Получи документы

Консультация для воспитателей «Интерес к природе, как средство экологического воспитания дошкольников»

Светлана Васильченко
Консультация для воспитателей «Интерес к природе, как средство экологического воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стороны, является стимулом развития бережного отношения к природе, с другой – его результатом. таким образом, воспитание бережного отношения к природе идет от углубления имеющихся интересов к формированию новых знаний, чувств, умений, а от них – к интересу на более высокой ступени.

Темочки:

Психологи считают, что интерес в своем развитии выражен различными стадиями: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. Особое место в формировании у дошкольников любви и бережного отношения к природе занимает развитие любознательности, которая характеризуется стремлением проникнуть за пределы увиденного, узнавать неведомое. Процесс этот сопровождается удивлением, радостью, чувством удовлетворенности. Но в большинстве случаев дети самостоятельно не могут объяснить интересующие их явления природы, а потому, если взрослые не помогут им в этом, то интерес к природе может угаснуть. Иногда дети ломают ветви деревьев, кустарников, разоряют муравейники и птичьи гнезда, мучают животных. Объясняется это тем, что у них вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и ее охране, не были сформированы нравственные чувства и природоохранные мотивы. Интерес к природе у дошкольников проявляется :

– в стремлении познать природу (живую и не живую);

– в чтении (слушании) книг о природе;

– в деятельности по защите природы;

– в изображении природы в рисунках, лепке, аппликации;

– в увлечениях, связанных с природой (изготовление поделок, коллекционирование).

В процессе пробуждения и развития эмоционального восприятия природы важную роль играет отношение воспитателей к природе и интересам детей, связанным с ней. Внимание взрослых, поддержка, одобрение содействуют и развитию увлечения, и успеху деятельности.

В качестве признаков, по которым можно судить о пробуждающемся у детей интересе к природе и ее охране, могут выступать проявление интеллектуальной активности (вопросы воспитателю, участие в обсуждении природоохранных тем на занятиях и прогулках, активное оперирование знаниями, а также волевые проявления (стремление участвовать в деятельности по оказанию помощи природе).

Доступными средствами формирования интереса дошкольников к природе являются прогулки и экскурсии на природу; фенологические наблюдения; использование элементов исследовательской работы» изучение загадочных явлений природы; деятельность по оказанию помощи природе; чтение книг и просмотр видеофильмов о природе; бесед о природе и бережном отношении к ней.

Ведущую роль в формировании интереса дошкольников к природе играют экологические беседы для старших дошкольников «Поможем природе», «Растения просят помощи».

Мы продолжаем разговор о произведениях художественной литературы, посвященных лету. Яркость и пестрота красок летней природы привлекают внимание детей и без дополнительных воздействий взрослого. Однако представления ребенка, полученные в процессе самостоятельного общения с природой, нередко остаются поверхностными и отрывочными. Основываясь на положительных впечатлениях дошкольников, воспитатель может помочь им не только узнать много нового и интересного, но и упорядочить знания о различных объектах и явлениях.

Рассказывая детям о лесе, воспитатель обращает внимание на разнообразие растительного мира. Прежде всего это деревья и кустарники. Травянистых растений в лесу не много, большинство них сосредоточено на опушках и полянах.

Знакомство с лесом невозможно без разговора о грибах и ягодах. Традиционно дошкольники вместе со взрослыми обследуют их внешний вид, в том числе и для того, чтобы научиться отличать съедобные от ядовитых. Достаточно, если к старшему дошкольному возрасту дети будут различать по три-четыре вида съедобных и ядовитых грибов и ягод.

Для луга характерна другая картина: здесь растут низкорослые цветы и травы. Обращая внимание детей на многообразие растений данной экосистемы, можно рассказать и о некоторых лекарственных видах. Например, зверобой и ромашка лечат от простуды, пижму применяют при заболеваниях желудка, льнянку обыкновенную – при болезных кишечника и сердца.

Очень часто не только дети, но и взрослые ошибаются, называя поповник (нивяник) ромашкой. На самом деле различить их очень легко. Поповник – крупный одиночный белый цветок с плоской желтой серединкой на прямом стебле. Ромашка лекарственная – с ветвящимся стеблем с множеством мелких цветков на каждом ответвлении, с тоненькими, как у укропа листьями.

Педагог должен объяснить малышам, что не стоит собирать луговые цветы в огромные букеты. Они помогают не только человеку, но и животным, являясь для последних источником питания, а для насекомых еще и жильем.

Сравнивая растения луга и сада, дети классифицируют их на дикорастущие и выращиваемые человеком (или на луговые и садовые). Некоторые культурные цветы (пион, календула, мята) тоже являются лекарственными.

Описательные рассказы, стихи и загадки о цветах и травах будут способствовать лучшему запоминанию их названий дошкольниками.

Характерными приметами лета являются сенокос и сбор урожая (овощей, фруктов, зерновых). Указанная тематика традиционно связывается с профессиональной деятельностью взрослых, а также с организацией посильно детского труда. Использование произведений художественной литературы в данном случае имеет прежде всего воспитательное значение (уважение к труду людей, осознание его значимости). Вместе с тем они знакомят детей со способами ухода за растениями, с техникой и орудиями труда, используемыми в сельском хозяйстве.

В работе с дошкольниками удачно сочетаются загадки и задания на классификацию (распределение картинок по различным группам). Отгадывая загадки, ребенок разделяет растения или грибы по различным признакам: ягоды, фрукты, овощи, злаки; грибы и ягоды – на съедобные и ядовитые. Использовать литературу можно и следующим образом: вначале прочитать стихи, рассказы и пословицы, а затем, после непосредственных наблюдений в природе, загадывать соответствующие загадки. Таким образом будут закреплять и обобщать знания детей о различных природных объектах.

Публикации по теме:

Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей»Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей» 14 апреля 2017 года в детском саду комбинированного вида № 7, Тульской области, города Щекино, состоялась "Региональная педагогическая.

Дидактический фотоальбом «Птицы Урала» для экологического воспитания дошкольниковДидактический фотоальбом «Птицы Урала» для экологического воспитания дошкольников В настоящие время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать любовь к природе надо с самого раннего.

Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольниковИнтерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников Ведущую роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста играет формирование у них познавательного интереса к природе. Во время.

Консультация для молодых воспитателей и родителей дошкольников «Стопотерапия как средство профилактики плоскостопия»Консультация для молодых воспитателей и родителей дошкольников «Стопотерапия как средство профилактики плоскостопия» Во всех дошкольных образовательных учреждениях уделяется большое внимание здоровью дошколят. Растить детей здоровыми,сильными,эмоциональными.

Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников»Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников» Пластилинография считается одним из самых молодых направлений изобразительного творчества,нетрадиционная техника лепки,которая позволяет.

Консультация для воспитателей «Детский календарь» как средство развития восприятия художественной литературы у дошкольников»Консультация для воспитателей «Детский календарь» как средство развития восприятия художественной литературы у дошкольников» У детской литературы сегодня много «соперников» — мультфильмы, детские телепрограммы, компьютерные игры. В отличие от художественного произведения.

Консультация для воспитателей «Огород в детском саду как одна из форм трудового воспитания дошкольников»Консультация для воспитателей «Огород в детском саду как одна из форм трудового воспитания дошкольников» Дошкольное детство - этап формирования личности человека, становление ценностного отношения к окружающему миру. В этот период закладывается.

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников»Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников» Мастер-класс для педагогов. Тема: «Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников» Цель: развитие творческого потенциала.

Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов)Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов) Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой.

Сказки о животных как средство умственного воспитания детей младшего дошкольного возраста. Консультация для воспитателей Одним из самых распространенных литературных жанров, с которым дети знакомятся еще с раннего детства, являются сказки о животных. И начинаем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Интерес к природе, как средство экологического воспитания дошкольников»
Опубликовано: 5 марта 2020 в 09:07
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Интерес к природе, как средство экологического воспитания дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Васильченко (УИ 1237181) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД