Получи документы

Консультация для воспитателей «Как общаться с детьми, чтобы тебя слушали, и как слушать, чтобы дети говорили?»

Марина Ковалева
Консультация для воспитателей «Как общаться с детьми, чтобы тебя слушали, и как слушать, чтобы дети говорили?»
▼ Скачать + Заказать документы

«Ребенок рождается с потребностью быть любимым, и в этом смысле остается всю жизнь ребенком». Фрэнк Кюрк

Дети старшего дошкольного возраста имеют свои особенности. Одни непоседливы, другие могут часами играть в настольные игры. Одни никак не реагируют на наши слова, замечания, другие сразу начинают плакать.

У каждого ребенка есть свои достоинства и недостатки.

Ребенок видит этот мир через три канала восприятия информации (сенсорные системы) : визуальный, аудиальный и кинестетический.

Публикация «Консультация для воспитателей „Как общаться с детьми, чтобы тебя слушали, и как слушать, чтобы дети говорили?“» размещена в разделах

Для создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала мы учитываем особенности внимания, мышления, памяти и познавательных способностей каждого воспитанника.

Известно то, что информация воспринимается детьми в виде образов, звуков и ощущений. Модальность детей является «одним из самых мощных фильтров, определяющих модель мира человека. Если одну и ту же вещь последовательно дать визуалам, аудиалам и кинестетикам, то можно обнаружить, что первые будут ее рассматривать, вторые попросят рассказать о ней, а третьи начнут ее ощупывать»

Чтобы выработать и максимально использовать возможности восприятия, вначале необходимо установить, какой канал восприятия является ведущим у ребенка.

И так, каналы восприятия информации :

Визуал. Часто употребляются слова и фразы, которые связаны со зрением, с образами и воображением. Например: «не видел этого», «это, конечно, проясняет все дело», «заметил прекрасную особенность». Рисунки, образные описания, фотографии значат для данного типа больше, чем слова, принадлежащие к этому типу люди, моментально схватывают то, что можно увидеть : цвета, формы, линии, гармонию и беспорядок.

Кинестетик. Тут чаще в ходу другие слова и определения, например: «не могу этого понять», «атмосфера в квартире невыносимая», «ее слова глубоко меня тронули», «подарок был для меня чем-то похожим на теплый дождь». Чувства и впечатления людей этого типа касаются, главным образом, того, что относится к прикосновению, интуиции, догадке. В разговоре их интересуют внутренние переживания.

Аудиал. «Не понимаю, что мне говоришь», «это известие для меня …», «не выношу таких громких мелодий» - вот характерные высказывания для людей этого типа; огромное значение для них имеет все, что акустично: звуки, слова, музыка, шумовые эффекты.

Чистые типы встречаются редко. Наблюдения показали, что у большинства людей всесенсорные системы работают на приём информации, однако у каждого есть ведущая или предпочитаемая модальность, от которой зависят многие индивидуально - психологические особенности человека.

Когда на занятиях и в общении мы используем и учитываем индивидуальные особенности детей в восприятии информации, используя видение, слышание, прикосновение, тем самым мы создаем условия, при которых дети в целом получают информацию по нескольким каналам восприятия, что способствует снижению риска возникновения не успешности, созданию условий комфортности и тем самым сохраняем здоровье воспитанника.

Многосенсорное представление информации позволяет детям не только получать её, используя ведущий канал восприятия, но и развивает другие сенсорные каналы, что открывает новые возможности для усвоения материала.

При воспитании и обучении дошкольников необходимо учитывать особенности детей с разным типом восприятия, используя определённые методы и приёмы воздействия на сенсорные системы.

Вопрос к воспитателям : Каким каналом восприятия информации пользуетесь Вы?

Давайте попробуем определить ваш ведущий канал. Кто хочет, исследовать ваш ведущий канал восприятия информации, выходите ко мне.

Вопросы для определения канала восприятия :

1. Вернитесь в детство. Как вас называли ласково в детстве? Я вас буду называть именно так, можно?

2. (Ласковое имя) вспомните, как вы в детстве понимали, что вас любят?

3. Что и где вы чувствовали? Что при этом слышали? Что при этом представляете?

4. Как вы понимали в школе, что с вами хотят дружить?

5. Как понимали в школе, что не хотят с вами дружить?

Попробуйте сначала самостоятельно определить ваш канал восприятия информации, вашего ребенка, или любого другого человека. Задав себе эти же вопросы.

Что вам поможет определить ведущий канал восприятия ребенка?

Понаблюдайте, какими игрушками любит играть ребенок?

Ребенок-визуал любит рисовать, раскрашивать, рассматривать книжки, картинки.

Ребенок-аудиал любит шумовые игрушки любит, а также он любит сидеть в тишине или слушать музыку, сказки, хорошие приятные слова про него.

Ребенок-кинестетик любит мягкие игрушки, моторные и подвижные игры, такой ребенок любит ласки, прикосновения к нему.

Предложите ребенку рассказать, когда он чувствует себя любимым. Посредством вопросов: «Что ты чувствуешь и где?», «Что ты при этом слышишь?» или «Что ты при этом представляешь?», определите доминирующий сенсорный канал.

Попросите родителя ребенка ответить на эти же вопросы о его ребенке.

Дайте родителю задание понаблюдать, какой канал восприятия доминирующий у его ребенка и доносить информацию преимущественно через этот канал.

Еще хочу подчеркнуть, что канал восприятия информации, который является ведущим, является и каналом восприятия любви ребенком от родителей. А понимание канала любви ребенка помогает родителям вырастить его эмоционально здоровым, помогает ребенку понимать, что его любят, поддерживают в семье и он может прислушиваться к советам своих родителей. Чтобы ребенок доверял своим родителям, он должен чувствовать, что его любят, безусловно. Уметь донести это чувство до сердца ребенка через эти каналы восприятия.

Рекомендуйте родителям и сами прочитайте книгу Г. Чепмен и Росс Кэмпел «Пять путей к сердцу ребенка», в которой подробно описывается, как определить канал восприятия ребенком любви и как дать ребенку любовь и информацию именно через тот канал, через который воспринимает ребенок.

Попрактикуемся разберем отдельные сюжеты повседневной жизни в детском саду.

Ребенок не хочет спать в тихий час. Что делать?

Вопрос участникам консультации : Ваши размышления на эту тему?

Ребенок-визуал. Пусть принесет свою пижаму, расстелет сам свою постельку, покажите ему картинки, где нарисованы режимные моменты, покажите, что будет после сна картинкой.

Ребенок-кинестет. Обнимите ребенка, приласкайте его, поправьте его одеяло подушку, чтобы ребенку было удобно и комфортно, дайте его любимую игрушку в руки.

Ребенок-аудиал. Скажите ему ласковые слова, расскажите ему сказку, спойте колыбельную песню.

Ребенок не хочет утром расставаться с мамой. Что делать?

Вопрос участникам консультации : Ваши размышления на эту тему?

Ребенок-визуал. Показать новую игрушку, новую книжку, новую настольную игру, посмотри, пришел ли твой друг уже в группу, предложите посмотреть и помахать маме из окна.

Ребенок-кинестет. Дать потрогать мягкую игрушку, попросить слепить из пластелина. Поиграть в «Разлуку» спросить, что чувствует мишка или собачка? Посидеть, обнявшись с мамой 3 минуты. Воспитателю дать руку ребенку провести его в группу, присесть с ним рядом.

Ребенок-аудиал. Поговорить маме с ребенком, чем ему было бы приятно заняться вечером дома, после детского сада. Воспитателю сказать добрые слова ребенку. Прочитать ему сказку. Дать музыкальную или шумовую игрушку. Разрешить посидеть в тишине в спальне. Попросить поговорить с друзьями. Поиграть в подвижную игру с машинкой, полазить в лабиринте.

Ребенок отвлекается на занятиях. Что делать?

Вопрос участникам консультации : Ваши размышления на эту тему?

Ребенок-визуал. Любит зрительные образы, иллюстрации, картинки, схемы, карточки, просите его рисовать картинки во время освоения материала.

При общении такой ребенок смотрит или прямо в лицо, или поверх головы. Кстати, если мы видим на занятиях отсутствующий взгляд у такого ребенка, то это вовсе не означает, что он не слушает, как раз в этот может, скорее всего, и идет напряженная умственная работа. Если приходится что-либо вспомнить, взгляд их может быть направлен вверх.

Сидеть лучше подальше от педагога, так как он видит всю картину целиком.

Для ребенка-визуала важен укоризненный или поощрительный жест, он его понимает даже лучше чем замечание, высказанное вслух.

Визуал. Тихий, задумчивый. С трудом завязывает контакты с детьми. Послушен. Учится легко (успешно). Любит конструктор, телевизор, компьютер. К животным равнодушен, хотя может и полюбоваться. Гулять не любит. Очень разборчив в еде и одежде. Зрелища производят сильное впечатление, но рассказывает о них мало. При переживании стресса замыкается в себе.

Визуалы. Эти дети с большим трудом находят себе друзей, так как немногословны и малообщительны. Обычно, прежде чем войти в чужую игру или просто в любой детский коллектив, они долго наблюдают. И если их что-то в игре не устроило, то предпочтут оставаться в одиночестве.

Визуалы, рассказывая о чем-либо, постоянно используют глаголы со значением «видеть».

Визуалы — самые усидчивые из детей, их трудно отвлечь, заставить переключиться на что-то иное. Они могут часами заниматься делом, которое им нравится.

Во время игр такие дети предпочитает тишину, и спокойная обстановка дарит ему комфорт.

Ребенок - Аудиал. Ему будет хорошо сидеть на занятиях ближе к педагогу. Для аудиала важно все слышать.

Говорит без умолку. Без труда вступает в контакты с детьми и взрослыми. Любит слушать, когда читают или рассказывают. С трудом запоминает написание букв. Непослушен. На замечания взрослых возражает. К еде и одежде равнодушен. Не любит красочных зрелищ. При переживании стресса срывается на крик. Не способен сосредоточиться. Склонен к всевозможным угадываниям.

Знает много стихов наизусть, легко запоминает, любит слушать музыку, аудиосказки, беседовать. Он с удовольствием что-то обсуждает, отстаивает свою точку зрения.

У детей богатая фантазия: они придумывают свои истории, сказки, игры. Занимаясь своими делами, тихонько бормочут что-то под нос. Аудиалы стараются достичь желаемого, уговаривая и убеждая.

В группе бывают самыми разговорчивыми, вступают в споры.

Реагируют на интонацию.

Уверены в себе, легко беседуют со всеми.

В игре — заводилы и лидеры.

Без труда выполняют задания на занятиях, но монотонная работа им быстро наскучивает. Аудиалам сложно усидеть на месте и долго работать над самостоятельным заданием.

Главное во время отдыха — вдоволь наболтаться и пошуметь. Особенно это заметно после долгого вынужденного молчания.

Стараются обратить на себя внимание друзей: шумят, громко разговаривают. Кажется, что слышно только их.

При разговоре следует использовать голосовые вариации (оперировать громкостью, паузами, высотой тона). Нужно отражать телом ритм речи (головой) со скоростью, характерной для аудиалов.

Ребенок быстро отреагирует на словесные замечания. Когда он нарушает дисциплину, эффективнее сказать шепотом «ш-ш-ш».

Дети-аудиалы часто плохо рисуют и неаккуратно пишут. Сильно ругать их за это не стоит, такова уж природа. Со слухом у них все в порядке, а вот зрение развито хуже.

Ребенок -Кинестет. Просите лепить на занятии, делать пометки, давайте ему потрогать, подержать что то, дайте ему почувствовать эмоциональную окраску нового материала. Ему необходимо пощупать, прочувствовать и пропустить информацию через эмоции.

Ребенку должно быть удобно на занятии, с ним можно присесть рядом подержать его за плечо.

От таких детей нельзя требовать быстрого решения задачи или немедленного повторения услышанного материала. Если кинестетик что-то держит в руках, ему проще понять педагога.

С такими детьми воспитателям трудно. Они их называют «гиперактивными», «необучаемыми». Кинестетик, которого вынуждают сидеть спокойно, чрез некоторое время начтет стучать пальцами, двигать ногами или что-то в этом роде. При неправильном отношении к ребенку 90% усилий воспитателя тратится впустую.

Дома кинестетика нельзя через силу заставлять сидеть неподвижно и что-то делать. Ему нужна разрядка: пусть сходит к доске, поможет вопитателю раздать что то, подаст что-то из другой комнаты, выглянет в окно. Ему так легче запомнить материал: порциями, во время движения.

Кинестетик не выучит стих, если будет просто сидеть и читать его. Когда он возьмет что-то повертеть в руках, начнет лепить или рисовать, результат получится совершенно другой.

В разговоре большое внимание уделяет внутренним переживаниям.

Этот ребёнок просто обожает домашних животных. Он постоянно к ним прикасается: гладит, носит на руках.

Любит телесный и эмоциональный комфорт. Одеть его в колючий свитер практически невозможно.

Во время диалога смотрит не в глаза собеседнику, а вниз. При этом совершает множество движений и жестов, старается стать поближе к нему. Даже может начать крутить пуговицу на одежде другого человека.

Склонность к ручному труду.

С кинестетиком сложно изучать точные науки, но выход есть. Пусть ребенок как можно больше вырезает из бумаги: цифры, знаки, неизвестные, даже формулы. Если ребенок держит что-то в руках, ему вообще проще понять.

Любые образы можно связать через ассоциации. Бумажная аппликация напомнит об усвоенном материале. Вопрос «Что мы учили, когда вырезали машинку?» запускает механизм ассоциативного мышления.

Ребенку с кинестетическим ведущим каналом полезно:

Иметь набор материалов для разных поделок, экспериментов, практических занятий дома.

Читать большие энциклопедии, где он найдет много ответов на интересующие его вопросы.

Смотреть познавательные мультфильмы.

Кинестетикам трудно справится со стрессом и дискомфортными ситуациями. Они полностью погружаются в свои переживания. Родителям важно больше говорит с ребенком о его чувствах, выяснить источник беспокойства.

Как бы ни было сложно с такими детьми, у них есть один огромный плюс. Это открытые миру маленькие человечки, интересующиеся всем подряд.

Кинестет. Очень подвижен. Главное – заниматься делом. Очень самостоятелен и талантлив. Всё надо потрогать. Хорошо воспринимает запахи. Отлично развит вкус. Очень любит животных.

Использование ведущих каналов восприятия ребенком информации расширяет возможности достижения целей обучения и создает условия для развития всех сенсорных систем детей, процесс обучения становится более успешным. При этом подача нового материала одновременно по нескольким каналам восприятия – зрительному, слуховому, тактильно-кинестетическому предупреждает психосоматические и эмоциональные перегрузки ребенка, облегчает понимание новой информации и развивает каналы восприятия, которые у данного ребенка не являются ведущими.

«Проявляйте свою любовь к людям везде, где это возможно, и прежде всего – у себя дома. Дарите любовь своим детям, своей жене или мужу, своим соседям… Пусть не один человек не уйдет из вашей жизни без того, чтобы не стать хоть немного лучше или счастливее. Станьте живым выражением доброты Бога. Пусть люди видят доброту, светящуюся в вашем лице, в ваших глазах и в вашем дружеском приветствии» Мать Тереза

Литература

Семенова Е. М. тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие. Москва, 2005

Брэдвэй Л., Альберс Хил Б. Ребенок от 7 до 14 лет. Как научить вашего ребенка учиться. – М. : ЮНВЕС, 1997 г.

Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников. – М. : Вако, 2005 г.

Дзятковская Е. Н. Здоровьесберегающая работа общеобразовательных учреждений. Мониторинг и диагностика. – Иркутск: ГлавУОПО, 2003г.

Дзятковская Е. Н. Учитель – ученик – родитель: как им понять друг друга! – Изд-во «ЭО» РАО РС, 2003 г.

Л. Г. Богославец, О. И. Давыдова Тайм-Менеджмент в работе образовательных учреждений, Москва, Методическое пособие, 2013 г.

Журнал Методист дошкольного образовательного учреждения выпуск №9 /2012

Адель Фабер Эйлен Мазлиш Свободные родители, свободные дети. Издательство Эксмо, Москва, 2012 г.

Публикации по теме:

«Чтобы не было беды». Консультация для родителей по ПДД Памятка для родителей по обучению детей правилам дорожного движения. Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Выходя на проезжую.

Язык одобрения. Как научиться слушать так, чтобы детям хотелось с вами разговаривать Одобрение другого человека – т. е. принятие его таким, каков он есть – является важным фактором развития таких взаимоотношений, в рамках.

Консультация для родителей «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды» Обеспечение безопасности детей и сохранения здоровья-одна из важнейших задач человечества. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных;маленьких.

Консультация для родителей «Чтобы ребёнок вырос добрым» Споры, жаркие дискуссии, множество вопросов… и все вокруг одного и того же. Главный герой наших сомнений – это наши дети. Мы хотим, чтобы.

Консультация для родителей «Главное, чтобы дети были здоровы!» Средняя группа УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ ПОИГРАЙТЕ С ДЕТЬМИ! Подвижная игра «Чего не стало». Цель: развивать зрительную память, умение правильно.

Мастер-класс для воспитателей «Чтобы шея не болела»Мастер-класс для воспитателей «Чтобы шея не болела» Часто бывает, что к вечеру устает и болит шея. Предлагаемый комплекс упражнений не требует специального помещения, спортивной одежды и.

Родительское собрание «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды»Родительское собрание «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды» муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону. <Детский сад № 284>-юридический адрес; 344058,г. Ростов-на-Дону.

Родительское собрание с родителями старших дошкольников: «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды» Цель: сохранение жизни здоровья детей; информирование родителей о совместной работе в области безопасности дошкольников и стимулирования.

Сценарий конкурса чтецов «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды» для всех возрастных групп Цель: Формирование у детей осознанного отношения к соблюдению правил пожарной безопасности,через художественное слово. Задачи: Систематизировать.

Выставка рисунков «Чтобы не было пожаров, чтобы не было беды!»Выставка рисунков «Чтобы не было пожаров, чтобы не было беды!» В последнее время, к сожалению, выявляется закономерность роста такого стихийного бедствия, как пожар. При планировании работы с детьми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Как общаться с детьми, чтобы тебя слушали, и как слушать, чтобы дети говорили?»
Опубликовано: 13 февраля 2017 в 13:44
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Как общаться с детьми, чтобы тебя слушали, и как слушать, чтобы дети говорили?»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Ковалева (УИ 1043376) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД