Людмила Рыженкова
Консультация для воспитателей «Куклотерапия в воспитании у детей морально-этических норм поведения» в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
КУКЛОТЕРАПИЯ
МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИХ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
ДЛЯ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ
Воспитатель – Рыженкова Л. В.
Публикация «Консультация для воспитателей „Куклотерапия в воспитании у детей морально-этических норм поведения“ в младшей группе» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Куклотерапия
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Если красивые поступки становятся для ребёнка внутренней потребностью можно считать, что у него воспитана культура поведения.
Культурное воспитание морально-этических норм поведения используется игровые приёмы, к месту вспоминаются потешки, скороговорки, юмористические частушки типа:
Петя ловко ловит рыбу,
Может плотик смастерить,
Только здравствуй и спасибо
Не умеет говорить.
Волшебное воздействие оказывают на детей игровые приёмы с использованием кукол.
Воспитание культуры поведения начинается с формирования у детей умения правильно пользоваться расчёской, носовым платком, правильно мыть руки и т. д.
С этой целью провели несколько игр занятий, использую различные куклы. «Научим Хрюшу умываться», «Кукла Катя проснулась», «У Куклы Кати день рождения» и другие.
Многие из этих игр не только формируют навыки личной гигиены, но и воспитывают культуру общения со сверстниками и взрослыми, выражающуюся в общительности, сдержанности, умении вести себя.
Так, игра «Кукла Катя простудилась» не только учит детей пользоваться носовым платком, но и формирует правила поведения во время чихания и кашля.
С помощью игры «Кукла Катя у нас в гостях» дети приобретают представления о том, как следует встречать гостей, закрепляют правила и навыки культуры поведения во время еды, навыки общения с гостем. Сидеть рядом с куклой и пить чай из кукольного сервиза – большое удовольствие для малышей. Они становятся участниками происходящего, что даёт возможность упражнять их в правильных действиях в интересной, увлекательной форме.
С первых дней мы начали работу по воспитанию у детей вежливости : называть взрослых по имени и отчеству, обращаться к ним в вежливой форме, не забывать благодарить, здороваться и прощаться. В этой игре, живой и непосредственной, дети осваивают некоторые формы общения, у детей воспитывается привычка приветливо здороваться при встрече, прощаться при расставании.
Например: Воспитатель держа в руках куклу, спрашивает её :
-Маленькая девочка,
Скажи, где ты была?
И отвечает голосом куклы :
-Была у старой бабушки
На том конце села.
-Что ты пила у бабушки?
-Пила с вареньем чай.
-Что ты сказала бабушке?
-Спасибо и прощай.
Детям так понравилось это стихотворение, они быстро запомнили его и сами читали по ролям.
Проводим с детьми игры: «Вежливые слова». Воспитатель голосом куклы спрашивал у детей, какие они знают вежливые слова, хвалил их за то, что они знают много вежливых слов, и предлагал поиграть в игру. Их несколько вариантов.
1 игра: «Вежливо-невежливо».
Кукла называет ситуацию, например, поздороваться при встрече.
Дети отвечают вежливо:
Кукла : Толкнуть и не извиниться.
Дети: невежливо
2. игр: «Словарь вежливых слов».
Начало игры такое же, как и в первой игре, только здесь кукла читает, а дети заканчивают предложение.
Например,
Кукла : Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь…
Дети: Здравствуйте.
Кукла : Если больше есть не в силах
Скажем маме мы….
Дети: Спасибо.
3 игра: «Пожалуйста».
Все движения, которые просит выполнить кукла, дети выполняют со словом «пожалуйста».
Добиваясь от детей предупредительности, мы хотели, чтобы она проявлялась у них из добрых побуждений оказать внимание, помощь окружающим. Главное было заставить ребёнка задуматься над тем или иным поступком. Мы предлагаем детям различные моральные ситуации, например, увидев на полу брошенную кем-то куклу, обращаемся ко все им детям с вопросом: «Правильно ли поступил тот, кто бросил куклу на пол, ведь ей больно, она лежит и плачет». И что нужно сделать, чтобы она успокоилась. Дети отвечали, что нужно её поднять и успокоить, пожалеть, вытереть слёзы и бежали поднимать куклу.
Такое доброжелательное отношение переносили на куклу, а затем и на сверстников.
Для формирования у детей доброжелательности мы сами сочиняли сказки и обыгрывали их с помощью кукол. Сказки должны быть небольшие по содержанию. К показу таких сказок привлекали младшего воспитателя.
Например, «Жила-была бабушка. И были у неё кошка Мурка и собачка Жучка. Вот как-то раз дала бабушка им по кусочку колбаски. Сидит Мурка на крылечке и ест колбаску, а Жучка в сторонке стоит и смотрит.
- Ты, почему не ешь свою колбаску? – спрашивает её Мурка.
- Я её потеряла, - отвечает Жучка.»
После показа такой сценки нужно спросить ребят: «Как вы думаете, что сделает Мурка? Почему она так поступит?». Затем можно перевести разговор на ребят, не было ли у них таких случаев, что с ними тоже кто-то делился, чем они сами делились.
Наряду с предупредительностью у детей формируется и деликатность, сдержанность. Помня об этом, мы использовали различные ситуации, в которых требуется сдержанность. Например, можно сказать детям: «Собираясь на прогулку, постарайтесь не шуметь, так как у маленького зайчика всю ночь болело ухо, и он уснул только утром. Постарайтесь его не разбудить». Дети очень тихо спускались по лестнице и старались не шуметь в раздевальной комнате.
Музыкальные занятия проводятся с помощью кукол. Куклы на музыкальных занятиях не только учат детей вежливости, умению здороваться и прощаться, но и заставляют быть внимательными, сдержанными, дисциплинированными.
Большую помощь в воспитании у детей морально-этических норм поведения оказывают сказки. Они заставляют детей волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки.
Однако и волнение, и сострадание ребёнка должны быть адресованы тем персонажам и тем событиям, которые этого достойны, а недостойные поступки должны соответственно осуждаться. И опят на помощь воспитателю приходят куклы. Очень хорошо после чтения сказки провести игру беседу с её персонажами. Куклы-персонажи подготовить заранее. Особенно важен приход кукол персонажей к детям. Куклы здороваются с ребятами и спрашивают, узнали ли их дети, кто им больше понравился м почему? Здесь нужно дать ответить, как можно большему числу детей с самыми различными мнениями.
Начав игру-беседу в рамках сюжета сказки, затем незаметно переключиться на жизнь группы : взаимоотношения ребят, некоторые неблаговидные поступки отдельных ребят (при этом стараться не обидеть, отношение детей к родителям и сверстникам. Только после такой игры-беседы перейти к показу кукольного театра. Так, с помощью кукол прививаются детям морально-этические нормы поведения.