Эльвира Кабирова
Консультация для воспитателей «Математические центры группы по ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Математические центры группы по ФГОС
Цель консультации :
Публикация «Консультация для воспитателей „Математические центры группы по ФГОС“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Повышение компетентности педагогов и предупреждение возможных педагогических ошибок при организации развивающей предметно-пространственной среды по реализации задач познавательного развития детей-дошкольников в процессе формирования у них элементарных математических представлений.
Введение.
ФГОС ДО устанавливает требования к развивающей предметно-пространственной среде как одному из условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования (далее Программа)
Развивающая предметно-пространственная среда должна позволять организовать как совместную деятельность педагога с детьми, так и самостоятельную детскую деятельность, направленную на саморазвитие ребенка под наблюдением и при поддержке взрослого.
Инновационность подхода к организации развивающей предметно-пространственной среды развития ребенка определяется актуальностью интеграции не только образовательных областей, определенных ФГОС, но и необходимостью организации центров активности на принципах развития и интеграции.
Для реализации образовательной области «Познавательное развитие» через процесс формирования элементарных математических представлений в группах ДОУ организуются центры занимательной математики.
Центр занимательной математики должен быть оснащён материалами и атрибутами, позволяющими детям в самостоятельной деятельности отрабатывать навыки, закреплять уже имеющиеся знания, открывать для себя новое в области математики через своеобразные детские виды деятельности: игровую, поисково-исследовательскую, конструктивную, речевую и т. д.
Примерное содержание центра занимательной математики в группах ДОУ :
1. Разнообразные игры на развитие сенсорных чувств в соответствии с возрастом и развитием детей:
Разнообразные игры на формирование элементарных математических представлений по количеству и счету, величине и форме предметов, ориентировке в пространстве и времени.
2. Разнообразный счетный, наглядный материал : плоскостные предметные картинки для счета; мелкие игрушки и предметы – матрешки, грибочки, рыбки и др. ; счетные палочки; комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета; природный материал для счета; комплекты цифр и т. д.
3. Занимательный материал математического содержания :
- задачи–шутки, головоломки, ребусы, игр на нахождение сходства и различия и др. ;
- математические загадки;
- математические считалки;
- математические развивающие, логические игры, соответствующие возрасту детей (игры Никитина, рамки-вкладыши Монтессори, Танграм, Монгольская игра, Колумбово яйцо, Вьетнамская игра, Волшебный круг, Пентамино,Геоконт, Уникуб, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича и др.)
- приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, магниты, мерные ложки, резиновые груши разного объема,
Для 1 младшей группы
В центре сенсорного развития рекомендуется иметь разнообразный дидактический и наглядный материал :
• Дидактические игры на цвет, форму, величину, развитие тактильных ощущений;
• Развивающие игры – блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, рамки-вкладыши Монтессори и т. п., с методическими пособиями к ним (альбомы, инструкции и т. п.);
• Атрибуты, материалы для игр с песком и водой;
• Наглядный материал по сенсорному воспитанию;
• Настольно-печатные игры;
• «Чудесный мешочек»;
• Картотека художественного слова по ознакомлению детей с сенсорными эталонами.
• Приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, магниты, мерные ложки, резиновые груши разного объема
Для детей 3—4 лет
В центре занимательной математики могут быть расположены дидактические игрушки и настольные игры, развивающие у детей умения:
• сравнивать предметы по различным признакам - размеру, форме, цвету, назначению и т. д. ;
• группировать предметы на основе общих признаков (это - посуда, это - обувь; ленты одинаковой длины и одинакового цвета); составлять целое изображение из 6-8 частей («Игрушки», «Животные», «Цветы») : лото (посуда, одежда, мебель, животные, растения);
•
• составлять ряды из одинаковых предметов по убыванию или возрастанию того или иного признака: объема, высоты, интенсивности цвета и т. д. ;
• реальных объектов: игры «Замри», «Волшебные картинки», «Придумай сам», и др. ;
• Дидактические игры: «Лото», парные картинки, крупная и средняя пластиковая мозаика, например: «Геометрические фигуры», пазлы из 6 – 18 частей, наборы разрезных картинок на кубиках, картинки – трафареты: «Сложи цветок», «Сложи елочку», «Сложи домик с окошком (для петушка)», «Чудесный мешочек» и т. д.
• Развивающие игры: «Сложи узор», «Точки», «Уголки», «Уникуб», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», рамки-вкладыши Монтессори и т. д. в соответствии с возрастными задачами.
Для детей 4—5 лет
Центр занимательной математики средней группы может содержать :
• Дидактические игрушки и настольные игры, развивающие у детей умения:
- сравнивать предметы по различным признакам - размеру, форме, цвету, назначению и т. д. ;
- группировать предметы на основе общих признаков (это - посуда,
это – обувь, это - мебель; ленты одинаковой длины и одинакового цвета); составлять целое изображение из 6-8 частей («Игрушки», «Животные», «Цветы» и т. п.) : лото (посуда, одежда, мебель, животные, растения); мозаика геометрическая;
- составлять ряды из одинаковых предметов по убыванию или возрастанию того или иного признака: объема, высоты, интенсивности цвета и т. д. ;
- составлять простой план-схему с использованием разнообразных замещенийреальных объектов: игры «Замри», «Волшебные картинки», «Придумай сам», «Где мама?» и др. ;
• Дидактические игры:
-игры для понимания символики, схематичности и условности («На что похоже?», «Дострой»);
-модели: числовая лесенка, ряд величин, спиралевидные модели на познание временных отношений;
-игры для освоения величинных, числовых, пространственно-временных отношений («Составь такой же узор»);
-игры с алгоритмами, включающие 3-5 элементов («Выращивание дерева») и т. п.
• Развивающие игры: «Сложи узор», «Точки», «Уголки», «Уникуб», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», рамки-вкладыши Монтессори и т. д. в соответствии с возрастными задачами
Для детей 5—7 лет
В группах старшего дошкольного возраста центр занимательной математики может содержать :
• Трафареты, линейки и другие измерительные эталоны
• Дидактические игры:
- игры для деления целого предмета на части и составление целого из частей («Дроби», «Составь круг»);
- игры с цифрами, монетами;
- игры для развития числовых представлений и умений количественно оценивать разные величины. («Сравни и подбери») ;
- Игры с алгоритмами («Вычислительные машины»).
- Модели числовых и временных отношений («Числовая лесенка», «Дни недели»).
- Календарь, модель календаря.
• Развивающие игры
- игры, развивающие психические процессы: шахматы, шашки, нарды, лото-бочонки и т. п.
- игра-пособие «Стосчет» Н. А. Зайцева, часы-конструктор, весы;
- игры Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича и др. в соответствии с возрастными задачами
• Природный и «бросовый» материал