Светлана Васильченко
Консультация для воспитателей «Интерес к природе, как средство экологического воспитания дошкольников»
Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стороны, является стимулом развития бережного отношения к природе, с другой – его результатом. таким образом, воспитание бережного отношения к природе идет от углубления имеющихся интересов к формированию новых знаний, чувств, умений, а от них – к интересу на более высокой ступени.
Публикация «Консультация для воспитателей „Интерес к природе, как средство экологического воспитания дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Психологи считают, что интерес в своем развитии выражен различными стадиями: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. Особое место в формировании у дошкольников любви и бережного отношения к природе занимает развитие любознательности, которая характеризуется стремлением проникнуть за пределы увиденного, узнавать неведомое. Процесс этот сопровождается удивлением, радостью, чувством удовлетворенности. Но в большинстве случаев дети самостоятельно не могут объяснить интересующие их явления природы, а потому, если взрослые не помогут им в этом, то интерес к природе может угаснуть. Иногда дети ломают ветви деревьев, кустарников, разоряют муравейники и птичьи гнезда, мучают животных. Объясняется это тем, что у них вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и ее охране, не были сформированы нравственные чувства и природоохранные мотивы. Интерес к природе у дошкольников проявляется :
– в стремлении познать природу (живую и не живую);
– в чтении (слушании) книг о природе;
– в деятельности по защите природы;
– в изображении природы в рисунках, лепке, аппликации;
– в увлечениях, связанных с природой (изготовление поделок, коллекционирование).
В процессе пробуждения и развития эмоционального восприятия природы важную роль играет отношение воспитателей к природе и интересам детей, связанным с ней. Внимание взрослых, поддержка, одобрение содействуют и развитию увлечения, и успеху деятельности.
В качестве признаков, по которым можно судить о пробуждающемся у детей интересе к природе и ее охране, могут выступать проявление интеллектуальной активности (вопросы воспитателю, участие в обсуждении природоохранных тем на занятиях и прогулках, активное оперирование знаниями, а также волевые проявления (стремление участвовать в деятельности по оказанию помощи природе).
Доступными средствами формирования интереса дошкольников к природе являются прогулки и экскурсии на природу; фенологические наблюдения; использование элементов исследовательской работы» изучение загадочных явлений природы; деятельность по оказанию помощи природе; чтение книг и просмотр видеофильмов о природе; бесед о природе и бережном отношении к ней.
Ведущую роль в формировании интереса дошкольников к природе играют экологические беседы для старших дошкольников «Поможем природе», «Растения просят помощи».
Мы продолжаем разговор о произведениях художественной литературы, посвященных лету. Яркость и пестрота красок летней природы привлекают внимание детей и без дополнительных воздействий взрослого. Однако представления ребенка, полученные в процессе самостоятельного общения с природой, нередко остаются поверхностными и отрывочными. Основываясь на положительных впечатлениях дошкольников, воспитатель может помочь им не только узнать много нового и интересного, но и упорядочить знания о различных объектах и явлениях.
Рассказывая детям о лесе, воспитатель обращает внимание на разнообразие растительного мира. Прежде всего это деревья и кустарники. Травянистых растений в лесу не много, большинство них сосредоточено на опушках и полянах.
Знакомство с лесом невозможно без разговора о грибах и ягодах. Традиционно дошкольники вместе со взрослыми обследуют их внешний вид, в том числе и для того, чтобы научиться отличать съедобные от ядовитых. Достаточно, если к старшему дошкольному возрасту дети будут различать по три-четыре вида съедобных и ядовитых грибов и ягод.
Для луга характерна другая картина: здесь растут низкорослые цветы и травы. Обращая внимание детей на многообразие растений данной экосистемы, можно рассказать и о некоторых лекарственных видах. Например, зверобой и ромашка лечат от простуды, пижму применяют при заболеваниях желудка, льнянку обыкновенную – при болезных кишечника и сердца.
Очень часто не только дети, но и взрослые ошибаются, называя поповник (нивяник) ромашкой. На самом деле различить их очень легко. Поповник – крупный одиночный белый цветок с плоской желтой серединкой на прямом стебле. Ромашка лекарственная – с ветвящимся стеблем с множеством мелких цветков на каждом ответвлении, с тоненькими, как у укропа листьями.
Педагог должен объяснить малышам, что не стоит собирать луговые цветы в огромные букеты. Они помогают не только человеку, но и животным, являясь для последних источником питания, а для насекомых еще и жильем.
Сравнивая растения луга и сада, дети классифицируют их на дикорастущие и выращиваемые человеком (или на луговые и садовые). Некоторые культурные цветы (пион, календула, мята) тоже являются лекарственными.
Описательные рассказы, стихи и загадки о цветах и травах будут способствовать лучшему запоминанию их названий дошкольниками.
Характерными приметами лета являются сенокос и сбор урожая (овощей, фруктов, зерновых). Указанная тематика традиционно связывается с профессиональной деятельностью взрослых, а также с организацией посильно детского труда. Использование произведений художественной литературы в данном случае имеет прежде всего воспитательное значение (уважение к труду людей, осознание его значимости). Вместе с тем они знакомят детей со способами ухода за растениями, с техникой и орудиями труда, используемыми в сельском хозяйстве.
В работе с дошкольниками удачно сочетаются загадки и задания на классификацию (распределение картинок по различным группам). Отгадывая загадки, ребенок разделяет растения или грибы по различным признакам: ягоды, фрукты, овощи, злаки; грибы и ягоды – на съедобные и ядовитые. Использовать литературу можно и следующим образом: вначале прочитать стихи, рассказы и пословицы, а затем, после непосредственных наблюдений в природе, загадывать соответствующие загадки. Таким образом будут закреплять и обобщать знания детей о различных природных объектах.