Елена Чужайкина
Консультация для воспитателей «Математика в проблемных ситуациях для детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях математическое развитие у дошкольника не может сводиться к обучению счету, измерению и вычислению. Особую ценность сегодня приобретает развитие способности самостоятельно и творчески мыслить.
Представьте себе следующую картину. Все дети сосредоточенно решают предложенную им задачу. Петя тоже что-то пытается делать, но пока у него ничего не получается. Педагог поглаживает мальчика по голове и уже третий
Публикация «Консультация для воспитателей „Математика в проблемных ситуациях для детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Игровые проблемные ситуации
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
раз тихо говорит ему одну и ту же фразу: «Думай, Петя, думай!». Петя поднимает глаза и спрашивает: «А как думать, Елена Петровна?»
Как научить маленького ребенка думать? Очевидно, что научить ребенка этому можно лишь в ситуации, требующей осмысления. Таковой является проблемная ситуация (ПС) – ситуация, с которой начинается процесс размышления. Осознание трудностей, невозможность решить их привычным путем побуждает ребенка к активному поиску новых средств и способов решения задачи и открытию мира математики.
Процесс постановки и решения проблемной ситуации состоит из следующих этапов:
- постановки, формулирования проблемы;
- выдвижения предложений и гипотез;
- выбора, проверки, обоснования гипотез;
- подведения итогов, вывод.
Для того чтобы правильно поставить и успешно разрешить проблему, необходимо разделять деятельность педагога и деятельность ребенка.
Деятельность педагога предполагает создание проблемной ситуации, формулировку проблемы, управление поисковой деятельностью детей, подведение итогов.
Деятельность ребенка включает в себя «принятие» проблемной ситуации, формулировку проблемы, самостоятельный поиск, подведение итогов.
Организовать поисковую деятельность помогут различные приемы решения проблемных ситуаций, учитывающие степень самостоятельности детей и меру помощи взрослого. Это могут быть:
система вопросов, переформулирование условий задачи;
наводящие задачи или задачи-подсказки;
цепочка наводящих задач;
готовый вариант решения.
Решая проблемную ситуацию, ребенок сравнивает и сопоставляет, устанавливает сходство и отличие. Так он открывает мир чисел и фигур. Анализируя маленькие математические проблемы, ребенок учится ориентироваться в окружающем мире, проявлять инициативу, высказывать собственную позицию и принимать чужую. Развиваются его творческие способности.
Авторы надеются, что эта книга поможет взрослым сделать путешествие ребенка в мире чисел и геометрических фигур увлекательным и полезным.
Проблемно-игровые ситуации с множествами и числами.
Ситуация 1. «Как Белоснежка считала гномов»
Количественный счет: количество предметов не зависит от того, где они находятся и как их считать: справа налево или слева направо (направление счета).
Сюжет. За столом у Белоснежки собрались гномики. Чтобы их угостить пирожными, ей нужно узнать, сколько гномиков пришло в гости. Сначала Белоснежка пересчитала их слева направо, а затем справа налево. «Каждый раз у меня получается одно и то же число!» - удивилась Белоснежка.
Вопрос. Почему у Белоснежки получилось одно и то же число?
Варианты ответов.
1. Получилось число семь, потому что гномиков в сказке семь.
2. Считать можно с разных сторон, получается одно и то же число.
Решение проблемы. Вспомнив сказку, дети высказывают первое предположение: сколько гномиков в сказке, столько гномиков было в гостях у Белоснежки.
Второе предположение можно проверить на практике. Дети выкладывают гномиков в ряд и пересчитывают их слева направо и справа налево так, как это делала Белоснежка. Дети понимают, что направление счета (слева направо или справа налево) не имеет значения, когда нужно узнать количество предметов. Всегда получается одно и то же число.
Вывод. Количество предметов не зависит от направления счета.
Задания на закрепление материала. Дети применяют различные способы счета. Предметы могут быть расположены в ряд, по кругу или беспорядочно. Каждый раз ребята убеждаются в том, что количество предметов не зависит от их расположения, качественных признаков (формы, цвета) и направления счета.
Детям нравится игра «Где десятый пальчик?» педагог задает вопросы, предлагая решить игровую ситуацию : сколько пальцев на одной руке? На двух? «Покажите. Я считаю пальцы на одной руке, начиная с большого пальца: 1,2,3,4, 5 и обратно: 6,7,8,9. Где десятый пальчик?»
«Сколько шариков по вертикали? Сколько шариков лежит по горизонтали? Сколько всего шариков?»
Обычно детям интересно выполнять задание «Придумай вопросы со словом «сколько», потому что они любят соревноваться – кто придумает больше вопросов.
Ситуация 2. «Который гномик будет вратарем?»
Порядковый счет: порядковый номер предмета зависит от того, с какой стороны начинается счет. Количественный и порядковый счет.
Сюжет. Гномики захотели участвовать в футбольном матче. Чтобы выбрать вратаря, они встали в ряд. Все решили, что вратарем будет гномик в темном колпачке.
Белоснежка. Вратарем будет гномик, который стоит на шестом месте.
Гном. Но я стою на втором месте.
Вопросы. Кто прав? На каком по порядку месте стоит гномик в темном колпачке?
Варианты ответов.
1. Гномик в темном колпачке стоит на шестом месте.
2. Гномик в темном колпачке стоит на втором месте.
Решение проблемы. Большинство детей утверждает, что гномик в темном колпачке стоит на шестом месте. Они пересчитывают гномиков слева направо и убеждаются в том, что верным является первый вариант ответа. (При счете дети используют порядковые числительные).
Кто-то из ребят считает, что гномик в темном колпачке стоит на втором месте. Многие говорят, что это не так. Дети с помощью педагога находят место гномика, считая слева направо и справа налево. Оказывается, гномик стоит и на шестом месте, и на втором месте одновременно. Так дети начинают понимать, что порядковый номер предмета зависит от направления счета.
Вывод. Когда предметы расположены в ряд (линейно упорядочены, номер предмета зависит от направления счета.
Задания на закрепление материала. Играя с множеством предметов, дети учатся различать вопросы: сколько? Который?
Для этого предлагаются следующие вопросы:
- Где живет жук?
- Который дом сторожит щенок?
Ситуация 3. «Как лягушонок научился считать»
Порядковый счет: порядковый номер предмета зависит от того, как считать – слева направо или справа налево.
Сюжет. На озере жили цапля и лягушонок. У каждого из них была своя кочка-домик. Цапля жила между четвертой и шестой кочками, считая слева. А лягушонок помнил только, что его домик находится на пятой кочке.
Вопросы. Где живет лягушонок? Как лягушонку найти свой домик?
Варианты ответов.
1. Лягушонок живет на пятой кочке, если считать слева направо.
2. Лягушонок живет на любой кочке, где не живет цапля.
3. Лягушонок живет на пятой кочке, если считать справа налево.
Решение проблемы. Сначала все дети сразу находят домик лягушонка, считая слева направо. Некоторые тут же отвергают это решение, считая, что цапля и лягушонок не могут жить в одном домике, потому что цапля может проглотить лягушонка. Ведь она живет на пятой кочке (между четвертой и шестой).
Второй вариант тоже отклоняется, так как по условию задачи лягушонок живет на пятой кочке. Дети приходят к выводу, что правильный – третий вариант ответа. Дети находят пятую кочку, считая справа, - там домик лягушонка. Они убеждаются, что при определении места предмета нужно всегда указывать, с какой стороны считать.
Вывод. Место предмета зависит от порядка и направления счета.
Задания на закрепление материала. Дети продолжают играть с лягушонком и учат его считать. Педагог раздает карточки, на которых нарисованы кочки. Стрелками указывается порядок и направление перемещения лягушонка с кочки на точку.
Если направление счета не указывается, то считать следует слева направо.