Татьяна Кромаренко
Консультация для воспитателей и родителей «Воспитание сказкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия — это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами»— так писал В. Сухомлинский.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста. Рассказывая малышу сказку, мы развиваем его внутренний мир. И чем раньше мы будем читать книжки, тем раньше он начнет говорить и правильно выражаться. Сказка формирует основы поведения, общения. Развивает воображение и творческий потенциал. Чтение сказок — один из важнейших педагогических, воспитательных моментов. Взрослые, часто недооценивают развивающую и воспитательную роль сказок, забывая, что сказка — многовековая народная мудрость. Через сказку малыш познает свое место в этом мире, получает первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости. Именно сказки в доступной форме объясняют малышу, что такое хорошо и плохо, закладывают моральные и социальные ценности. Без преувеличения можно сказать, что чтение сказок малышу — это прежде всего воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души.
Публикация «Консультация для воспитателей и родителей „Воспитание сказкой“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Сказкотерапия– метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Гарднер, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Е. Петрова. Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс, как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням – к уровню сознания и подсознания, что создает особые возможности при коммуникации. В сказке в символической форме содержится информация о том, как устроен мир, как приобретать и ценить дружбу и любовь, какими ценностями руководствоваться в жизни и т. д.
Сказки развивают у ребенка умение слушать, познавать, сравнивать, сопоставлять, мыслить словами, связную речь, мышление, внимание, память, воображение, мимику лица и жесты, эстетический вкус. Но такой эффект возможен лишь в случае, когда малыш заинтересован и увлечен, поэтому нужно выбирать сказочные темы, подходящие для определенного возраста.
Первый год жизни ребенка — это период, когда наибольшее значение для развития его мышления имеет обращенный к нему материнский фольклор: колыбельные песни, в которых звучит мотив желанности ребенка, его включенности в окружающий мир, и пестушки, потешки, стихи, призывающие к играм с различными предметами, к движению, развитию и осознанию им собственного тела, его положения в пространстве.
Между годом и двумя у ребенка развивается способность удерживать в памяти собственные бытовые действия с предметами и простейшие действия сказочных персонажей. Ребенок может «помыслить» о том, что он ощущал, видел, делал и запомнил. Это возраст, когда детям очень нравятся бытовые сказки о животных, так как они близки ребенку эмоционально по мироощущению: мир взрослых, с его сложными законами, правилами и ограничениями, пока мало доступен для детского понимания.
Между двумя и пятью годами по нарастающей начинает развиваться способность ребенка образно представлять в уме и фантазировать. Иначе говоря, к 2—3 годам мозг ребенка готов к восприятию волшебных сказок. Поскольку фантазия ребенка этого возраста пока не имеет четкого вектора и ее легко направить как в положительное, так и в отрицательное для развития малыша русло, важно начать чтение волшебных сказок с произведений, имеющих простой сюжет, когда в результате последовательно развивающихся событий наступает благополучный исход. Восприятие сказки должно способствовать повышению у ребенка уверенности в себе, в своем будущем, а не пугать его. Лучше подбирать сказки с открытым сюжетом, куда вы, родители, и ребенок можете внести собственные изменения по ходу действия, что поможет ребенку в образной форме высказать свои потребности.
Таким образом, в возрасте от 2 до 5 лет главное, чтобы сказка имела смысл для ребенка, а не сама по себе, то есть она должна обогатить его жизнь, а не испугать малыша и ограничить его развитие. Кроме того, сказка может помочь найти пути разрешения осознаваемых и не вполне осознанных семейных проблем.
Между пятью и семью годами детям можно читать любые сказки, сюжет которых завладевает вниманием ребенка, возбуждает его любознательность, развивает интеллект и, главное, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции. То есть это произведение должно задевать все стороны личности ребенка: мышление, воображение, эмоции, поведение. В этом возрасте ребенок продолжает искать в сказке решение своих насущных проблем. Теперь он может «помыслить» о том, чего нет на самом деле, уносясь в своих фантазиях в желаемую реальность.
Воспитание сказкой – это эффективное воспитание без лекций и нотаций, ведь сказку малыш готов слушать всегда.
Сопровождение семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ОВЗ, включает в себя предоставление ранней помощи детям и оказание поддержки родителям в вопросах воспитания и развития ребенка. В работе с детьми и родителями я использую методику А. Маниченко персонализированные сказки для воспитания характера ребенка от двух до семи лет. Сказки становятся эффективным способом воспитания характера их ребёнка, если подойти к ним правильно. Специалисты компании «Умница» совместно с детскими психологами разработали уникальные сказки для детей. Главная особенность в том, что каждая из них бережно влияет на поведение малыша, устраняя капризы и прививая крохе положительные черты характера.
Так все сказки, делятся на персонализированные (сказки про ребёнка, в которых он является главным героем) и сказки терапевтические для избавления от капризов (где герой – «малыш, похожий на тебя»). Сказки являются естественным способом знакомства с моделями поведения во взрослом мире, помогая ребёнку в простой и незамысловатой форме справиться со многими проблемами.
В состав комплекта входят:
1. Игрушка-рукавичка для эмоциональных и эффективных занятий. Рукавичка – не просто игрушка, это герой-сказочник, который приходит к ребёнку и начинает историю, в его кармашке лежат маленькие книжки (из которых малыш может выбрать сказку, также там могут появляться маленькие подарочки по теме сказки.
2. Книга со сказками и рекомендациями для родителей.
3. 30 маленьких книжек со сказками
Персонализированные сказки направлены на воспитание конкретного ребенка, на его проблемы и несет терапевтическое значение. Дети всегда открыты сказке, ведь в ней нет прямых наставлений. Воспитательный эффект сказки несравним ни с чем: вы можете формировать любые черты характера, какие только пожелаете. Ребенком попадает в сказку, становится главным героем. В сказке ребенок проявляет нужное качество и будет стремиться подражать своему сказочному двойнику в жизни.
В основе комплекта «Воспитание характера сказкой. Лидерство» лежит уникальная методика, которая позволяет воспитать самые лучшие черты характера малыша без нотаций и нравоучений, при помощи сказки, мягко и бережно формируя положительные черты и корректируя негативное поведение.
В каждой сказке главный герой проявляет одну из семи черт:
Оптимизм – ребёнок верит в успех, заражает этой верой окружающих.
Уверенность – ребёнок с лёгкостью преодолевает трудности, не сомневается в своих силах.
Честность – ребёнок говорит правду и берёт на себя ответственность за свои поступки.
Решительность – ребёнок взвешенно принимает решения, идя на риск.
Ситуационное лидерство – ребёнок принимает нужные решения в сложных ситуациях.
Поддержка – ребёнок помогает другим стать увереннее.
Делегирование – ребёнок распределяет задачи между другими
Специалистами центра данная методика используется в течение трех лет для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Дети, имеющие нарушения в развитии (аутизм, с-м Дауна, ЗПРР, ДЦП) испытывают трудности в общении и использование игрушки-рукавички, входящей в состав комплекта, облегчает установление контакта с педагогом, доверительных отношений. Под впечатлением ребёнок лучше запоминает сказку.
Через сказку ребенку можно преподнести любую информацию, даже ту, которую он отказывается слушать и воспринимать в разговоре с родителями.
Работая с семьей, психологи и педагоги центра определяют имеющиеся проблемы у ребенка, составляют программу психолого-педагогической реабилитации и включают сказкотерапию, как один из интенсивных методов коррекции и воспитания, используя сказки, придуманные на основе имеющихся у ребенка проблем. В качестве участников сказки могут выступать его любимые герои, которым нужна помощь малыша.
И это не просто ощущения, а переживания, которые прочно связаны с определенным способом поведения героев сказки в соответствующей ситуации.
Сказка не оставляет ребенка равнодушным воспитуемым, а делает его активным участником происходящего, переживающим вместе с героями каждую неудачу и каждую победу, а поддержку и одобрение малыш найдет в родителе или педагоге.
Сказкой можно снять тревогу у ребенка, поставить эмоциональную речь, сделать ее красивой и образной, расширить словарный запас. В результате ребенок будет расти уверенным в себе, сильным человеком, способным справиться с любой ситуацией в жизни и помочь другим.
Литература:
1. Маниченко А. «Как воспитать ребенка лидером». Сборник персонализированных сказок. «Умница», Челябинск, 2013г.
2. Маниченко И. «10 секретов воспитания», «Умница», Челябинск, 2013г.
3. Маниченко А. А., Умница, Мамины сказки. Как воспитать ребенка добрым. Персонализированные сказки для воспитания доброты
4. Роль сказки в жизни ребенка раннего возраста. rol_skazki.docx (150,43кб)
7. ispolzovanie_skazki_v_sisteme_vospitaniya_detey.doc. Использование сказки в системе воспитания детей раннего дошкольного возраста.