? Какими движениями будем раскатывать кусок пластилина? Каким способом формируем голову птички? С помощью чего мы сможем сделать клювик и хвостик? Теперь вы готовы приступить к работе. Но сначала мы разомнём наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Этот пальчик – маленький (массируем мизинчик).
Этот пальчик – слабенький (безымянный).
Этот пальчик – длинненький (средний).
Этот пальчик – сильненький (указательный).
Этот пальчик – большачок (большой).
А все вместе – кулачок (сжимаем в кулачок).
Самостоятельная работа детей. (Музыкальное сопровождение в народном стиле).
(Оказание воспитателем индивидуальной помощи детям: словесная подсказка, приёмы лепки руками ребёнка).
3. Заключительная часть.
Анализ деятельности детей.
- Свои работы поставьте на поднос. У всех получилась игрушка-свистулька? Кому, что было сложно лепить? Кто смог сам справиться с работой?
(Прослушивание видеосообщения).
- Матрёшкам тоже очень нравятся вами сделанные игрушки-свистульки.
-Матрёна передаст своим подружкам матрёшкам на ярмарке игрушки-свистульки и теперь они смогут выступать.
-Спасибо вам ребята, у вас руки умелые, а значит … «золотые», про таких людей, у которых руки всё умеют, как говорят: …«Мастер своего дела», а когда всё получается у мастера, что говорят: …«Дело мастера боится!»
- Умейте сотворять руками все то, что может радовать друзей.
-- Матрёне пора прощаться с вами, ей надо выступать со своим ансамблем с подружками матрёшками. Удачи!
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 ВСЕ материалы Лепка](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-3512757-1738763421.jpg)
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Конспекты Матрешка матрёшки Матрешка матрёшки](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-3512757-1738763426.jpg)
Подготовила воспитатель:
Татьяна Петровна Степаненко