Альбина Тимергалина
Консультация для воспитателей «Использование речевых игр с музыкальными инструментами как средство развития речи детей»
Цель: дать воспитателям полное представление о важности и значимости использования речевых игр с музыкальными инструментами для развития речи воспитанников.
Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми, как в речевом, так и в музыкальном развитии. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Средства музыкальной выразительности – ритм, темп, тембр, динамика, артикуляция, форма – являются характерными и для речи. Таким образом, использование речевых игр на музыкальных занятиях позволяет детям с самого раннего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки.
Публикация «Консультация для воспитателей „Использование речевых игр с музыкальными инструментами как средство развития речи детей“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Консультации для родителей
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Музыкальные инструменты
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Впервые идея использовать речевые игры в музыкальном воспитании появилась в середине XX века, и принадлежит известному немецкому композитору и педагогу Карлу Орфу (1895-1982). Впоследствии речевые упражнения, наряду с элементарным музицированием, стали широко применяться педагогами разных стран, в том числе и России, решая следующие задачи:
1. Развивать музыкальные и творческие способности детей, в том числе:
- эмоциональную отзывчивость на музыку;
- слуховое внимание;
- музыкальную память;
- ладовое чувство;
- тембровый, звуковысотный и динамический слух;
- чувство ритма;
2. Формировать у детей представление о форме, структуре музыкального произведения;
3. Развивать звуковую культуру речи, связную речь и ее грамматический строй;
4. Улучшать дикцию воспитанников;
5. Способствовать развитию речи детей посредством использования пальчиковых игр;
6. Побуждать детей импровизировать в различных видах деятельности;
7. Укреплять голосовой аппарат;
8. Развивать навык выразительно передавать настроение, характер персонажей речевой игры через интонацию, жесты, движение, мимику.
Речевые игры и упражнения на музыкальных занятиях могут сопровождаться движениями, звучащими жестами (хлопками, притопами, щелчками, шлепками). Большую роль играет использование детских музыкальных инструментов – металлофонов, ксилофонов, различных свистулек, дудочек, шумовых, в том числе и самодельных «шуршалок», «звенелок», «скрипелок». Поддержка текста игрой на музыкальном инструменте (звукозаместителе) способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению текста.
Тексты, подбираемые для речевых игр, должны быть простыми, соответствующими возрасту дошкольников, легко запоминаемыми. Это образцы устного народного творчества – песенки, прибаутки, потешки.
Сопровождая стихотворения, сказки, небольшие рассказы игрой на музыкальных инструментах (звукозаместителях, дети развивают воображение, память, слуховое внимание, чувство ритма.
«Курочка Ряба».
Жили-были дед…. (постучать ручками ложек о стол)
Да баба, (постучать ложка об ложку)
И была у них курочка Ряба. (потереть ложка об ложку)
Снесла курочка яичко, (показать «яичко» от киндер-сюрприза)
Не простое… (постучать яичком)
А золотое. (позвенеть колокольчиком)
Дед бил, бил – не разбил, (постучать ручками ложек о стол)
Баба била – не разбила. (постучать ложка об ложку)
Мышка побежала, хвостиком махнула – (потрясти маракасами)
Яичко упало и разбилось. (позвенеть по стакану)
Дед плачет, (постучать ручками ложек о стол)
Баба плачет… (постучать ложка об ложку)
А курочка кудахчет: (потереть ложка об ложку)
- Не плачь, дед, -«-«-«-
Не плачь, баба, -«-«-«-
Я снесу вам яичко другое, (показать «яичко» от киндер-сюрприза)
Не золотое, (позвенеть колокольчиком)
А простое! (показать яичко)
«Шур-шур песенка».
В тиши шуршунчики шуршат:
Шур-шур, шур-шур, шур-шур.
Они похожи на мышат:
Шур-шур, шур-шур, шур-шур.
Дети играют на «шуршунчиках» - султанчиках с бумажными или полиэтиленовыми полосками.
А где-то спит мурлыка – кот.
Мур-мур, Мур-мур, Мур-мур.
Во сне он песенку поет:
- Мур-мур, Мур-мур, Мур-мур.
Дети перебирают струны цитры или арфы.
Шур-шур! Мур-мур!
Шур-шур! Мур-мур!
«Снежный оркестр».
Летят, летят снежиночки
- Динь-динь, дон-дон, дан-дан.
Дети играют на металлофоне звуки трезвучия: соль-соль, ми-ми, до-до.
Снежиночки – пушиночки:
- Динь-динь, дон-дон, дан-дан.
Звуки исполняются на ксилофоне.
Их ветерок покружит
Звучат «шуршунчики»,
С метелью их подружит.
Поют, поют снежиночки:
- Динь-динь, дон-дон, дан-дан.
Играют на металлофоне.
Им подпевают льдиночки:
- Динь-динь, дон-дон, дан-дан.
Играют на ксилофоне.
Туть Дедушка Мороз
Шлепки по коленям.
Их вдаль с собой унес.
«Матрешка и петрушка».
Вот пришли веселые матрешки.
Тук-тук!
Принесли нам расписные ложки.
Тук-тук!
Мы на ложках заиграли,
Туки-туки! Туки-тук!
Наши ложки заплясали.
Туки-туки! Тук-тук-тук!
Вот бежит приятель наш Петрушка,
Трень-трень.
Он принес ребятам погремушки,
Трень-трень.
Погремушки зазвенели
-Трень-трень-трень! Трень-трень-трень!
Звонко песенку запели
-Трень-ди, трень-ди, трень-ди-трень!
Тук-тук, туки-тук!
Трень-трень-трень-ди-трень!
Будет весело играть
Наш оркестр целый день!
«Кухонный оркестр».
Наш повар Василий
На кухню пришел.
Он главный, он сильный,
Он – как дирижер!
Огромным половником только взмахнет –
Оркестр посудный тотчас запоет:
Кастрюли огромные – бом-бом!
Бидоны бездонные – дон-дон!
Чашки для чая – тинь-тинь!
Сковородка большая – динь-динь!
Вилки и ложки – там-там!
Тарелки и плошки – бам-бам, бам-бам.
Оркестр играет у нас интересный,
А борщ получается – просто чудесный!