Светлана Желудкова
Консультация для воспитателей «Почему детей необходимо воспитывать с учетом их гендерных особенностей?»
▼ Скачать + Заказать документы
Почему детей необходимо воспитывать с учетом их гендерных особенностей?
Мальчики и девочки развиваются по-разному. Уже у самых крошечных малышей (новорожденных и детей первых месяцев жизни) мозг мальчиков и девочек работает неодинаково – это подтверждается записью биотоков мозга. И уже к году различия в развитии психики мальчиков и девочек достигают такого высокого уровня, что проявляются в поведении, в такой сложной деятельности, как игра. А это значит, что у них по-разному организованы психические процессы, по-разному функционирует мозг — этот важнейший человеческий орган, от развития которого зависит, каким станет ребенок, каков будет его интеллект, насколько будет богата его эмоциональная сфера, хороша ли будет у него память, какие особенности мышления будут ему присущи.
Публикация «Консультация для воспитателей „Почему детей необходимо воспитывать с учетом их гендерных особенностей?“» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Стратегия обучения, формы и методы работы с детьми, применяемые в детском саду, чаще всего рассчитаны на девочек. При этом воспитывают и девочек и мальчиков чаще всего женщины: дома – мама или бабушка, а в детском саду – женщины-воспитатели. В результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчин. А женщины, по мнению ученых, правильно воспитывать мальчиков не могут, только по одной простой причине: у них другой тип мозга и другой тип мышления. Кроме того, педагог-женщина, естественно, не располагает детским опытом переживаний, с которыми сталкиваются мальчики дошкольного возраста при общении со взрослыми и детьми. Поэтому при общении с мальчиками многие воспитатели руководствуются лишь представлениями о том, что если это мальчик, то, следовательно, он является воплощением воли, силы, выносливости. В результате этого совсем не мужественные, а скорее боязливые, слабые физически и очень ранимые мальчики систематически подвергаются со стороны воспитателей травмирующему их воздействию. Так, например, когда на занятии воспитатель обращается с вопросом к детям, то первыми всегда поднимают руку девочки. При ответе на вопрос они стараются, чтобы их ответ был полным. Мальчики не торопятся с ответом, потому что более тщательно обдумывают его. Речь у мальчиков развита хуже, чем у девочек, поэтому они вынуждены потратить большее количество времени для того, чтобы подобрать нужные слова и высказать их. В результате всего этого, в глазах воспитателя девочки выглядят более знающими и умеющими и получают больше положительных оценок и похвал. А у мальчиков на фоне этого формируется низкая самооценка, они теряют уверенность в себе и своих возможностях.
При обучении детей воспитателю важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии. При ответе на вопрос девочки смотрят в лицо педагогу, не отвлекаясь, кивают головой, ищут подтверждения правильности ответа и только после кивка взрослого продолжают уже более уверенно. Мальчики, напротив, смотрят вниз, в сторону, шепчут себе под нос, а педагогу-женщине кажется, что они не думают, не ищут решений. И в вопросах детей прослеживается та же линия. Мальчики чаще задают взрослым вопросы ради получения какой-то конкретной информации, а девочки для установления контакта со взрослым.
То есть мальчики (и мужчины) больше ориентированы на информацию, а девочки (и женщины) — на отношения между людьми.
Специалисты отмечают, что и время, необходимое для вхождения в урок — период врабатываемости — у детей зависит от пола. Девочки обычно после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Педагоги видят это по обращенным к ним глазам и строят урок таким образом, чтобы самая трудная часть материала пришлась на пик работоспособности. Но ориентируются-то они по девочкам. Мальчики же раскачиваются долго и на педагога смотрят редко. Но вот и они достигли пика работоспособности. А девочки, наоборот, уже начали уставать. Педагог сразу заметил это, т. к. контакт с девочками у него налажен хорошо — он все время видит их обращенные к себе лица. Он начинает снимать нагрузку. А мальчикам бы именно сейчас и надо дать ключевой материал. Но самое важное уже дано, а они его пропустили или не поняли, т. к. в нужный момент уровень их работоспособности, возможность усвоить трудные знания, были низкими. Занятие окончено. Но было ли оно рассчитано на мальчиков, на особенности их физиологических и психологических функций? К сожалению, нет.
Организуя проблемно-поисковые ситуации как вид культурной практики для ребенка, необходимо помнить, что для мальчиков характерно широкое пространство поиска и экспериментирования, то есть задействована должна быть вся группа или специальное помещение. Необходимо помнить, что мальчики чувствуют себя комфортно в пространстве, начинают доминировать в нем. Девочкам удобнее решать проблему в камерных условиях, а значит, необходимо сузить зону поиска решения, сделать проблему более концентрированной в пространстве (достаточно стола, стула, одной зоны в предметно-развивающей среде группы).
При оценке поведения детей и результатов их деятельности (рисунка, лепки, аппликации, поделки, конструкции и т. п.) воспитателю необходимо помнить, что девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей и т. п. В ответ на долгие нотации взрослых девочки реагируют слезами, гневом. Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом: научился здороваться, чистить зубы, конструировать что-то и т. п. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Но именно у мальчиков наблюдается тенденция к тому, что добившись результата в каком-то виде деятельности, они так счастливы этим, что готовы конструировать или рисовать одно и то же, что позволяет им утвердиться в своих достижениях, но требует правильного понимания со стороны воспитателя. В ответ на долгие нотации взрослых они «отключают» слуховое восприятие, не воспринимают информацию.
Мальчики очень любят дружеские потасовки, что не является проявлением агрессии и создает у детей положительный эмоциональный фон. Воспитатели не всегда правильно понимают потребность мальчиков в этих потасовках и резко прерывают их, лишая детей радости, которую они при этом испытывают.
Психологический портрет мальчиков и девочек.
В центре внимания девочки с раннего возраста находится человек и сфера его непосредственного бытия: взаимоотношения между людьми, предметы потребления (одежда, утварь). Девочек чаще привлекают домашние дела. Пространство, представляющее интерес для девочек, невелико, однако оно тщательно, до мелочей, проработано, отражено в сознании. Сфера интересов мальчиков связана с их высокой двигательной и познавательной активностью, потребностью в преобразующей деятельности. У мальчиков восприятие пространства, в котором находятся интересующие их объекты, практически не ограничено. Оно охватывает как горизонтальные, так и вертикальные взаимосвязи. Ребёнок интересуется полётами в космос, путешествиями, приключениями. Вместе с тем, многие детали из непосредственного окружения ускользают от внимания мальчика, недостаточно отражены в его сознании, поэтому в быту он беспомощен.
Мальчики в целом проявляют меньше интереса к домашним делам, хуже приучаются к самообслуживанию.
Девочка больше склонна к попечительской деятельности: ухаживать, нянчить, проявлять заботу, поучать, наставлять, критиковать младших братьев ли сверстников, порой утрачивая чувство меры. У мальчиков, как правило, нет склонности опекать, обучать и наставлять младших, в особенности сестёр и девочек вообще.
Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: дети раскладывают перед собой «богатства» - кукол, украшения – и играют в ограниченном пространстве, в уголке. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель, используя при этом псё предоставленное им пространство. Мальчикам для полноценного психологического развития требуется больше пространство, чем девочкам. Если горизонтальной плоскости недостаточно, они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на деревья и другие предметы. Когда с куклой играет мальчик, он заставляет игрушку прыгать и маршировать, проделывать разные трюки, сажает её в качестве пассажира в тележку или машину, катает верхом на игрушечных животных и т. д. – и вскоре бросает. Лишь в исключительных случаях в игре наблюдается трогательное заботливое ухаживание.
Девочка лучше чувствует и понимает назначение вещи, её пользу в быту, что подчёркивает направленность интересов на человека. У мальчиков отчётливо выражена склонность к преобразующей и конструктивной деятельности. Отсюда интерес к инструментам, орудиям труда, различным механизмам и приспособлениям.
Сломанную игрушку девочка просто отбрасывает в сторону как негодную вещь. Девочки, как правило, используют игрушки по назначению, делая ошибки в применении лишь по незнанию. Мальчики лучше понимают и больше интересуются устройством вещей.
Само знакомство ребёнка с игрушкой часто начинается (а нередко и заканчивается) с того, что он лезет смотреть, как она устроена, так и не испробовав её в деле. Мальчики могут приспосабливать игрушку для различных целей, использовать не по назначению, сознательно находя ей неожиданные применения.
В конструктивных играх девочки чаще действуют по образцу: строят не города, замки или вокзалы, а дом – но зато с мебелью, предметами быта, различными украшениями. У девочек образец или план в большинстве случаев является желательным ограничением их творческой свободы; подойти как можно ближе к образцу кажется вполне достойной целью. В конструктивных играх мальчики проявляют больше изобретательности. Они строят города, железные дороги, уделяя внимание главным образом самим сооружениям. У мальчиков чаще встречаются различные свободные конструкции, проекты.
Нравственные понятия у девочек формируются несколько раньше. Девочки более конформны, лучше приспосабливаются к обстоятельствам, быстрее находят своё место при различных переменах, легче вписываются в новую обстановку. Они более чувствительны к межличностным отношениям и тоньше реагируют на нормы своей социальной группы.
Девочки весьма самолюбивы и обидчивы, более чувствительны к критике, чем мальчики. У них чаще наблюдается повышенный интерес к собственной внешности и яркая реакция на её оценку другими людьми, результатом которой могут стать различные ложные идеи о своей физической неполноценности. Мальчики менее склонны придерживаться установленных рамок, границ, чаще их переступают, причём не из сознательного стремления нарушить запрет ил неуважения к старшим ил каким-либо правилам, а из свойственного представителям мужского пола склонности к активной, преобразующей деятельности. В условиях строгой регламентации эти особенности могут приводить к нарушениям детьми распорядка, норм поведения.
Девочки чаще склонны апеллировать к взрослым, жаловаться на мальчиков. Жалующаяся сторона невольно воспринимается как потерпевшая. Мальчик реже апеллируют к старшим, реже жалуются.
Девочки склонны верить авторитетам, опираться на авторитет в затруднительных случаях. Они более исполнительны, часто им достаточно просто внушить, что «так надо». Для мальчиков преклонение перед авторитетом менее характерно. Они должны сами убедиться в необходимости определённых действий.
Период включения в деятельность на занятиях у девочек короче, чем у мальчиков. Воспитатель видит это по обращённым к нему глазам и, как правило, сразу объясняет все основные способы действий.
Поднимают руку девочки реже, хотя отвечают правильно. Отвечая на занятиях в детской саду, девочка смотрит в лицо воспитателю, ожидая подтверждения правильности ответа, и после кивка взрослого продолжает более уверенно.
Девочки чаще задают вопросы типа: «А вы к нам ещё придёте?», т. е. более ориентированы на установление контакта со взрослым, отношения между людьми. Девочки склонны к предметно-оценочной речи, в ней преобладают имена существительные и прилагательные, отрицания и утверждения. Мальчики «раскачиваются» дольше, на педагога смотрят редко. К тому моменту, когда они достигают пика работоспособности, основные задания уже даны, а потому пропустившие все пояснения мальчики начинают задавать вопросы и воспитателю и детям. Мальчики более подвижны и непоседливы. Смелее ведут себя на занятиях. Они чаще поднимают руку, не боятся ошибиться. Отвечая, мальчик смотрит на парту, в сторону или перед собой и, если знает ответ, говорит уверенно.
Мальчики чаще задают вопросы типа: «А что мы сейчас будем делать?», т. е. более ориентированы на получение информации. Словарный запас мальчиков включает больше слов, обозначающих предметы. Не используемые в быту, и общие понятия; в их речи преобладают глаголы и междометия, помогающие передать действия.
Умственные способности мальчиков и девочек в целом равны. Однако вследствие разной направленности интересов и склонностей проявляются по-разному.
Девочки более внушаемы, менее решительны в действиях. У них нет целостного восприятия предмета. Девочки лучше выполнят задания уже не новые, типовые, шаблонные, особенно когда требования к тщательности, проработке деталей, исполнительской цели задания достаточно высоки. Они, как правило, менее точно предают события, происшествия, порой не в состоянии отделить объективный ход событий от собственных переживаний в этот момент. Девочки больше обращают внимание на личностную сторону дела. У мальчиков раньше развивается способность вычленять главное. Ум мальчика больше склонен к обобщениям, менее конкретен.
Мальчики лучше выполняют поисковую деятельность, предлагают новые идеи, нестандартные способы решения, они лучше работают, если нужно решить принципиально новую задачу, но качество исполнения, тщательность, аккуратность или точность оформления нередко не соответствуют требованиям воспитателя, за что ребёнок может получить низкую оценку.
Девочки настороженно относятся к незнакомой обстановке, быстрее теряются, с трудом находят себе занятие. Отправляясь куда-либо, они имеют определённую цель. Мальчики легче ориентируются в непривычной обстановке и воспринимают её положительно, быстро находя себе занятие. В свободное время виды деятельности у мальчиков более разнообразны, но менее организованны.