Воронова Наталья
Консультация для воспитателей «Использование народных игрушек в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Для детей с речевой патологией использование народной игрушки положительно влияет на развитие психофизиологических компонентов. Прежде всего, развивается мелкая и общая моторика, речь, коммуникативные и эмоционально - волевая сферы. Развивается сенсорная функция, познавательная деятельность. Использование в коррекционной работе элементов народного творчества дает весьма положительный результат. С древних времен люди стали использовать деревянные игрушки. До сегодняшнего дня деревянные изделия пользуются большим спросом.
Публикация «Консультация для воспитателей „Использование народных игрушек в работе с детьми старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Старшая группа
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Дерево в русском народном искусстве - самый распространенный материал. Обилие лесов позволяло всегда иметь его под рукой, а множество его удивительных природных качеств - прочность и одновременно податливость при обработке топором или ножом, красивая естественная текстура и способность принимать любую окраску, воздухонепроницаемость и теплоизоляционные свойства - привлекали к нему, щедро вознаграждая трудолюбие и изобретательность мастеров. Из дерева создавали жилые и хозяйственные постройки, мебель, орудия труда, посуду, детские игрушки. С деревом была связана вся жизнь русского человека. Использовали не только саму древесину, но и бересту, луб (волокнистый внутренний слой коры липы и других лиственных пород, тонкие корни ели и сосны - все шло в дело при разнообразных видах художественной обработки дерева.
Первые изделия носили утилитарный характер. Это были предметы быта, кухонная утварь. Но не только посуду, резные и расписные изделия мастерили из дерева. Безвестные художники из народа создали замечательные образцы деревянной скульптуры и игрушки.
Лаконичные фигурки вырезались из трехгранных чурок, получающихся при раскалывании по вертикали на четыре части круглого полена. На угол трехгранника приходилась лицевая часть скульптуры, а на закругленную тыльную сторону, очищенную от коры, - ее спина. Так были выполнены сохраняющиеся во многих музеях раскрашенные фигурки бравых гусаров - героев Отечественной войны 1812 года, и дам (или дур, как их называли сами резчики) в достаточно точно воспроизведенных платьях и шляпках 20-30-х гг. XIX в., с маленькими зонтиками или собачками-болон-ками на руках.
Детям очень нравятся эти красивые игрушки. Они с удовольствием занимаются с ними, не замечая времени и не отвлекаясь. В народных деревянных промысловых игрушках таятся многогранные коррекционные возможности. Внимание всего мира привлекает к себе русская матрешка. До сих пор продолжается жизнь загорской матрешки - веселой девушки в русском крестьянском костюме. Замечательные токари вытачивают уникальных кукол большого размера, насчитывающих до 30 и более постепенно уменьшающихся «дочек», вставленных одна в другую. Но обычно выпускают трех-, пяти-, восьми - местных матрешек. От загорской матрешки пошли не только семеновская и полховская, затмившие свою родоначальницу, но и кировская, которая имеет свой особый облик. Ее изготавливают не только с росписью, но и с узором из окрашенной соломки. Матрешка – классическая народная игрушка для детей. Дети любят ее разбирать и собирать. Такая игра помогает им сосредоточиться, учит терпению и усидчивости, развивается логическое мышление, пространственное воображение, крупная и мелкая моторика, координация движения рук. Уникальная народная игрушка развивает умственную деятельность ребенка, дарит ему новые впечатления и веселое настроение. Деревянная пирамидка способствует развитию мелкой моторики рук, координации движений, логического мышления. Дети знакомятся с разными цветами, геометрическими фигурами. Пирамидка учит ребенка распознавать основные геометрические формы и цвета. Основная цель развивающей игрушки - сложить все детали на доску, ориентируясь на количество отверстий в середине каждой фигуры. Игра развивает мелкую моторику рук, пространственное восприятие, логическое мышление, память, внимание. Рамки - вкладыши, разрезные картинки, логические рамки способствуют развитию мелкой моторики рук, координации движения, пространственного мышления и воображения. Деревянная свистулька очень хорошо всем известна. С древних времен люди использовали их для игр. Свистульки не только издают звук, но и развивают дыхание. Детям очень нравятся деревянные шнуровки в виде апельсина, груши, помидора, яблока. Такие игры развивают у детей мелкую моторику рук, тем самым у детей приобретаются навыки письма и речи. Деревянные игрушки являются подлинно развивающими. Они дают возможность детям самостоятельно использовать игровое средство, исследовать и экспериментировать. Дети имеют возможность видеть результат собственной деятельности. У них развивается познавательная активность, мелкая моторика рук, сенсорная и социально - эмоциональная сфера развития. Деревянные народные игрушки способствуют не только всестороннему развитию личности ребенка, но и приобщают детей к истории художественно-эстетической сферы жизни своего народа. Дети знакомятся с русским народным искусством.