Марина Серякова
Консультация для воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Игры и упражнения для обучения ориентировке в пространстве
детей с нарушением зрения
(старший возраст)
У детей с нарушением зрения пространственная ориентировка протекает замедленнее и со значительными трудностями. Связано это с ограничением у детей зрительной информации об окружающем, а также с неумением пользоваться при ориентировке неполноценным зрением и другими сохранными анализаторами.
Публикация «Консультация для воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Темочки
Существует необходимость организации специального обучения дошкольников с нарушением зрения ориентировке в пространстве. При этом необходимо учитывать возраст ребенка, влияние на его развитие нарушения зрения, а также индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей каждого ребенка. Большое место в этой работе следует отвести специальным дидактическим играм и упражнениям.
Эффективность обучения с использованием специальных игр и упражнений в первую очередь достигается тем, что деятельность ребенка стимулируется желанием принять участие в игре. Педагог организует процесс обучения таким образом, что игровые действия ребенка тесно связаны с успешностью его практической ориентировки в пространстве. Так, чем лучше ребенок усвоит необходимые навыки ориентировки, тем шире будут его возможности в игре. Важно и то, что в играх слабовидящие дошкольники получают возможность упражняться в самостоятельных действиях по ориентировке в пространстве. В случаях, когда ребенок нуждается в помощи педагога, это должно делаться незаметно, чтобы ребенок не потерял веры в возможности выполнить задание самостоятельно.
Для проведения игр и упражнений на развитие пространственной ориентировки в группе должны быть созданы специальные условия.
Условия проведения игр и упражнений:
- обеспечение повышенного уровня освещенности помещения (и каждого рабочего места ребенка, где проводится игра (не менее 500 люкс);
- использование игрового и дидактического материалов, отвечающих определенным требованиям, обусловленными своеобразием зрительного восприятия слабовидящих дошкольников (игрушки должны быть крупными, яркими, передающими характерные признаки реальных предметов; картинки и схемы — с четким контуром изображений, без лишних деталей, доступные восприятию детей);
- применение щадящей зрительной нагрузки (не более 5 минут непрерывной зрительной работы);
- выявление и учет педагогом имеющихся у детей навыков ориентировки и представлений о пространстве, на основе которых могут быть выполнены предлагаемые им задания.
Приёмы проведения игр на развитие пространственной ориентировки:
- показ педагогом выполнения игрового действия;
- поэтапное предъявление педагогом игровых заданий (по мере выполнения их ребенком);
- четкие инструкции педагога, доступные пониманию ребенка;
- оказание педагогом помощи различного вида: а) совместное частичное или, в случае необходимости полное выполнение действия педагогом и ребенком; б) повторение словесных инструкций; в) моральная поддержка, поощрение педагогом действий ребенка.
Игры и упражнения на ориентировку в пространстве
с использованием сохранных анализаторов.
Вот некоторые игры и упражнения на ориентировку в пространстве с использованием сохранных анализаторов: “С какой стороны от тебя звучит?”, “Найди звучащий предмет”, “Узнай по звукам, в каком помещении ты находишься”, “Мир вокруг нас в звуках”, “В какую сторону от тебя движется звучащий предмет?” и др.
Названные и подобные игры и упражнения можно проводить и в помещениях детского сада, и на участке, и на улице во время прогулки, экскурсии.
Для развития слухового восприятия полезно также учить детей различать по звуку музыкальные и озвученные игрушки в играх и упражнениях “Что звучало?”, “Найди игрушку, которая звучала”. Дети должны не только узнать игрушку по характерному для нее звуку, но и найти ее среди других, обозначить словом ее пространственное расположение (по отношению к другим игрушкам и к себе). Как и в других играх, к участию привлекаются различные сохранные анализаторы.
«Что я делаю»
(Игра проводится с группой из 5— 7 детей).
Дидактическая задача. Учить детей различать звуки, производимые различными предметами.
Материал: ножницы, бумага, чашка с водой, чайная ложечка, два стакана с водой и др. предметы.
Ход игры. Дети сидят. (Педагог заранее приготовил на столе необходимые предметы, накрыл их салфеткой). Педагог объясняет, что он будет сейчас что-то делать с разными предметами: “Вы должны внимательно слушать с закрытыми глазами. Потом скажете мне, что я делала”. Затем педагог просит детей закрыть глаза. Поочередно производит различные действия: 1. Берет в руки лист бумаги, рвет ее. 2. Мнет бумагу в руках. 3. Режет бумагу ножницами. 4. Размешивает в чашке воду ложечкой, позвякивая ею. 5. Переливает воду из одного стакана в другой. 6. Ударяет мячом о пол. 7. Передвигает стул и т. д. После окончания каждого действия педагог просит детей открыть глаза и сказать, что и с какими предметами делалось.
«Игрушки пришли в гости»
(Игра может проводиться индивидуально или с подгруппой из двух детей).
Дидактическая задача. Учить детей располагать игрушки по словесным инструкциям педагога в различных направлениях “от себя” (справа, слева, впереди, сзади, обозначать их в речи соответствующими пространственными терминами.
«Какой игрушки не стало?»
(Игра может проводиться с подгруппой из 5—7 детей. При необходимости можно провести ее индивидуально).
Дидактическая задача. Учить детей запоминать игрушки и их расположение в пространстве, обозначая его в речи соответствующими пространственными терминами.
Материал: Разнообразные крупные игрушки (от 5 до 10 шт.); скамейка.
Ход игры. Дети запоминают расположение игрушек, рассказывают их расположение, используя речи соответствующие пространственные термины.
«Какие игрушки поменялись местами?»
(Игра проводится индивидуально или с подгруппой из 4—5 детей).
Дидактическая задача. Учить детей определять изменения в пространственном расположении игрушек, обозначая это в речи соответствующими пространственными терминами.
Материал. Крупные игрушки.
«Где живут игрушки?»
(Игра проводится с подгруппой из 4—5 детей).
Дидактическая задача. Учить детей определять пространственное расположение игрушек в шкафу, обозначая это в речи соответствующими пространственными терминами.
Материал. Шкаф с тремя открытыми полками, 9 крупных игрушек.
«Далеко – близко»
(Игра проводится с группой детей).
Дидактическая задача. Учить детей понимать слова “далеко— близко, дальше—ближе”, использовать их в речи.
Материал. Крупные игрушки; предметы и мебель игровой комнаты.
«Катится мяч»
(Упражнение проводится индивидуально)
Дидактическая задача. Учить детей определять с помощью зрения различные направления «от себя» и обозначать их в речи соответствующими пространственными терминами.
Материал: Кукла, маленький мяч.
Ход: Кукла просит ребенка научить его играть в мяч. Сначала упражнения с мячом выполняет ребёнок. Он бросает мяч вперед, вправо, влево, назад, называя пространственные термины. «Я бросил мяч вперед». Затем ребенок берет куклу за руки, спиной к себе и бросает от имени куклы мяч. Педагог задает вопросы, а ребёнок отвечает, в какую сторону кукла бросила мяч.
Важным условием при проведении игр и упражнения является постоянное сопровождение предметно-практических ориентировочных действий словесными обозначениями. Постоянное проведение занятий на основе полисенсорного восприятия у детей создается обобщенный образ окружающего пространства, что является основой для формирования пространственных представлений.
Использование детьми информации об окружающем, полученной с помощью всех сохранных анализаторов, позволит им значительно успешнее ориентироваться в пространстве.
Подготовила учитель-дефектолог (тифлопедагог) Серякова М. В.